СуперЭтнос.рф  

статьи:

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ~1650-ЛЕТНЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ МАСШТАБНЫХ МИГРАЦИЙ В ЕВРОПУ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ГИПОТЕЗА О ГЕТЕРОЗИСНОМ ГЕНЕЗИСЕ ПАССИОНАРНОСТИ КАК БИОСОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ЧИСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА

ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

МАСШТАБНЫЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

Мониторинг состояния общественного порядка и безопасности в городе Набережные Челны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населения

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРАВИДСКИХ ГИПЕРЭТНОСОВ ИНДИИ

Эмпирическая проверка числового алгоритма:

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГИПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ МЕСОПОТАМСКИХ СУПЕРЭТНОСОВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ РИМСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕРУССКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВЕЛИКОРОССОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЗАПАДНЫХ СУПЕРЭТНОСОВ В ПЕРИОД ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАПАДА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ АНГЛИЧАН И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ КИТАЙСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЯПОНСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Этнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

Динамика политий и динамика качества населения

ОДИНОКИ ЛИ МЫ НА ЗЕМЛЕ?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КОНФЛИКТНАЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В США: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА


Суперэтнос

«Суперэтнос» – это звучное слово ввел в научный обиход известный российский историк, автор пассионарной теории этногенеза Лев Николаевич Гумилев. Под этим термином он понимал совокупность этносов, связанных общностью исторической судьбы, а также общей культурой и ментальностью.
Неоценим вклад Гумилева в развитие исторической науки. Историки традиционно считают, что ход истории детерминируется в основном социальными факторами. Гумилев же выдвинул и отстаивал идею, что на исторический процесс в равной мере влияют и природные факторы. На чем Лев Николаевич основывал эту идею? По его мнению, полноправными участниками и творцами истории выступают не только классы, социальные группы и «великие» личности, но также и этносы, рассматриваемые как «биофизические реальности, всегда облеченные в ту или иную социальную оболочку». Биофизическую ипостась этноса Гумилев видел в существовании пассионарного признака. Носителями этого признака являются пассионарии – своего рода «микромутанты», которые рождаются в зонах так называемых «пассионарных толчков» – участков земной поверхности, подвергшихся воздействию интенсивного космического излучения. Являясь сверхактивными людьми, пассионарии и создают новый этнос. Необходимо сказать, что эта гипотеза Гумилева вызывает наибольшие возражения специалистов.
Каждый этнос занимает определенный географический ландшафт, который во многом определяет основные формы его хозяйственной деятельности. Понятно, что географические и биофизические факторы напрямую влияют на этногенез, который связан с процессами образования государства, т.е. политогенезом. Так, согласно Гумилеву, «новорожденный» этнос образует свое государство или иные социально-политические институты в возрасте около 150 лет, и «фаза подъема (первая фаза этногенеза) всегда связана с экспансией, подобно тому, как расширяется нагретый газ». Очевидно, эта экспансия есть результат успешной завоевательной политики государства этноса.
Одним из основных положений концепции Гумилева является утверждение, что все этносы проходят в своем развитии ряд возрастных фаз – подъем, акматику, надлом, инерцию и обскурацию. Для каждой из фаз характерны свои возрастные рамки и преобладание определенных политических процессов (для фазы подъема – формирование государства и его последующее расширение, для фазы акматики – внутренние смуты пассионарного перегрева и т.д.).
Фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через так называемые фазовые переходы – кризисные периоды в жизни этноса, для которых характерны внутренние смуты, ведущие к ослаблению его государства.
Таким образом, существует тесная связь между судьбой государства и его этнического ядра, что позволяет рассматривать формирование государства (политогенез) и формирование и развитие этноса (этногенез) как два аспекта единого динамического процесса. Можно назвать этот единый процесс этнополитогенезом, подразумевая под этим термином коррелированность процессов этно- и политогенеза.
Из существования единого процесса этнополитогенеза следует, что биофизические и географические факторы влияют не только на этногенетические, но и на политические процессы. Если не учитывать влияние этих факторов, то полную картину политической истории создать будет сложно, если вообще возможно.
Резюмируем изложенное в виде следующих положений:
1. Этнос есть не только социальная, но и биофизическая реальность, занимающая определенный географический ландшафт. Это означает, что на процессы этногенеза влияют не только социальные, но в равной мере и природные (биологические, географические, возможно, какие-то физические) факторы.
2. Тесная взаимосвязь между процессами этно- и политогенеза дает основание выдвинуть гипотезу о существовании единого процесса этнополитогенеза.
3. Из существования единого процесса этнополитогенеза следует, что на политические процессы влияют, в том числе, и природные факторы.
В этих положениях, на наш взгляд, заключены главные достоинства концепции Гумилева. Разумеется, она не лишена и недостатков. Главные из этих недостатков следующие:
1. По мнению многих исследователей, не выдерживает научной критики гипотеза Гумилева о мутационном генезисе пассионарности (его утверждение о том, что пассионарный признак – это «микромутация», возникающая в организмах части людей, подвергнувшихся воздействию космического излучения).
2. Гумилев указывает примерные даты пассионарных толчков, приведших к образованию новых этносов, и примерные возрастные рамки фаз этногенеза. Это делает возможным эмпирическую проверку положений его концепции путем анализа этнополитогенеза тех этносов, по истории которых имеются более или менее полные фактические данные. Однако Гумилев не провел эту эмпирическую проверку. Если бы эта проверка была проведена и ее результаты оказались положительными (в этнополитогенезе каждого этноса четко прослеживаются все фазы этногенеза, начинающиеся и заканчивающиеся в определенных этнических возрастах), то это, во-первых, было бы очень сильным аргументом в пользу справедливости его концепции. Во-вторых, дало бы в руки исследователя очень сильный инструмент для прогнозирования этнополитогенеза существующих этносов. Если точно известна дата возникновения этноса, то можно вычислить, в какой фазе он находится. Каждая фаза имеет свои индивидуальные характеристики, что и дает возможность прогнозировать общий тренд развития политических процессов в государстве, образованном этим этносом.
3. Одно из противоречий концепции Гумилева заключается в следующем. По его мнению, фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через фазовые переходы. Тем не менее, в своем графике изменения пассионарного напряжения этнической системы (по этому графику можно определить примерные возрастные рамки фаз) фазовые переходы он не выделяет. Также Гумилев не раскрывает причины начала фазовых переходов.
Эти недостатки вызывают необходимость внесения изменений в концепцию Гумилева. Обсуждению этих изменений будут посвящены первые две статьи, размещенные на страницах сайта. Эти статьи имеют теоретический характер. В первой дается наше понимание феномена пассионарности и на основе этого понимания объясняется генезис фазовых переходов. Во второй статье формулируется универсальная закономерность – так называемый «числовой алгоритм этнополитогенеза». Универсальный характер числового алгоритма означает, что он в целом справедлив в отношении всех этносов вне зависимости от эпохи, в которой они существовали, а также вне зависимости от типа их хозяйственной деятельности. Иначе говоря, числовой алгоритм инвариантен относительно исторических эпох и типов хозяйственной деятельности. Разумеется, речь идет о тех этносах, по этнополитогенезу которых имеются более или менее полные фактические данные
В последующих работах будет продемонстрирована справедливость числового алгоритма в отношении этносов, существовавших в различные исторические эпохи. Также будет дан прогноз развития существующих в настоящее время суперэтносов – прежде всего, российского и западного.

С уважением, организатор сайта,
канд. полит. наук Сайфуллин Рубин Гатуфович.


Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос