СуперЭтнос.рф  

статьи:

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ГИПОТЕЗА О ГЕТЕРОЗИСНОМ ГЕНЕЗИСЕ ПАССИОНАРНОСТИ КАК БИОСОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ЧИСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА

ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

МАСШТАБНЫЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

Мониторинг состояния общественного порядка и безопасности в городе Набережные Челны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населения

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРАВИДСКИХ ГИПЕРЭТНОСОВ ИНДИИ

Эмпирическая проверка числового алгоритма:

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГИПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ МЕСОПОТАМСКИХ СУПЕРЭТНОСОВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ РИМСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕРУССКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВЕЛИКОРОССОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЗАПАДНЫХ СУПЕРЭТНОСОВ В ПЕРИОД ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАПАДА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ АНГЛИЧАН И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ КИТАЙСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЯПОНСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Этнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

Динамика политий и динамика качества населения

ОДИНОКИ ЛИ МЫ НА ЗЕМЛЕ?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КОНФЛИКТНАЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В США: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА


ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Важной частью политических исследований является выяснение генезиса политических конфликтов. Сегодня все большее признание получает подход, согласно которому политический конфликт рассматривается как многоуровневое и многофакторное явление. Такой подход характерен для концепции Д. Сэндоула (Sandole, 1999), привлекающего для изучения конфликтов в том числе социобиологические методы исследования. Фактически это означает, что Сэндоул использует междисциплинарный и полипарадигмальный подходы. Важность использования для исследования политических конфликтов социобиологических методов и полипарадигмального подхода подчеркивается отечественными специалистами (см.: Авксентьев, Шаповалов, 2001, с. 14; Политическая конфликтология…, 2001, с. 49).
Социобиология и выделившаяся в ее рамках биополитика, основываясь на двойственной биосоциальной природе человека, изучают биологические основы социального поведения живых существ и на этой основе широко используют биологические модели для объяснения поведения человека. Однако за рамками внимания этих дисциплин остается исследование влияния биологической составляющей некоторых человеческих общностей, прежде всего этнических на социально-политические процессы, в том числе на возникновение и развитие конфликтов.
Сегодня все больше исследователей склоняются к мнению, что этнические общности обладают двуединой биосоциальной природой. Биологическая часть природы этноса проявляется, например, в его популяционной структуре, расово-антропологическом составе составляющих этнос популяций и других характеристиках. Есть основания полагать, что динамика изменения популяционной структуры этносов, их расово-антропологическая структура (далее эту динамику и эту структуру для краткости мы будем называть популяционным фактором) влияет как на возникновение и развитие политических конфликтов, так и в целом на социально-политические процессы. Правомерно в этой связи поставить вопрос о конкретных механизмах этого влияния, что важно для выяснения генезиса политических конфликтов и их прогнозирования. Однако такая исследовательская задача в рамках социобиологии, биополитики и конфликтологии пока даже не ставилась.
По-видимому, во многом это объясняется господством в современных западных обществоведческих науках конструктивистского и инструменталистского подходов к этническому феномену. Согласно этим подходам, этническая общность реально не существует, а носит «сконструированный» или функциональный характер. Л.Т. Яблонский объясняет отрицание реальности существования этносов и рас «реакцией на попытки неоправданно вольного установления причинных взаимосвязей между популяцией и этносом, что может быть использовано расистами» (Яблонский, 2001, с. 34–35). Разумеется, исследование влияния популяционного фактора на возникновение и развитие конфликтов предполагает установление таких причинных взаимосвязей. Судя по всему, на Западе такие исследования не получили развития из-за боязни возможного расистского истолкования их результатов.
В отечественной этнографии исследованию популяционной структуры этносов уделялось достаточно большое внимание на страницах периодической печати (см., например: Бромлей, 1969; Обсуждение…, 1970; Алексеев, 1976; Денисова, 1987). Эта проблема затрагивалась и в ряде монографий (см., например: Алексеев, 1979; он же, 1986; Бромлей, 1973; Мархинин, 1989). Однако почти все авторы предпочитали придерживаться мнения об этносе как о сугубо социальной общности, по-видимому, из-за боязни быть обвиненными в «биологизаторстве». В этом состояла одна из главных причин, из-за которой вопросы влияния популяционного фактора на социально-политические процессы в этих работах почти не затрагивались.
Рассматривал этнос как биосоциальную общность, на развитие которой влияют как социальные, так и природные (в том числе биологические) факторы, Л.Н. Гумилев, создатель пассионарной теории этногенеза. Одно из основных положений этой теории формулируется следующим образом: «Этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочку» (Гумилев, 1990, с. 227). В своих работах Гумилев исследовал влияние этногенетических факторов, одним из которых является популяционный фактор, на политические процессы, в том числе и в их конфликтологическом аспекте (Гумилев, 1990; 1993, 1994). Как справедливо пишет К.Э. Аксенов, «теория этногенеза во многом базируется на анализе (и попытках объяснения. – Р.С.) именно политических явлений и процессов: войн, переворотов, государственного строительства, господства и подчинения и т.п.» (Аксенов, 2006, с. 46). И в поисках ответа на поставленный нами вопрос было бы логично обратиться к этой концепции.
Необходимо, однако, признать, что Л.Н. Гумилеву не удалось убедительно обосновать положения своей теории, что вызвало ее обоснованную критику (обзор критики концепции Л.Н. Гумилева и ее основные направления см.: Кореняко, 2006). Наибольшие возражения вызывает гипотеза Гумилева о мутационном генезисе пассионарности. Как пишет, например, П.В. Турчин, детали этой гипотезы «основаны на явлениях, неизвестных или категорически противоречащих современной науке» (Турчин, 2007, с. 84). Задача, очевидно, заключается в том, чтобы связать феномен пассионарности с хорошо известными современной науке явлениями.
По нашему мнению, в основе этого феномена лежит явление гетерозиса или гибридной силы. Как известно, гетерозис – это свойство гибридов первого поколения превосходить по жизнестойкости, плодовитости и другим признакам лучшую из родительских форм; у животных гетерозис наблюдается, например, при межпородном скрещивании. По-видимому, именно понятие «жизнестойкость» (жизнеспособность), определяемое как способность организма выживать и давать потомство при неблагоприятных условиях внешней среды, составляет биологическую основу понятия «пассионарность». В человеческом обществе жизнеспособность приобретает социальный смысл. Жизнеспособный в социальном смысле человек и является пассионарием, способным достигать поставленных целей, стойко преодолевая возникающие при этом трудности.
Любой суперэтнос состоит из людей, относящихся к разным антропологическим, а иногда и расовым, типам. Пассионариями является часть детей, рожденных в смешанных в расово-антропологическом смысле браках. Таким образом, источником пассионарности служит биологическая энергия гетерозиса, имеющая своей основой расово-антропологическую неоднородность суперэтноса.
По мнению специалистов, новая этническая общность формируется в результате смешения нескольких субстратов. Так, Ю.В. Бромлей подчеркивает, «… что как раз смешанные браки являются одним из основных инструментов формирования новых этносов на основе синтеза двух или нескольких этнических общностей» (Бромлей, 1969, с. 86). А.П. Садохин пишет, что «в процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос» (Садохин, 2000, с. 113). Расово-антропологический состав смешивающихся этнических субстратов бывает, как правило, различен, что и создает условия для формирования новой пассионарной этнической общности.
Кроме пассионариев Л.Н. Гумилев выделяет еще два энергетических типа – гармоничных людей (индивидов энергоуравновешенного типа) и субпассионариев (индивидов энергодефицитного типа). Попытаемся объяснить их существование на основе явления гетерозиса.
Как известно, гетерозис часто затухает уже во втором поколении. Причем, как пишет Дж. Харрисон с соавторами, «... жизнеспособность особей второго поколения оказывается меньше не только жизнеспособности особей первого поколения, но и жизнеспособности родительских подвидов» (Биология человека 1979: 204). Поэтому высокая пассионарность любой этнической общности имеет свою оборотную сторону – значительный процент индивидов с пониженной жизнеспособностью (т.е. индивидов энергодефицитного типа – субпассионариев), рождающихся при брачных связях метисов. Вероятно, уже среди индивидов третьего поколения доля субпассионариев начинает снижаться, и жизнеспособность подавляющей части индивидов этого и, в особенности, следующих поколений имеет средние значения. Было бы естественно отнести этих индивидов к энергоуравновешенному (гармоничному) типу. Необходимо сказать, что к гармоничным людям относится и большая часть индивидов (вероятнее всего, порядка 80 – 85 %), рождающихся у родителей, относящихся к разным антропологическим или расовым типам. Таким образом, на основании гипотезы о гетерозисной основе феномена пассионарности правомерно предположить, что пассионариями является некоторая часть потомства первого поколения от индивидов, относящихся к разным антропологическим или расовым типам; субпассионариями – часть потомства от метисов; гармоничниками – в основном потомство от индивидов, относящихся к одному антропологическому типу или к близким типам.
П.В. Турчин отмечает и положительные стороны теории Л.Н. Гумилева. Среди них наиболее плодотворной он считает гипотезу о существовании тесной связи между судьбой государства и его этнического ядра. То есть этния и полития, возможно, составляют одно динамическое целое. Это позволяет рассматривать формирование государства и этногенез как два аспекта единого динамического процесса (Турчин, 2007, с. 84 – 85, 124). Можно назвать этот единый процесс этнополитогенезом, подразумевая под этим термином коррелированность процессов этно- и политогенеза.
Гипотеза о существовании единого процесса этнополитогенеза позволяет по-новому взглянуть на генезис масштабных этнополитических и вообще социально-политических конфликтов. Согласно Л.Н. Гумилеву, фазы этногенеза переходят одна в другую через так называемые фазовые переходы, которые всегда являются глубоким кризисом (Гумилев, Ермолаев, 1993, с. 181), для которого характерно, очевидно, обострение всех внутренних конфликтов, зачастую принимающих форму вооруженного противостояния. Также «этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим, и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен» (Гумилев, 1990, с. 385). Принимая во внимание сформулированную выше гипотезу, глубокий кризис и уязвимость по отношению к внешним ударам структурообразующего этноса означают ослабление его государства, которое в период фазовых переходов также находится в глубоком кризисе. Но почему наступает фазовый переход? Гумилев в своих работах не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос.
Согласно Гумилеву, этническая система становится восприимчивой к ударам извне, когда во время смены фаз нарушается оптимальное соотношение между энергетическими типами членов этноса (Там же, с. 404). При наличии же этого оптимального соотношения, что, очевидно, характерны для фаз этногенеза, «система почти неодолима» (Там же). Это означает, что фазы этногенеза, в отличие от фазовых переходов, являются устойчивыми состояниями, для которых характерно отсутствие масштабных внутренних смут и успешная внешняя экспансия государства. Итак, сформулированный выше вопрос перешел в следующий: почему нарушается оптимальное соотношение энергетических типов в структуре суперэтноса, что и ведет к началу фазового перехода?
В конце каждой фазы антропологическая гомогенность (однородность) большей части составляющих суперэтнос этнических общностей достигает максимальной величины (в особенности это справедливо для входящих в одну этническую общность пространственно близких популяций). Связано это с тем, что браки на протяжении фазы заключаются в основном в пределах этих общностей. Сказанное, хотя и в существенно меньшей степени, справедливо и в отношении различных социальных слоев и групп (в особенности для правящего слоя). Сравнительно малая проницаемость генетических барьеров, разделяющих различные этнические общности, способствует увеличению степени антропологической гетерогенности (разнородности) части составляющих эти общности популяций. Можно думать, что в конце фазы антропологическая гетерогенность популяций, занимающих противоположные края суперэтнического ареала, а также антропологическая гетерогенность различных социальных групп (прежде всего, правящей элиты и маргинальных слоев) становятся максимальными.
Характерное для конца фазы заключение браков преимущественно внутри этнических общностей и социальных групп при максимальной степени их антропологической гомогенности ведет к тому, что в конце фазы доля пассионариев среди новорожденных детей имеет минимальное значение. Соответственно доли гармоничников и, видимо, субпассионариев увеличиваются. В определенном этническом возрасте этноса, соответствующем окончанию фазы (началу фазового перехода), доля пассионариев в целом по суперэтносу становится ниже оптимального значения, доля субпассионариев – выше оптимального значения. Это означает начало фазового перехода и связанного с ним «глубокого кризиса».
Как отмечает Н.Н. Чебоксаров, в периоды социально-политических катаклизмов происходят усиление миграционной активности населения, социальная и этническая перетасовка населения, изменение политических границ, возрастают межэтнические и межрасовые контакты, рушатся генетические барьеры (Чебоксаров, 1976, с. 142). Усиление миграционной активности населения и разрушение генетических барьеров ведут к резкому росту числа брачных и случайных половых связей между представителями разных этнических общностей и социальных групп, различающихся между собой в расово-антропологическом плане значительнее, чем члены одной этнической общности или одной социальной группы. Вследствие явления гетерозиса это приводит к тому, что в суперэтносе в этот период увеличивается число родившихся детей-пассионариев. Можно думать, что через поколение (18 – 19 лет), когда эти пассионарии становятся совершеннолетними и начинают активно участвовать в социальной жизни, доля их не только достигает оптимального для следующей фазы спектра значений, но и выходит за его верхнюю грань (точка В на рисунке). Возникший вследствие вступления в социальную жизнь пассионарной молодежи излишек пассионариев вызывает начало смут. Достигнув максимального значения, доля пассионариев из-за их гибели в ходе смут вскоре начинает уменьшаться и через 9 – 10 лет после начала кризиса входит в спектр оптимальных значений, после чего масштабные смуты прекращаются.
Рис. 1. Пассионарные волны во время фазовых переходов


Примечания:
1. На рисунке представлены гармонические колебания; на самом деле колебания имеют негармонический характер и есть результат аппроксимации (усреднения) нелинейных колебаний более сложной формы.
2. Заштрихованная область соответствует спектру оптимальных значений для доли пассионариев.
По прошествии 8 – 9 лет после окончания смут становятся совершеннолетними и начинают активно участвовать в социальной жизни пассионарии, рожденные в начале предыдущего смутного периода. Это ведет к началу нового периода смут, во время которого снова возрастает число брачных и случайных половых связей между индивидами, относящимися к разным расово-антропологическим типам, что приводит к рождению «лишних» пассионариев (видимо, среди новорожденных увеличивается и доля субпассионариев). Смуты продолжаются до тех пор, пока доля пассионариев не перестает выходить за пределы спектра оптимальных для наступающей фазы значений (точка G на рисунке), что означает начало новой фазы (сказанное справедливо и для доли субпассионариев). После этого социально-политические конфликты теряют свою остроту, внутриполитическое положение стабилизируется.
 Итак, во время фазовых переходов периоды смут и разделяющие их стабильные периоды повторяются с периодичностью в одно поколение — 18 – 19 лет. Период времени продолжительностью в одно поколение, в течение которого суперэтническая система переходит из одного неустойчивого состояния в другое, мы назвали пассионарной волной (участок кривой СЕ на рисунке). В течение фазового перехода имеет место несколько пассионарных волн.
Пассионарная волна состоит из смутного, неустойчивого (участки CD, EG) и стабильного, устойчивого (участок DE) периодов. Продолжительность каждого из периодов составляет 8 – 10 лет. Экономические кризисы, революции, мятежи, гражданские войны, восстания социальных низов, а также неудачные военные кампании характерны для неустойчивого периода. Стабильный период характеризуется, как правило, отсутствием масштабных смут. Причина этого заключается в том, что в неустойчивом периоде доли пассионариев и субпассионариев колеблются в основном вне спектра оптимальных для наступающей фазы значений (вне аттрактора), в стабильном — в пределах этого спектра (в пределах аттрактора).
Мы несколько изменили положение Л.Н. Гумилева о существовании для каждой фазы этногенеза оптимального значения для доли каждого энергетического типа (пассионариев, гармоничников и субпассионариев). Для каждой фазы этногенеза характерно не одно оптимальное значение, а определенный спектр таких значений. Во время фаз этногенеза, являющихся устойчивым состоянием суперэтнической системы, колебания долей энергетических типов происходят в пределах спектров значений, оптимальных для каждого типа. Фазовый переход, являющийся неустойчивым состоянием, начинается из-за выхода долей пассионариев и субпассионариев за пределы, соответственно, нижней (точка А на рисунке) и верхней граней спектра оптимальных значений завершившейся фазы. Проще говоря, с началом фазового перехода пассионариев в суперэтносе становится меньше, чем это необходимо, а субпассионариев, наоборот, больше. Именно по этой причине признаком начала фазового перехода часто является поражение во внешней войне (наиболее боеспособной частью суперэтноса являются, как правило, пассионарии, наименее боеспособной – субпассионарии; уменьшение доли пассионариев и увеличение доли субпассионариев ведут к резкому снижению боеспособности армии суперэтноса).
Существуют три способа приведения долей пассионариев и субпассионариев до спектра оптимальных значений следующей фазы (или оптимизации долей пассионариев и субпассионариев): их гибель в ходе внутренних конфликтов (смут), сброс со своей территории в результате проведения агрессивной захватнической политики или колонизации и целенаправленное уничтожение посредством массовых репрессий, проводимого обычно карательными органами государства. Оптимизация происходит всеми тремя способами.
Можно дать следующие определения понятиям «фаза этногенеза» и «фазовый переход». Фаза этногенеза – это имеющая временные рамки стадия существования этнической системы, в которой она сохраняет в целом устойчивое состояние, характеризующееся отсутствием крупных смут вследствие того, что доли пассионариев и субпассионариев на протяжении фазы не выходят за рамки спектра оптимальных для этой фазы значений (на представленном рисунке в точке А закончилась предыдущая фаза, в точке G началась следующая). Фазовый переход – это имеющая временные рамки стадия существования этнической системы, в которой она находится в неустойчивом состоянии, возникающем из-за того, что доли пассионариев и/или субпассионариев в определенном этническом возрасте выходят за рамки спектра оптимальных для завершившейся фазы значений; это неустойчивое состояние характеризуется расколом этнического поля и сохраняется до тех пор, пока доли пассионариев и субпассионариев не перестанут выходить за рамки спектра оптимальных для следующей фазы значений. Под расколом этнического поля здесь понимается процесс образования в этнической системе двух или нескольких военно-политических группировок, придерживающихся диаметрально противоположных идеологических установок; противоречия между этими военно-политическими группировками мирными средствами неразрешимы и приводят к вооруженным столкновениям.
Нами было показано, что пассионарные волны – однопоколенные (18 – 19-летние) циклы эскалации политических конфликтов – характерны для всей мировой истории (см.: Сайфуллин, 2004; 2005). Это позволяет утверждать, что влияние популяционного фактора на генезис и течение политических конфликтов имеют место быть. Разумеется, было бы недопустимым редукционизмом видеть генезис политических конфликтов в действии только популяционного фактора. Однако и не учитывать его нельзя. По нашему мнению, политический конфликт есть результат сложного взаимодействия социально-политических и популяционного факторов.
Литература
1. Авксентьев В.А. Шаповалов В.А. Современная этническая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами: Материалы симпозиума. – Воронеж, 2001. – С. 10 – 16.
2. Аксенов К.Э. Идеи Л.Н. Гумилева и современная российская геополитика // Этнографическое обозрение. – 2006. – № 3. – С. 44 – 53.
3 Алексеев В.П. О роли социальных факторов в биологической дивергенции человеческих популяций // Советская этнография. – 1976. – № 4. – С. 114 – 131.
4. Алексеев В.П. Историческая антропология. – М.: Высш. шк., 1979. – 216 с.
5. Алексеев В.П. Этногенез. – М.: Высш. шк., 1986. – 173 с.
6. Биология человека: Пер. с англ. / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер и др.; Под ред. В.В. Бунака. М., 1979.
7. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // Советская этнография. – 1969. –№ 6. – С. 84 – 91.
8. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1973. – 283 с.
9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
10. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 544 с.
11. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. – 544 с.
12. Гумилев Л.Н., Ермолаев В.Ю. Горе от иллюзий // Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: Экопрос, 1993. – С. 174 – 187.
13. Денисова Р.Я. Популяционно-антропологический аспект этногенеза // Советская этнография. – 1987. – № 6. – С. 37–50.
14. Кореняко В.А. К критике концепции Л.Н. Гумилева // Этнографическое обозрение. – 2006. – № 3. – С. 22–35.
15. Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса / В.В. Мархинин. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. – 145 с.
16. Обсуждение статьи Ю.В. Бромлея «Этнос и эндогамия» // Советская этнография. – 1970. – № 3. – С. 86–103.
17. Политическая конфликтология перед новыми вызовами / А.В. Дмитриев, А.В. Глухова, А.В. Картунов и др; Под ред. А.В. Глуховой. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. – 282 с.
18. Садохин А.П. Этнология. – М.: Гардарики, 2000. – 254 с.
19. Сайфуллин Р.Г. Этнополитические конфликты: популяционный аспект генезиса: Дис. … канд. полит. наук / Казан. гос. энергет. ун-т. Казань, 2004.
20. Сайфуллин Р.Г. Однопоколенные (18 – 19-летние) циклы эскалации этнополитических конфликтов в мировой истории // Экономическая синергетика: ответы на вызовы и угрозы XXI века: сб. науч. тр. – Набережные Челны: Изд-во Камской гос. инж.-экономич. академии, 2005. –С. 39 – 52.
21. Турчин П.В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории: пер. с англ. / Под общ. ред. Г.Г. Малинецкого и др. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 368 с.
22. Чебоксаров Н.Н. О специфике расообразования у человека // Советская этнография. – 1976. – № 4. – С. 139 – 144.
23. Яблонский Л.Т. Внимание: этническая антропология! // Теория антропологии и ее методы: истоки и развитие: Тезисы докладов. Часть II. М., 2001. – С. 34 – 35.
24. Sandole D. Capturing the Comlexity of Conflict: Dealing with Violent Ethnic Conflicts in the Post-Gold War Era. – London, New York, 1999.

 


ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ