—уперЁтнос.рф  

статьи:

¬Ћ»яЌ»≈ ѕќѕ”Ћя÷»ќЌЌќ√ќ ‘ј “ќ–ј Ќј √≈Ќ≈«»— ѕќЋ»“»„≈— »’  ќЌ‘Ћ» “ќ¬

„»—Ћќ¬ќ… јЋ√ќ–»“ћ Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј

√≈Ќ≈«»—  –»«»—ќ¬ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » —ћ”“Ќџ’ ѕ≈–»ќƒќ¬ ¬ ‘ј«≈ ѕќƒЏ≈ћј

√»ѕ≈–Ё“Ќќ— » ƒј“џ ¬ќ«Ќ» Ќќ¬≈Ќ»я Ё“Ќќ—ќ¬

’ј–ј “≈–»—“» ј ‘ј« Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј » ‘ј«ќ¬џ’ ѕ≈–≈’ќƒќ¬

ћј—Ў“јЅЌџ≈ ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— »≈  ќЌ‘Ћ» “џ: Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ   јЌјЋ»«” » ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё

ћониторинг состо€ни€ общественного пор€дка и безопасности в городе Ќабережные „елны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населени€

 ќ√ƒј ¬ –ќ——»» ”—“јЌќ¬»“—я ѕќЋЌќ÷≈ЌЌќ≈ √–ј∆ƒјЌ— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ?

 ќ√ƒј ¬ –ќ——»» ”—“јЌќ¬»“—я ѕќЋЌќ÷≈ЌЌќ≈ √–ј∆ƒјЌ— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ?

Ёмпирическа€ проверка числового алгоритма:

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈≈√»ѕ≈“— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ћ≈—ќѕќ“јћ— »’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« –»ћ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬»«јЌ“»…— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈–”—— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬≈Ћ» ќ–ќ——ќ¬ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я –ќ——»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ” –ј»Ќ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« «јѕјƒЌџ’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬ ¬ ѕ≈–»ќƒ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я «јѕјƒј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« јЌ√Ћ»„јЌ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я јЌ√Ћ»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«  »“ј…— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я  »“јя

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« яѕќЌ— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я яѕќЌ»»

Ётнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

ƒинамика политий и динамика качества населени€

ќƒ»Ќќ » Ћ» ћџ Ќј «≈ћЋ≈?

ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»≈ Ё —“–≈ћ»—“— ќ… ѕ–≈—“”ѕЌќ—“» Ќј ќ—Ќќ¬≈ Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќƒ’ќƒј

 ќЌ‘Ћ» “Ќјя ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— јя ƒ»Ќјћ» ј ¬ —Ўј: –≈“–ќ—ѕ≈ “»¬Ќџ… јЌјЋ»« » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я Ќј ќ—Ќќ¬≈ Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќƒ’ќƒј


 ќ√ƒј ¬ –ќ——»» ”—“јЌќ¬»“—я ѕќЋЌќ÷≈ЌЌќ≈ √–ј∆ƒјЌ— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ?

¬ведение.
Ќесмотр€ на высокую степень разработанности пон€ти€ Ђгражданское обществої, среди обществоведов продолжаютс€ оживленные дискуссии о его сущности, структуре, характеристиках. ќбщеприн€тым можно считать положение о том, что гражданское общество Ц это свободное, демократическое, плюралистическое общество, дл€ которого характерна высока€ социальна€ активность граждан. Ѕерезутский ё. ¬. рассматривает ее как Ђнаиважнейший фундамент развити€ гражданского обществаї, подчеркивает ее Ђглавенствующую роль в его функционировании и развитииї [1, с. 111]. —оциальна€ активность реализуетс€ в де€тельности разнообразных институтов гражданского общества и призвана обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, в том числе, и посредством оказани€ вли€ни€ на прин€тие властными органами управленческих решений, касающихс€ жизни граждан.
Ѕерезутский ё. ¬. отмечает, Ђчто сегодн€ социальна€ активность населени€ –оссии сниженаї [1, с. 111], что тормозит становление в стране полноценного гражданского общества. ¬ысказываютс€ различные мнени€ о причинах такого положени€. Ћиберально ориентированный исследователь яковенко ». √. усматривает причину в том, что Ђтрадиционна€ российска€ культура веками подавл€ла автономную личность, потребител€, собственника, человека, ориентированного на демократические ценностиї [15]. Ёта позици€ смыкаетс€ с откровенной русофобией, в рамках которой русские воспринимаютс€ как органически неполноценный народ, по природе своей не способный к воспри€тию Ђзападных ценностейї. ќбразчик такого воспри€ти€ демонстрирует английский журналист –од Ћиддл: Ђ–усские генетически предрасположены к некомпетентной и авторитарной властиї [÷ит. по: 9]. ѕридерживающийс€ патриотических позиций  ара-ћурза —. √. утверждает, что пон€тие гражданского общества в его главном смысле неприложимо к незападным культурам, сто€щим на иных антропологических и политэкономических представлени€х [6].
¬ данной статье анализируютс€ с позиции биосоциального подхода причины формировани€ на «ападе гражданского общества с присущим ему плюрализмом, причины отсутстви€ в современной –оссии полноценного гражданского общества, а также перспективы его развити€.

1. —пецифика гражданского и Ђхорошегої обществ с позиции биосоциального подхода.
¬заимосв€зь общественной динамики с динамикой качества населени€ в ее биосоциальном аспекте исследовал Ћ. Ќ. √умилев. ƒинамика качества населени€ определ€етс€ динамикой энергетических типов Ц пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей в составе этноса, т. е. динамикой пассионарности, котора€ обуславливает смену фаз этногенеза (об этих типах и фазах этногенеза см.: [2; 3]).
—огласно Ћ. Ќ. √умилеву, пассионарность есть величина векторна€, и дл€ каждой фазы (они €вл€ютс€ устойчивыми состо€ни€ми) характерно некое оптимальное соотношение типов [2, с. 286, 404]. ”ченый вводит пон€тие пассионарного напр€жени€ Ц отношени€ пассионарности общности к числу составл€ющих ее индивидов [2, с. 273]. ћожно говорить о том, что дл€ каждой фазы существует некотора€ оптимальна€ величина пассионарного напр€жени€.
ѕо нашему мнению, дл€ каждой фазы характерна не одна оптимальна€ величина пассионарного напр€жени€, а некоторое множество таких величин, ограниченное минимальным и максимальным значени€ми. Ќа прот€жении каждой фазы величина напр€жени€ может колебатьс€ в пределах этих значений.
≈сли величина пассионарного напр€жени€ выходит за пределы множества оптимальных значений (становитс€ существенно больше максимального или, наоборот, существенно меньше минимального оптимального значени€), то наступает фазовый переход Ц неустойчивое состо€ние, дл€ которого характерны раскол этнического пол€ и смуты. —огласно Ћ.Ќ. √умилеву, раскол этнического пол€ характеризуетс€ образованием в рамках этнической системы† двух или нескольких целостностей, резко различающихс€ между собой стереотипами поведени€ и ментальностью [12, с. 515]. Ќа базе этих целостностей возникают военно-политические группировки, придерживающиес€ диаметрально противоположных идеологических установок. ѕротиворечи€ между этими группировками часто привод€т к вооруженным столкновени€м.
‘азовый переход продолжаетс€ до тех пор, пока величина напр€жени€ не перестает выходить за пределы множества оптимальных значений следующей фазы, что означает ее начало.†††
ќдними из главных признаков гражданского общества €вл€ютс€ высока€ социальна€ активность его членов и плюрализм. ƒл€ пассионарных индивидов характерна Ђактивность, про€вл€юща€с€ в стремлении к цели и в способности к сверхнапр€жени€м и жертвенности ради ее достижени€ї [12, с. 509]. —ледовательно, среди членов гражданского общества высока дол€ индивидов с высоким уровнем пассионарности, и устойчивым оно может быть лишь при условии его плюрализма. ѕривлека€ векторную алгебру, плюрализм можно представить как разнонаправленность векторов пассионарности индивидов. ƒинамика этой разнонаправленности призвана обеспечить в каждый период времени оптимальную дл€ данной фазы (как будет показано ниже Ц инерционной) величину пассионарного напр€жени€ социума.
ѕри отсутствии плюрализма и приверженности единой идеологии (единомыслии, единодушии) будет наблюдатьс€ примерна€ однонаправленность векторов пассионарности. ¬ этом случае напр€жение социума может превысить верхний предел оптимальных величин, и он войдет в неустойчивое состо€ние, чреватое смутами.
 оваль ≈. ј. высказывает мнение, что дл€ современной –оссии более приемлемо в сравнении с гражданским Ђхорошееї общество, дл€ которого характерна определенна€ степень единодуши€ граждан по ключевым ценностно-нормативным вопросам [7, с. 27, 31]. — этим мнением можно согласитьс€. Ќизка€ социальна€ активность населени€ –оссии свидетельствует о сравнительно высокой доле в нем индивидов с низким уровнем пассионарности, и устойчивым российский социум может быть лишь при условии единодуши€ основной массы его членов. Ќиже будет дан прогноз, что в недалеком будущем в –оссии веро€тно установление такого общества, дл€ которого будет характерна очень высока€ степень единодуши€ граждан. †
ѕо мнению Ћ. Ќ. √умилева и ¬. ё. ≈рмолаева, великороссы наход€тс€ в насто€щее врем€ в фазовом переходе надлом-инерци€ [4, с. 184], предшествующего инерционной фазе. ѕо нашему мнению, в начале этого фазового перехода наход€тс€ центрально-русские попул€ции, которые объедин€ют большую часть великороссов. ƒругие попул€ции великороссов наход€тс€ в фазах подъема и акматики [10].
 ак будет показано ниже, в фазах подъема, акматики и надлома дол€ индивидов со сравнительно высоким уровнем пассионарности существенно ниже, чем в инерционной фазе. ѕоэтому дл€ сохранени€ устойчивого состо€ни€ в этих фазах необходима Ђопределенна€ степень единодуши€ гражданї, т. е. определенна€ степень однонаправленности векторов пассионарности членов социума. ¬ противном случае (гражданское общество с присущим ему плюрализмом, т. е. разнонаправленностью векторов пассионарности) напр€жение социума может оказатьс€ меньше нижнего предела оптимальных величин, и он также войдет в неустойчивое состо€ние, чреватое смутами. ƒинамика однонаправленности призвана обеспечить в каждый период времени оптимальную величину пассионарного напр€жени€ социума.
“аким образом, степень плюрализма и демократии того или иного общества зависит от уровн€ пассионарности составл€ющих его индивидов. —огласно Ћ. Ќ. √умилеву, в этносе численно преобладают гармоничные люди, доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны [2, с. 404; 5, с. 302]. ѕоэтому эта степень должна зависеть в основном от уровн€ пассионарности гармоничных людей.

2. Ёнергоструктура гражданского и Ђхорошегої обществ.††
—реди энергетических типов Ћ. Ќ. √умилев выдел€ет различные подтипы, различающиес€ уровнем пассионарности. ¬ы€сним те отличительные признаки каждого из энергетических типов и подтипов (прежде всего, подтипов гармоничников), которые обеспечивают специфику гражданского и Ђхорошегої обществ.
ќтличительным признаком пассионариев €вл€етс€ готовность пожертвовать своей жизнью ради достижени€ цели [5, с. 302]. ѕоэтому их величина пассионарности выше импульса инстинкта самосохранени€; последний Ћ. Ќ. √умилев принимает равным одной условной энергетической единице [2, с. 327] (далее будет использоватьс€ аббревиатура Ђу.э.е.ї).
ѕассионарность пассионариев мен€етс€ в широких пределах. ≈е величина чуть больше 1 у.э.е. у первого подтипа пассионариев Ц низкопассионарного пассионари€, ориентированного на Ђпоиск удачи с риском дл€ жизниї (здесь и далее характеристику подтипов см. в по€снени€х к рис. 4 Ђ»зменение пассионарного напр€жени€ этнической системыї в: [2, c. 339]). ƒл€ среднепассионарного пассионари€ характерно Ђстремление к идеалу знани€ и творчестваї, дл€ высокопассионарных пассионариев Ц Ђстремление к идеалу успехаї, Ђстремление к идеалу победыї и Ђжертвенностьї.††
—убпассионариев Ћ. Ќ. √умилев определ€ет как Ђкатегорию людей с отрицательной пассионарностьюї [2, с. 284]. »х вектор пассионарности направлен противоположно векторам основной массы населени€, что снижает суммарную величину пассионарности социума.
—убпассионарии дел€тс€ на два подтипа. ќтличительным признаком первого подтипа €вл€етс€ Ђнеспособность регулировать вожделени€ї, второго Ц Ђнеспособность их удовлетвор€тьї. ¬еличина пассионарности этих подтипов мен€етс€ от значени€ чуть меньше нул€ до значени€, веро€тно, около ЂЦ 0,5ї у.э.е. у первого подтипа и от значени€ ЂЦ 0,5ї до ЂЦ 1ї у.э.е. у второго.†
Ћ. Ќ. √умилев дает подробное описание первого подтипа. Ђ—убпассионарность про€вл€етс€ в неспособности сдерживать инстинктивные вожделени€, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Ћюдей такого типа называют брод€гами, люмпен-пролетари€ми, чернью, отбросами общества, бос€ками, Ђбомжамиї и т. д. —осредоточение субпассионариев в городах приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспор€дков. ¬се это следстви€ основной черты субпассионариев Ц неспособности контролировать свои вожделени€, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающимї [12, с. 520]. Ђ¬ силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, соверша€ вместе с пассионари€ми завоевани€ и перевороты. ќни способны на нищенство или на разбой, жертвами которого становитс€ основна€ масса населени€ї [2, с. 285]. Ћица с Ђнеспособностью удовлетвор€ть вожделени€ї, по-видимому, психически неполноценны и не могут участвовать в социальной жизни в качестве самосто€тельных субъектов.
ѕо мнению Ћ. Ќ. √умилева, Ђгруппа субпассионариев в истории наиболее красочно представлены брод€гами и профессиональными солдатами-наемниками (ландскнехтами)ї [2, с. 285]. ќтнесение к субпассионари€м солдат-наемников вызывает возражение. ќчевидно, что у наемников (не только солдат, но и киллеров), а также руководителей и активных членов организованных преступных групп, профессиональна€ де€тельность которых предполагает убийства людей и содержит риск быть убитым самому, величина пассионарности по модулю превышает 1 у.э.е. “огда как у Ђброд€гї и других асоциальных элементов она, скорее всего, по модулю не превышает 0,5 у.э.е. Ќаход€сь в группе себе подобных, в состо€нии алкогольного или наркотического опь€нени€, субпассионарии Ц асоциальные элементы способны на убийство (также они могут совершить его под руководством пассионари€). ќднако оно происходит спонтанно. —амосто€тельно планировать и затем осуществл€ть согласно плану преступные акции субпассионарии, как правило, не в состо€нии.
”читыва€, что величина пассионарности солдат-наемников по модулю превышает 1 у.э.е., было бы логично назвать их антипассионари€ми.   антипассионари€м следует также отнести руководителей и активных членов ќѕ√, а также экстремистских и революционных организаций, став€щих своей целью свержение существующего стро€. ¬ектор пассионарности антипассионариев направлен, как и у субпассионариев, противоположно вектору пассионарности основной массы населени€, т. е. пассионарность антипассионариев также есть величина отрицательна€, но по модулю превышающа€ единицу.
¬ периоды устойчивых состо€ний фаз этногенеза число антипассионариев на пор€док меньше, чем пассионариев. Ќо оно резко возрастает и становитс€ сравнимым с числом пассионариев во врем€ кризисных периодов фазовых переходов. ¬ эти периоды часть пассионариев, до этого ло€льно относивша€с€ к власт€м, присоедин€етс€ к составл€ющим контрэлиту антипассионари€м, увлека€ за собой и часть гармоничников. ѕроисходит раскол этнического пол€, привод€щий к смутам.
 ритерии выделени€ Ћ. Ќ. √умилевым гармоничных людей отличаютс€ противоречивостью. — одной стороны, гармоничными он считает тех индивидов, у которых импульс пассионарности равен импульсу инстинкта самосохранени€ (последний, напомним, он принимает равным 1 у.э.е.) [2, с. 327, 404]. — другой стороны, пассионарность Ђтихого обывател€, адаптированного к биоценозу ареалаї, близка к нулю. »з таких гармоничников почти целиком состоит этнический реликт, пассионарное напр€жение которого близко к нулю [12, с. 537]. Ёто противоречие можно сн€ть, если считать, что пассионарность гармоничных людей мен€етс€ от 0 до 1 у.э.е. включительно. ¬ пользу этого мнени€ свидетельствует замечание о том, что ЂЋ. Ќ. √умилев включал в число гармоничных людей также пассионариев с низкими степен€ми пассионарности, выражающимис€ в стремлении к успеху и благоустройству без риска дл€ жизниї [12, с. 497]. —ама формулировка ЂстремлениеЕ без риска дл€ жизниї указывает на то, что здесь речь идет о высокопассионарных гармоничниках. Ётот подтип гармоничника указан на графике Ђ»зменение пассионарного напр€жени€ этнической системыї (рис. 4 в: [2, с. 339]). Ќижн€€ граница уровн€ его пассионарности находитс€, видимо, на уровне примерно 0,5 у.э.е.
¬ысокопассионарные гармоничники с величиной пассионарности около 1 у.э.е. легко индуцируютс€ под вли€нием ментально близких низкопассионарных пассионариев, у которых величина пассионарности чуть больше единицы (о пассионарной индукции см.: [12, c. 508]).
—кал€рна€ величина пассионарного напр€жени€ гражданского общества существенно выше величины напр€жени€ Ђхорошегої общества. Ёто можно объ€снить тем, что в гражданском обществе преобладают высокопассионарные гармоничники, величина пассионарности которых находитс€ в верхнем сегменте характерных дл€ гармоничников значений (от 0,5 и до 1 у.э.е. включительно, среднее значение Ц 0,75 у.э.е.). “огда как в Ђхорошемї обществе преобладают низкопассионарные гармоничники, пассионарность которых находитс€ в нижнем сегменте (от 0 и до 0,5 у.э.е., среднее значение Ц 0,25 у.э.е.). ћежду этими двум€ группами гармоничников имеютс€ существенные поведенческие и ментальные различи€, что определ€ет глубокие отличи€ друг от друга гражданского и Ђхорошегої обществ.
∆изненна€ стратеги€ низкопассионарного гармоничника направлена на адаптацию к существующим социальным услови€м. ƒостижение высокого уровн€ жизни желательно, но не €вл€етс€ приоритетной задачей. Ќа социальный протест он готов только при таком ухудшении жизненных условий, которые став€т под вопрос само дальнейшее физическое существование. Ёмоционально прив€зан к малой родине и к своей стране. —ильно подвержен Ђофициальнойї пассионарной индукции. ѕод ее воздействием способен про€вл€ть чудеса героизма при защите своей страны от внешней агрессии.
∆изненна€ стратеги€ высокопассионарного гармоничника направлена на достижение успеха, одним из про€влений которого €вл€етс€ высокий уровень жизни. Ѕолезненно реагирует на ущемление своих прав, в особенности, прав собственности. ѕри отсутствии угрозы жизни и свободе готов их публично отстаивать самосто€тельно, под воздействием пассионарной индукции (обычно со стороны ментально близких низкопассионарных пассионариев) может их отстаивать и при наличии такой угрозы. ѕриверженец глобализма и космополитизма. Ћегко индуцируетс€ и может про€вл€ть высокую боеспособность в захватнических войнах, целью которых €вл€етс€ ограбление завоеванных территорий.††

3. Ѕиологические механизмы воспроизводства низко- и высокопассионарных гармоничников.
–ассмотрим те биологические механизмы, которые обеспечивают численное преобладание первой группы гармоничников в первых трех фазах, второй группы Ц в инерционной фазе.
ѕассионарность в наибольшей степени коррелирует с пон€тием Ђжизнеспособностьї, широко используемым в р€де наук, включа€ социальные [8]. ѕо нашей гипотезе, в основе феномена пассионарности лежит €вление гетерозиса. √етерозис выражаетс€ в повышении жизнеспособности и плодовитости потомства при скрещивании различных подвидов, а также вследствие гибридизации инбредных линий [13, с. 204].
–азличные подвиды у человека Ц это расы, внутри которых выдел€етс€ р€д антропологических типов (малых рас). Ќовый этнос часто формируетс€ в результате смешени€, как правило, различающихс€ в культурном и расово-антропологическом плане субстратов, и источником пассионарности на прот€жении первых трех фаз служит расово-антропологическа€ гетерогенность попул€ций этноса. Ёто означает, что пассионарии рождаютс€ в смешанных в расово-антропологическом смысле браках.
√етерозис затухает уже во втором поколении. ѕричем Ђжизнеспособность особей второго поколени€ оказываетс€ меньше не только жизнеспособности особей первого поколени€, но и жизнеспособности родительских подвидовї [13, с. 204]. Ѕольшинство индивидов относитс€ к гармоничному типу. ≈сли считать, что жизнеспособность (пассионарность) индивидов из родительских подвидов имеет в основном средние дл€ гармоничников значени€ около 0,5 у.э.е., то пассионарность индивидов второго поколени€ будет меньше 0,5 у.э.е. „асть этих индивидов будет относитьс€ к гармоничникам с уровнем пассионарности, близким к нулю, а часть Ц даже к субпассионари€м, пассионарность которых составл€ет отрицательную величину.
Ђ√ибриды второго поколени€ между инбредными лини€ми менее жизнеспособны, чем гибриды первого поколени€, но все же их жизнеспособность выше, чем у их инбредных родителейї [13, с. 204]. ≈сли пассионарность Ђинбредных родителейї также имеет в основном средние дл€ гармоничников значени€ около 0,5 у.э.е., то пассионарность индивидов второго поколени€ будет превышать этот уровень. „асть их будет относитьс€ к высокопассионарным гармоничникам с величинами пассионарности от 0,6 до 1 у.э.е., а часть Ц даже к низкопассионарным пассионари€м с величинами пассионарности больше 1, но, видимо, меньше 2 у.э.е. ¬ результате гибридизации инбредных линий почти не рождаютс€ субпассионарии. ƒл€ их рождени€ необходимо, чтобы Ђинбредные родителиї были еще более выраженными субпассионари€ми, что маловеро€тно (субпассионарии, как правило, очень плохие родители).
“аким образом, при смешени€х среди первого поколени€ сравнительно высока дол€ средне- и высокопассионарных пассионариев, среди второго Ц низкопассионарных гармоничников и субпассионариев (при скрещивании различных расово-антропологических типов) либо высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев (при гибридизации инбредных линий). ≈сли выполн€етс€ условие, что численность второго поколени€ значительно превышает численность первого, это приводит к преобладанию гармоничных индивидов в составе этноса.
Ќа прот€жении фазы имеет место р€д последовательных смешений. ќни могут происходить в результате захвата новых территорий и браков переселенцев с местным населением; колонизации малонаселенных территорий мигрировавшими из различных областей страны группами с последующим смешением между ними; из-за масштабных миграций населени€ в результате голода, стихийных бедствий, войн и т. п. ¬ результате смешений пассионарное напр€жение поддерживаетс€ в пределах оптимальных значений текущей фазы. ќднако с каждым поколением расово-антропологическа€ гомогенность попул€ций, в особенности, соседних возрастает, и в конце фазы механизм поддержани€ оптимального пассионарного напр€жени€ в результате смешений почти перестает действовать, наступает фазовый переход.†††††††
—огласно Ћ. Ќ. √умилеву, в инерционной фазе доминируют люди гармоничные и с низкими степен€ми пассионарности [12, с. 530]. ѕо нашему мнению, в этой фазе доминируют высокопассионарные гармоничники и низкопассионарные пассионарии по той причине, что гибридизаци€ инбредных линий происходит в период инерционной фазы. јргументируем этот тезис.
ѕосле формировани€ нового этноса часть его попул€ций оказываетс€ в изол€ции. ƒл€ изол€тов характерен инбридинг (родственное скрещивание). ”ровень гомозиготности в изол€те становитс€ очень высоким, близким к 100 %, через 40Ц50 поколений инбридинга [14, с. 152Ц153]. ƒостижение такого уровн€ гомозиготности означает сформирование инбредной линии. ≈сли считать продолжительность одного поколени€ равной 21Ц25 годам, то на ее формирование требуетс€ 840Ц1250 лет. —огласно числовому алгоритму этнополитогенеза, определ€ющему возрастные рамки фаз этногенеза и фазовых переходов, возрастные рамки инерционной фазы составл€ют 840Ц875 Ц 1302Ц1334 года [11].
“аким образом, почти на всем прот€жении инерционной фазы высокое пассионарное напр€жение социума поддерживаетс€ в основном за счет гибридизации инбредных линий. ѕо мнению Ћ. Ќ. √умилева, в «ападной Ђ≈вропе инерци€ началась в конце XVI в.ї [3, с. 311]. —ледовательно, энергоструктура западных обществ характеризовалась до недавнего времени преобладанием высокопассионарных гармоничников, что создавало главное условие дл€ успешного функционировани€ и развити€ гражданского общества.†
¬ конце инерционной фазы вновь начинает преобладать механизм поддержани€ оптимальной величины пассионарного напр€жени€ за счет скрещивани€ различных расово-антропологических типов в результате смешений с мигрировавшими на территорию метрополии Ђварварамиї. ¬ социуме резко возрастает дол€ низкопассионарных гармоничников и, в особенности, субпассионариев, что ведет к началу фазового перехода инерци€-обскураци€, смутам и распаду государства.

4.   прогнозу установлени€ полноценного гражданского общества в –оссии.
¬ насто€щее врем€ основна€ масса великороссов находитс€ в начале фазового перехода надлом-инерци€, и энергоструктура российского суперэтноса характеризуетс€ сравнительно высокими дол€ми высокопассионарных пассионариев и субпассионариев и преобладанием низкопассионарных гармоничников (хот€ дол€ последних постепенно снижаетс€ из-за роста доли высокопассионарных гармоничников). Ёто кардинально отличает ее от энергоструктуры социума периода инерционной фазы, дл€ которой характерно преобладание высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев, а также низка€ дол€ субпассионариев. ѕоэтому установление в –оссии гражданского общества западного образца представл€етс€ в ближайшие годы маловеро€тным.
ѕопытаемс€ дать аргументированный прогноз веро€тного времени его установлени€. ƒл€ этого рассмотрим общие закономерности протекани€ фазового перехода надлом-инерци€, а также выделим их особенности применительно к современной –оссии.† †
— началом этого фазового перехода (возможно, иногда даже с конца фазы надлома) дол€ в социуме высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев из-за инбредного гетерозиса начинает постепенно расти, что увеличивает величину пассионарного напр€жени€. ¬ некоторый момент времени она начинает существенно превышать максимальное оптимальное дл€ завершившейс€ фазы надлома значение. ¬ то же врем€ эта величина остаетс€ существенно меньше минимального оптимального значени€ долженствующей наступить инерционной фазы. “акое неустойчивое Ђподвешенноеї состо€ние ведет к масштабному расколу этнического пол€ (причем в разных лагер€х оказываютс€ представители всех энергетических групп) и началу кровопролитной гражданской войны. ѕо ее окончании в зависимости от того, кто оказалс€ в победител€х, социум входит в одно из устойчивых состо€ний Ц либо возвращаетс€ к оптимальной величине пассионарного напр€жени€, характерной дл€ завершившейс€ фазы надлома (чаще это происходит в первой половине фазового перехода), либо достигаетс€ оптимальна€ величина напр€жени€ наступающей инерционной фазы (характерно дл€ второй половины фазового перехода).
‘азовый переход надлом-инерци€ протекал весьма болезненно у многих этносов. “ак, в ведущих западноевропейских этносах в начале этого фазового перехода разразилась война јлой и Ѕелой розы (1455Ц1485 гг.) в јнглии; в его конце Ц  ресть€нска€ война в 1525 г. и Ўмалькальденские войны в √ермании (1547Ц1552 гг.), а также религиозные войны во ‘ранции (1562Ц1594 гг.). ¬ ƒревнем –име гражданские войны продолжались на всем прот€жении фазового перехода надлом-инерци€ (91Ц30 гг. до н. э.).
¬ результате смут в конце фазового перехода надлом-инерци€ устанавливаетс€ характерна€ дл€ инерционной фазы энергоструктура социума (в частности, в результате гибели большей части высокопассионарных пассионариев и субпассионариев), и высокопассионарные гармоничники и низкопассионарные пассионарии захватывают главенствующие позиции в социуме. “акое положение окончательно закрепл€етс€, как правило, в результате гражданской войны конца этого фазового перехода. ¬ јнглии эти энергетические типы установили свою гегемонию в начале фазового перехода надлом-инерци€, что €вл€етс€ одним из немногих в мировой истории исключений. ¬еро€тное его объ€снение состоит в том, что те английские попул€ции, которые произошли от ассимилированных англо-саксами валлийцев, вошли в инерционную фазу в конце XV в. с окончанием войны јлой и Ѕелой розы.
ќчевидно, что подобный Ђклассическийї сценарий протекани€ фазового перехода надлом-инерци€ неприемлем дл€ современной –оссии, учитыва€ наличие на ее территории €дерного оружи€ и опасных производств (прежде всего, јЁ—). ѕотер€ контрол€ над €дерным оружием, тем более, его несанкционированное применение, а также разрушение јЁ— могут привести к катастрофическим последстви€м не только дл€ –оссии, но и дл€ всего мира.
—уперэтническа€ система €вл€етс€ самоорганизующейс€ и под воздействием управл€ющих структур обычно развиваетс€ так, чтобы обеспечить свое выживание и дальнейшее развитие. ѕоэтому существует веро€тность того, что российские власти будут предпринимать соответствующие меры, призванные не допустить критических колебаний пассионарного напр€жени€, чреватых потерей устойчивости социума и началом смут.
ѕока событи€ развиваютс€ именно в этом русле. ¬ позднем ———– (его существование пришлось на фазу надлома центрально-русских попул€ций, распад свидетельствовал о начале фазового перехода надлом-инерци€ [10]) наблюдалс€ рост накопительства, потребительства и мещанства, что отражало начавшеес€ увеличение доли высокопассионарных гармоничников в социуме. ѕричин этому можно назвать несколько. ¬еро€тно, в это врем€ Ђвключилс€ї механизм инбредного гетерозиса у наиболее Ђстарыхї центрально-русских попул€ций. ¬ инерционной фазе находитс€, видимо, и часть ассимилированных восточными слав€нами бывших финских и балтских народностей, вошедших в состав центрально-русских попул€ций.†
ѕо нашему мнению, около середины XX в. вошли в инерционную фазу российские евреи. ѕотер€вший свою государственность этнос может восстановить ее в начале инерционной фазы (в начале устойчивого периода этой фазы). “ретий еврейский этнос отпочковалс€ от второго около 1100 г. √осударство »зраиль было создано в 1948 г., в возрасте евреев-3 около 850 лет. Ётот возраст приходитс€ на начало инерционной фазы.
¬ современной –оссии раскол этнического пол€ €рко выражен среди высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев. ќдна их часть представлена прозападной и во многом антироссийски настроенной либеральной частью российского общества, друга€ занимает государственнические позиции. ¬ектора пассионарности либеральной части не сонаправлены и даже противоположно направлены векторам основной массы социума. ѕассионарии из их числа фактически €вл€ютс€ антипассионари€ми, гармоничники Ц Ђантигармоничникамиї. Ёто снижает пассионарное напр€жение российского суперэтноса, обеспечива€ его балансирование около максимального дл€ завершившейс€ фазы надлома оптимального значени€. †
“аким образом, демократический режим в современной –оссии позвол€ет поддерживать устойчивое состо€ние социума, и его установление и функционирование в форме российского варианта гражданского общества представл€ютс€ закономерными. ќднако такой механизм поддержани€ устойчивого состо€ни€ в скором будущем даст сбой из-за увеличивающейс€ с каждым дес€тилетием доли высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев в социуме. Ёто увеличение приведет к тому, что дл€ сохранени€ оптимальной величины пассионарного напр€жени€ в пределах фазы надлома все большее число этих гармоничников и пассионариев будет становитьс€ антипассионари€ми и антигармоничниками, что означает усиление раскола этнического пол€, гроз€щего началом смут. »збежать их можно, если величина пассионарного напр€жени€ резко увеличитс€ и достигнет хот€ бы минимального оптимального значени€, характерного дл€ инерционной фазы, и будет балансировать около этого значени€.
“акой скачок пассионарного напр€жени€ возможен при выполнении двух условий. ¬о-первых, достижени€ некой критической массы высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев, что произойдет, скорее всего, не ранее середины фазового перехода надлом-инерци€ (это примерно 2030Ц2040-е гг.). ¬о-вторых, обеспечени€ максимально возможной степени однонаправленности их векторов пассионарности. ѕоследнее условие означает в политическом смысле установление жесткого авторитарного режима.†††† †††††††††
— последующим увеличением доли высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев возникнет необходимость обеспечить определенную степень разнонаправленности их векторов пассионарности в рамках плюрализма, и этот режим будет постепенно дрейфовать в сторону демократического. ќн станет полностью демократическим с признаками полноценного гражданского общества с началом у центрально-русских попул€ций инерционной фазы во второй половине текущего века.†
ѕриведенные рассуждени€ не лишены противоречий. ќсновное из них можно сформулировать следующим образом.  о времени установлени€ авторитарного режима, призванного обеспечить скачок пассионарного напр€жени€, дол€ антипассионариев и антигармоничников среди высокопассионарных гармоничников и низкопассионарных пассионариев окажетс€ сравнительно высокой (по крайней мере, она будет значительно превышать существующую в насто€щее врем€). Ћогично предположить, что антипассионарии-либералы могут начать вооруженную борьбу против авторитарного режима. ¬едь Ђставить на конї свою свободу и жизнь во им€ достижени€ благородной цели Ц это имманентно присущее пассионари€м поведение.
ќднако здесь необходимо вспомнить, что низкопассионарный пассионарий ориентирован на Ђпоиск удачи с риском дл€ жизниї. »наче говор€, он готов рискнуть свободой и жизнью ради материальных благ, но не ради идеи (ради идеи готовы рисковать жизнью высокопассионарные пассионарии, которые рассматривают деньги не как самоцель, а как средство достижени€ цели). ¬о главе угла де€тельности значительной части российских либералов стоит получение зарубежных грантов на борьбу с Ђантидемократическим путинским режимомї. “акже часть их Ђподкармливаетс€ї самими власт€ми. ћожно сформулировать следующий вывод: авторитарный режим просто Ђкупитї большую часть либералов-антипассионариев, а неподкупных из числа высокопассионарных антипассионариев ждут Ђместа не столь отдаленныеї.†††††††††††
—реди либералов, как впрочем, и среди любой общности пассионарии составл€ют лишь Ђвершину айсбергаї. ќсновна€ масса российских либералов относитс€, по-видимому, к высокопассионарным антигармоничникам. » даже если часть либералов-антипассионариев решитс€ на вооруженное противосто€ние с власт€ми, их едва ли поддержат высокопассионарные антигармоничники. ќни хот€т жить (некотора€ часть, веро€тно, даже в –оссии), не готовы рисковать своими жизн€ми, и с этими людьми гораздо легче найти консенсус. ќн заключаетс€ в том, чтобы найти такие формы взаимодействи€ с властью и другими социальными группами, которые бы не нарушали устойчивость российского социума до критического уровн€, гроз€щего масштабными смутами. ¬ыразим осторожную надежду, что эта очень сложна€ задача может быть решена.††††
 ак пишет ≈. ј.  оваль, в существующем в рамках государственной моноидеологии Ђхорошемї обществе существует проблема подавлени€ несогласных. ≈е решение она видит в реализации идеи ƒж. –олза о перекрестном консенсусе. Ќахождение точек соприкосновени€ позвол€ет гражданам объедин€тьс€ дл€ решени€ общих проблем [7, с. 30Ц31]. “акой позвол€ющей объединитьс€ общей проблемой €вл€етс€ выживание российского суперэтноса и человечества в целом. ѕоследн€€ проблема становитс€ даже более актуальной, учитыва€, что ведущие западные суперэтносы наход€тс€ в насто€щее врем€ на пороге начала фазового перехода инерци€-обскураци€ [11]. ¬ этих услови€х ставка на «апад €вл€етс€ заведомо проигрышной. “огда как центрально-русские попул€ции во второй половине текущего века войдут в инерционную фазу, дл€ которой характерны Ђтерриториальное расширение, создание грандиозных империй и обширных колонийї [3, с. 314], а также, добавим, экономическое благополучие и эффективно функционирующее гражданское общество.

«аключение.
ѕрименение биосоциального подхода позволило объ€снить некоторую степень неполноценности гражданского общества в современной –оссии. —уть этого объ€снени€ состоит в следующем. Ёффективно функционирующее гражданское общество возможно только в период инерционной фазы, на прот€жении которой в социуме преобладают высокопассионарные гармоничники, воспроизводство которых обеспечиваетс€ биологическим механизмом, действующим именно в этой фазе. ƒл€ обеспечени€ устойчивости социума в биосоциальном смысле (дл€ этого суммарна€ величина пассионарного напр€жени€ социума должна мен€тьс€ в пределах оптимальных дл€ инерционной фазы значений) необходимо его функционирование на основе плюрализма и демократии в рамках гражданского общества, что обеспечивает необходимую степень разнонаправленности векторов пассионарности граждан.††
¬ остальных фазах в энергоструктуре социума преобладают низкопассионарные гармоничники. ¬ этом случае дл€ его устойчивости необходима, наоборот, определенна€ степень единодуши€ основной массы граждан, обеспечивающую однонаправленность их векторов пассионарности, а демократи€ и плюрализм могут привести к потере устойчивости и смутам.
”становление и функционирование полноценного гражданского общества в –оссии возможно с началом у центрально-русских попул€ций, объедин€ющих большую часть великороссов, инерционной фазы во второй половине текущего века. ¬ насто€щее врем€ эти попул€ции наход€тс€ в фазовом переходе надлом-инерци€, начавшегос€ с распадом ———–. ”становление демократического режима и гражданского общества в –оссии получили свое объ€снение как способ сохранени€ устойчивости российского социума в услови€х пребывани€ в этом фазовом переходе. ’арактерные дл€ него масштабные смуты будут иметь катастрофические дл€ –оссии и всего мира последстви€. ѕроведенный анализ с целью оценки возможности их избежать дал положительные результаты. »збежать смут можно при условии установлени€ жесткого авторитарного режима, способного обеспечить оптимальное дл€ инерционной фазы значение пассионарного напр€жени€, а также достижени€ консенсуса между властью и социальными группами, аккумулирующими в себе энергетические типы, €вл€ющиес€ основными носител€ми протестных настроений. ќснова дл€ этого консенсуса Ц обеспечение выживани€ российского суперэтноса и человечества в целом.††††††


—писок литературы

1. Ѕерезутский ё. ¬. —оциальна€ активность граждан как фундамент развити€ гражданского общества // ¬ласть и управление на ¬остоке –оссии. 2017. є 2 (79). —. 109Ц117.
2. √умилев Ћ. Ќ. Ётногенез и биосфера «емли. Ћ. : √идрометеоиздат, 1990. 528 с. ††
3. √умилев Ћ. Ќ.  онец и вновь начало. ћ. : “анаис ƒ»-ƒ» , 1994. 544 с.
4. √умилев Ћ. Ќ., ≈рмолаев ¬. ё. √оре от иллюзий // √умилев Ћ. Ќ. –итмы ≈вразии: эпохи и цивилизации. ћ. : Ёкопрос, 1993. —. 174Ц187.
5. √умилев Ћ. Ќ., »ванов  . ѕ. Ётносфера и космос† // √умилев Ћ. Ќ. Ётносфера: истори€ людей и истори€ природы. ћ. : Ёкопрос, 1993. —. 299Ц314.
6.  ара-ћурза —.√. ќбщество граждан. URL: https://vz.ru/opinions/2013/8/27/647338.html, вход свободный (дата обращени€: 17.12.2019). †
7.  оваль ≈. ј. ќсобенности гражданского единени€ в Ђхорошем обществеї // ѕроблемы гражданского единства российской нации: ћатериалы к ћежрегиональной научно-практической конференции Ђјктуальные проблемы укреплени€ единства российской нации (философско-культурологические, этно-конфессиональные и психолого-педагогические аспекты)ї. ѕермь, 2016. —. 27Ц31.
8. ћахнач ј. ¬. ∆изнеспособность как междисциплинарное пон€тие // ѕсихологический журнал. 2012. є 6 (33). —. 84Ц98.
9. Ќеменский ќ. Ѕ. –усофоби€ как идеологи€ // ¬опросы национализма. 2013. є1 (13). —. 26Ц65.
10. —айфуллин –. √. √ибель –оссийской империи и ———–: анализ на основе биосоциального подхода // ¬ойна и революци€: социальные процессы и катастрофы: ћатериалы ¬сероссийской научной конференции; г. ћосква, 19Ц20 ма€ 2016 г. ћ. : ћѕ√”, 2016. —.143Ц159.
11. —айфуллин –. √. ¬нутриполитическа€ динамика —Ўј: ретроспективный анализ и прогноз развити€ на основе биосоциального подхода // »стори€ и современность. 2018. є 1Ц2. —. 111Ц135.
12. —ловарь пон€тий и терминов теории этногенеза Ћ. Ќ. √умилева (составитель ¬. ј. ћичурин, под ред. Ћ. Ќ. √умилева) // √умилев Ћ. Ќ. Ётносфера: истори€ людей и истори€ природы. ћ. : Ёкопрос, 1993. —. 493Ц542.
13. ’аррисон ƒж., ”айнер ƒж., “эннер ƒж. и др. Ѕиологи€ человека:ѕер. с англ. ћ. : ћир, 1979. 612 с.
14. Ёрман Ћ., ѕарсонс ѕ. √енетика поведени€ и эволюци€: ѕер. с англ. ћ. : ћир, 1984. 566 с.
15. яковенко ». √. –усский вопрос и русска€ цивилизаци€. „асть II. URL: http://vestnikcivitas.ru/pbls/2035, вход свободный (дата обращени€: 17.12.2019). †

 

 

 


 ќ√ƒј ¬ –ќ——»» ”—“јЌќ¬»“—я ѕќЋЌќ÷≈ЌЌќ≈ √–ј∆ƒјЌ— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ?