—уперЁтнос.рф  

статьи:

¬Ћ»яЌ»≈ ѕќѕ”Ћя÷»ќЌЌќ√ќ ‘ј “ќ–ј Ќј √≈Ќ≈«»— ѕќЋ»“»„≈— »’  ќЌ‘Ћ» “ќ¬

„»—Ћќ¬ќ… јЋ√ќ–»“ћ Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј

√≈Ќ≈«»—  –»«»—ќ¬ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » —ћ”“Ќџ’ ѕ≈–»ќƒќ¬ ¬ ‘ј«≈ ѕќƒЏ≈ћј

√»ѕ≈–Ё“Ќќ— » ƒј“џ ¬ќ«Ќ» Ќќ¬≈Ќ»я Ё“Ќќ—ќ¬

’ј–ј “≈–»—“» ј ‘ј« Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј » ‘ј«ќ¬џ’ ѕ≈–≈’ќƒќ¬

ћј—Ў“јЅЌџ≈ ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— »≈  ќЌ‘Ћ» “џ: Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ   јЌјЋ»«” » ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё

ћониторинг состо€ни€ общественного пор€дка и безопасности в городе Ќабережные „елны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населени€

 

Ёмпирическа€ проверка числового алгоритма:

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈≈√»ѕ≈“— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ћ≈—ќѕќ“јћ— »’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« –»ћ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬»«јЌ“»…— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈–”—— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬≈Ћ» ќ–ќ——ќ¬ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я –ќ——»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ” –ј»Ќ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« «јѕјƒЌџ’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬ ¬ ѕ≈–»ќƒ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я «јѕјƒј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« јЌ√Ћ»„јЌ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я јЌ√Ћ»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«  »“ј…— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я  »“јя

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« яѕќЌ— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я яѕќЌ»»

Ётнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

ƒинамика политий и динамика качества населени€

ќƒ»Ќќ » Ћ» ћџ Ќј «≈ћЋ≈?

ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»≈ Ё —“–≈ћ»—“— ќ… ѕ–≈—“”ѕЌќ—“» Ќј ќ—Ќќ¬≈ Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќƒ’ќƒј


¬Ћ»яЌ»≈ ѕќѕ”Ћя÷»ќЌЌќ√ќ ‘ј “ќ–ј Ќј √≈Ќ≈«»— ѕќЋ»“»„≈— »’  ќЌ‘Ћ» “ќ¬

¬ажной частью политических исследований €вл€етс€ вы€снение генезиса политических конфликтов. —егодн€ все большее признание получает подход, согласно которому политический конфликт рассматриваетс€ как многоуровневое и многофакторное €вление. “акой подход характерен дл€ концепции ƒ. —эндоула (Sandole, 1999), привлекающего дл€ изучени€ конфликтов в том числе социобиологические методы исследовани€. ‘актически это означает, что —эндоул использует междисциплинарный и полипарадигмальный подходы. ¬ажность использовани€ дл€ исследовани€ политических конфликтов социобиологических методов и полипарадигмального подхода подчеркиваетс€ отечественными специалистами (см.: јвксентьев, Ўаповалов, 2001, с. 14; ѕолитическа€ конфликтологи€Е, 2001, с. 49).
—оциобиологи€ и выделивша€с€ в ее рамках биополитика, основыва€сь на двойственной биосоциальной природе человека, изучают биологические основы социального поведени€ живых существ и на этой основе широко используют биологические модели дл€ объ€снени€ поведени€ человека. ќднако за рамками внимани€ этих дисциплин остаетс€ исследование вли€ни€ биологической составл€ющей некоторых человеческих общностей, прежде всего этнических на социально-политические процессы, в том числе на возникновение и развитие конфликтов.
—егодн€ все больше исследователей склон€ютс€ к мнению, что этнические общности обладают двуединой биосоциальной природой. Ѕиологическа€ часть природы этноса про€вл€етс€, например, в его попул€ционной структуре, расово-антропологическом составе составл€ющих этнос попул€ций и других характеристиках. ≈сть основани€ полагать, что динамика изменени€ попул€ционной структуры этносов, их расово-антропологическа€ структура (далее эту динамику и эту структуру дл€ краткости мы будем называть попул€ционным фактором) вли€ет как на возникновение и развитие политических конфликтов, так и в целом на социально-политические процессы. ѕравомерно в этой св€зи поставить вопрос о конкретных механизмах этого вли€ни€, что важно дл€ вы€снени€ генезиса политических конфликтов и их прогнозировани€. ќднако така€ исследовательска€ задача в рамках социобиологии, биополитики и конфликтологии пока даже не ставилась.
ѕо-видимому, во многом это объ€сн€етс€ господством в современных западных обществоведческих науках конструктивистского и инструменталистского подходов к этническому феномену. —огласно этим подходам, этническа€ общность реально не существует, а носит Ђсконструированныйї или функциональный характер. Ћ.“. яблонский объ€сн€ет отрицание реальности существовани€ этносов и рас Ђреакцией на попытки неоправданно вольного установлени€ причинных взаимосв€зей между попул€цией и этносом, что может быть использовано расистамиї (яблонский, 2001, с. 34Ц35). –азумеетс€, исследование вли€ни€ попул€ционного фактора на возникновение и развитие конфликтов предполагает установление таких причинных взаимосв€зей. —уд€ по всему, на «ападе такие исследовани€ не получили развити€ из-за бо€зни возможного расистского истолковани€ их результатов.
¬ отечественной этнографии исследованию попул€ционной структуры этносов удел€лось достаточно большое внимание на страницах периодической печати (см., например: Ѕромлей, 1969; ќбсуждениеЕ, 1970; јлексеев, 1976; ƒенисова, 1987). Ёта проблема затрагивалась и в р€де монографий (см., например: јлексеев, 1979; он же, 1986; Ѕромлей, 1973; ћархинин, 1989). ќднако почти все авторы предпочитали придерживатьс€ мнени€ об этносе как о сугубо социальной общности, по-видимому, из-за бо€зни быть обвиненными в Ђбиологизаторствеї. ¬ этом состо€ла одна из главных причин, из-за которой вопросы вли€ни€ попул€ционного фактора на социально-политические процессы в этих работах почти не затрагивались.
–ассматривал этнос как биосоциальную общность, на развитие которой вли€ют как социальные, так и природные (в том числе биологические) факторы, Ћ.Ќ. √умилев, создатель пассионарной теории этногенеза. ќдно из основных положений этой теории формулируетс€ следующим образом: ЂЁтносы €вл€ютс€ биофизическими реальност€ми, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочкуї (√умилев, 1990, с. 227). ¬ своих работах √умилев исследовал вли€ние этногенетических факторов, одним из которых €вл€етс€ попул€ционный фактор, на политические процессы, в том числе и в их конфликтологическом аспекте (√умилев, 1990; 1993, 1994).  ак справедливо пишет  .Ё. јксенов, Ђтеори€ этногенеза во многом базируетс€ на анализе (и попытках объ€снени€. Ц –.—.) именно политических €влений и процессов: войн, переворотов, государственного строительства, господства и подчинени€ и т.п.ї (јксенов, 2006, с. 46). » в поисках ответа на поставленный нами вопрос было бы логично обратитьс€ к этой концепции.
Ќеобходимо, однако, признать, что Ћ.Ќ. √умилеву не удалось убедительно обосновать положени€ своей теории, что вызвало ее обоснованную критику (обзор критики концепции Ћ.Ќ. √умилева и ее основные направлени€ см.:  орен€ко, 2006). Ќаибольшие возражени€ вызывает гипотеза √умилева о мутационном генезисе пассионарности.  ак пишет, например, ѕ.¬. “урчин, детали этой гипотезы Ђоснованы на €влени€х, неизвестных или категорически противоречащих современной наукеї (“урчин, 2007, с. 84). «адача, очевидно, заключаетс€ в том, чтобы св€зать феномен пассионарности с хорошо известными современной науке €влени€ми.
ѕо нашему мнению, в основе этого феномена лежит €вление гетерозиса или гибридной силы.  ак известно, гетерозис Ц это свойство гибридов первого поколени€ превосходить по жизнестойкости, плодовитости и другим признакам лучшую из родительских форм; у животных гетерозис наблюдаетс€, например, при межпородном скрещивании. ѕо-видимому, именно пон€тие Ђжизнестойкостьї (жизнеспособность), определ€емое как способность организма выживать и давать потомство при неблагопри€тных услови€х внешней среды, составл€ет биологическую основу пон€ти€ Ђпассионарностьї. ¬ человеческом обществе жизнеспособность приобретает социальный смысл. ∆изнеспособный в социальном смысле человек и €вл€етс€ пассионарием, способным достигать поставленных целей, стойко преодолева€ возникающие при этом трудности.
Ћюбой суперэтнос состоит из людей, относ€щихс€ к разным антропологическим, а иногда и расовым, типам. ѕассионари€ми €вл€етс€ часть детей, рожденных в смешанных в расово-антропологическом смысле браках. “аким образом, источником пассионарности служит биологическа€ энерги€ гетерозиса, имеюща€ своей основой расово-антропологическую неоднородность суперэтноса.
ѕо мнению специалистов, нова€ этническа€ общность формируетс€ в результате смешени€ нескольких субстратов. “ак, ё.¬. Ѕромлей подчеркивает, ЂЕ что как раз смешанные браки €вл€ютс€ одним из основных инструментов формировани€ новых этносов на основе синтеза двух или нескольких этнических общностейї (Ѕромлей, 1969, с. 86). ј.ѕ. —адохин пишет, что Ђв процессе этногенеза, св€занного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населени€) и суперстрата (пришлого населени€), в ходе которого и возникает новый этносї (—адохин, 2000, с. 113). –асово-антропологический состав смешивающихс€ этнических субстратов бывает, как правило, различен, что и создает услови€ дл€ формировани€ новой пассионарной этнической общности.
 роме пассионариев Ћ.Ќ. √умилев выдел€ет еще два энергетических типа Ц гармоничных людей (индивидов энергоуравновешенного типа) и субпассионариев (индивидов энергодефицитного типа). ѕопытаемс€ объ€снить их существование на основе €влени€ гетерозиса.
 ак известно, гетерозис часто затухает уже во втором поколении. ѕричем, как пишет ƒж. ’аррисон с соавторами, Ђ... жизнеспособность особей второго поколени€ оказываетс€ меньше не только жизнеспособности особей первого поколени€, но и жизнеспособности родительских подвидовї (Ѕиологи€ человека 1979: 204). ѕоэтому высока€ пассионарность любой этнической общности имеет свою оборотную сторону Ц значительный процент индивидов с пониженной жизнеспособностью (т.е. индивидов энергодефицитного типа Ц субпассионариев), рождающихс€ при брачных св€з€х метисов. ¬еро€тно, уже среди индивидов третьего поколени€ дол€ субпассионариев начинает снижатьс€, и жизнеспособность подавл€ющей части индивидов этого и, в особенности, следующих поколений имеет средние значени€. Ѕыло бы естественно отнести этих индивидов к энергоуравновешенному (гармоничному) типу. Ќеобходимо сказать, что к гармоничным люд€м относитс€ и больша€ часть индивидов (веро€тнее всего, пор€дка 80 Ц 85 %), рождающихс€ у родителей, относ€щихс€ к разным антропологическим или расовым типам. “аким образом, на основании гипотезы о гетерозисной основе феномена пассионарности правомерно предположить, что пассионари€ми €вл€етс€ некотора€ часть потомства первого поколени€ от индивидов, относ€щихс€ к разным антропологическим или расовым типам; субпассионари€ми Ц часть потомства от метисов; гармоничниками Ц в основном потомство от индивидов, относ€щихс€ к одному антропологическому типу или к близким типам.
ѕ.¬. “урчин отмечает и положительные стороны теории Ћ.Ќ. √умилева. —реди них наиболее плодотворной он считает гипотезу о существовании тесной св€зи между судьбой государства и его этнического €дра. “о есть этни€ и полити€, возможно, составл€ют одно динамическое целое. Ёто позвол€ет рассматривать формирование государства и этногенез как два аспекта единого динамического процесса (“урчин, 2007, с. 84 Ц 85, 124). ћожно назвать этот единый процесс этнополитогенезом, подразумева€ под этим термином коррелированность процессов этно- и политогенеза.
√ипотеза о существовании единого процесса этнополитогенеза позвол€ет по-новому взгл€нуть на генезис масштабных этнополитических и вообще социально-политических конфликтов. —огласно Ћ.Ќ. √умилеву, фазы этногенеза переход€т одна в другую через так называемые фазовые переходы, которые всегда €вл€ютс€ глубоким кризисом (√умилев, ≈рмолаев, 1993, с. 181), дл€ которого характерно, очевидно, обострение всех внутренних конфликтов, зачастую принимающих форму вооруженного противосто€ни€. “акже Ђэтнос, мен€ющий фазу развити€, легко у€звим, и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионаренї (√умилев, 1990, с. 385). ѕринима€ во внимание сформулированную выше гипотезу, глубокий кризис и у€звимость по отношению к внешним ударам структурообразующего этноса означают ослабление его государства, которое в период фазовых переходов также находитс€ в глубоком кризисе. Ќо почему наступает фазовый переход? √умилев в своих работах не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос.
—огласно √умилеву, этническа€ система становитс€ восприимчивой к ударам извне, когда во врем€ смены фаз нарушаетс€ оптимальное соотношение между энергетическими типами членов этноса (“ам же, с. 404). ѕри наличии же этого оптимального соотношени€, что, очевидно, характерны дл€ фаз этногенеза, Ђсистема почти неодолимаї (“ам же). Ёто означает, что фазы этногенеза, в отличие от фазовых переходов, €вл€ютс€ устойчивыми состо€ни€ми, дл€ которых характерно отсутствие масштабных внутренних смут и успешна€ внешн€€ экспанси€ государства. »так, сформулированный выше вопрос перешел в следующий: почему нарушаетс€ оптимальное соотношение энергетических типов в структуре суперэтноса, что и ведет к началу фазового перехода?
¬ конце каждой фазы антропологическа€ гомогенность (однородность) большей части составл€ющих суперэтнос этнических общностей достигает максимальной величины (в особенности это справедливо дл€ вход€щих в одну этническую общность пространственно близких попул€ций). —в€зано это с тем, что браки на прот€жении фазы заключаютс€ в основном в пределах этих общностей. —казанное, хот€ и в существенно меньшей степени, справедливо и в отношении различных социальных слоев и групп (в особенности дл€ прав€щего сло€). —равнительно мала€ проницаемость генетических барьеров, раздел€ющих различные этнические общности, способствует увеличению степени антропологической гетерогенности (разнородности) части составл€ющих эти общности попул€ций. ћожно думать, что в конце фазы антропологическа€ гетерогенность попул€ций, занимающих противоположные кра€ суперэтнического ареала, а также антропологическа€ гетерогенность различных социальных групп (прежде всего, прав€щей элиты и маргинальных слоев) станов€тс€ максимальными.
’арактерное дл€ конца фазы заключение браков преимущественно внутри этнических общностей и социальных групп при максимальной степени их антропологической гомогенности ведет к тому, что в конце фазы дол€ пассионариев среди новорожденных детей имеет минимальное значение. —оответственно доли гармоничников и, видимо, субпассионариев увеличиваютс€. ¬ определенном этническом возрасте этноса, соответствующем окончанию фазы (началу фазового перехода), дол€ пассионариев в целом по суперэтносу становитс€ ниже оптимального значени€, дол€ субпассионариев Ц выше оптимального значени€. Ёто означает начало фазового перехода и св€занного с ним Ђглубокого кризисаї.
 ак отмечает Ќ.Ќ. „ебоксаров, в периоды социально-политических катаклизмов происход€т усиление миграционной активности населени€, социальна€ и этническа€ перетасовка населени€, изменение политических границ, возрастают межэтнические и межрасовые контакты, рушатс€ генетические барьеры („ебоксаров, 1976, с. 142). ”силение миграционной активности населени€ и разрушение генетических барьеров ведут к резкому росту числа брачных и случайных половых св€зей между представител€ми разных этнических общностей и социальных групп, различающихс€ между собой в расово-антропологическом плане значительнее, чем члены одной этнической общности или одной социальной группы. ¬следствие €влени€ гетерозиса это приводит к тому, что в суперэтносе в этот период увеличиваетс€ число родившихс€ детей-пассионариев. ћожно думать, что через поколение (18 Ц 19 лет), когда эти пассионарии станов€тс€ совершеннолетними и начинают активно участвовать в социальной жизни, дол€ их не только достигает оптимального дл€ следующей фазы спектра значений, но и выходит за его верхнюю грань (точка ¬ на рисунке). ¬озникший вследствие вступлени€ в социальную жизнь пассионарной молодежи излишек пассионариев вызывает начало смут. ƒостигнув максимального значени€, дол€ пассионариев из-за их гибели в ходе смут вскоре начинает уменьшатьс€ и через 9 Ц 10 лет после начала кризиса входит в спектр оптимальных значений, после чего масштабные смуты прекращаютс€.
–ис. 1. ѕассионарные волны во врем€ фазовых переходов


ѕримечани€:
1. Ќа рисунке представлены гармонические колебани€; на самом деле колебани€ имеют негармонический характер и есть результат аппроксимации (усреднени€) нелинейных колебаний более сложной формы.
2. «аштрихованна€ область соответствует спектру оптимальных значений дл€ доли пассионариев.
ѕо прошествии 8 Ц 9 лет после окончани€ смут станов€тс€ совершеннолетними и начинают активно участвовать в социальной жизни пассионарии, рожденные в начале предыдущего смутного периода. Ёто ведет к началу нового периода смут, во врем€ которого снова возрастает число брачных и случайных половых св€зей между индивидами, относ€щимис€ к разным расово-антропологическим типам, что приводит к рождению Ђлишнихї пассионариев (видимо, среди новорожденных увеличиваетс€ и дол€ субпассионариев). —муты продолжаютс€ до тех пор, пока дол€ пассионариев не перестает выходить за пределы спектра оптимальных дл€ наступающей фазы значений (точка G на рисунке), что означает начало новой фазы (сказанное справедливо и дл€ доли субпассионариев). ѕосле этого социально-политические конфликты тер€ют свою остроту, внутриполитическое положение стабилизируетс€.
 »так, во врем€ фазовых переходов периоды смут и раздел€ющие их стабильные периоды повтор€ютс€ с периодичностью в одно поколение Ч 18 Ц 19 лет. ѕериод времени продолжительностью в одно поколение, в течение которого суперэтническа€ система переходит из одного неустойчивого состо€ни€ в другое, мы назвали пассионарной волной (участок кривой —≈ на рисунке). ¬ течение фазового перехода имеет место несколько пассионарных волн.
ѕассионарна€ волна состоит из смутного, неустойчивого (участки CD, EG) и стабильного, устойчивого (участок DE) периодов. ѕродолжительность каждого из периодов составл€ет 8 Ц 10 лет. Ёкономические кризисы, революции, м€тежи, гражданские войны, восстани€ социальных низов, а также неудачные военные кампании характерны дл€ неустойчивого периода. —табильный период характеризуетс€, как правило, отсутствием масштабных смут. ѕричина этого заключаетс€ в том, что в неустойчивом периоде доли пассионариев и субпассионариев колеблютс€ в основном вне спектра оптимальных дл€ наступающей фазы значений (вне аттрактора), в стабильном Ч в пределах этого спектра (в пределах аттрактора).
ћы несколько изменили положение Ћ.Ќ. √умилева о существовании дл€ каждой фазы этногенеза оптимального значени€ дл€ доли каждого энергетического типа (пассионариев, гармоничников и субпассионариев). ƒл€ каждой фазы этногенеза характерно не одно оптимальное значение, а определенный спектр таких значений. ¬о врем€ фаз этногенеза, €вл€ющихс€ устойчивым состо€нием суперэтнической системы, колебани€ долей энергетических типов происход€т в пределах спектров значений, оптимальных дл€ каждого типа. ‘азовый переход, €вл€ющийс€ неустойчивым состо€нием, начинаетс€ из-за выхода долей пассионариев и субпассионариев за пределы, соответственно, нижней (точка ј на рисунке) и верхней граней спектра оптимальных значений завершившейс€ фазы. ѕроще говор€, с началом фазового перехода пассионариев в суперэтносе становитс€ меньше, чем это необходимо, а субпассионариев, наоборот, больше. »менно по этой причине признаком начала фазового перехода часто €вл€етс€ поражение во внешней войне (наиболее боеспособной частью суперэтноса €вл€ютс€, как правило, пассионарии, наименее боеспособной Ц субпассионарии; уменьшение доли пассионариев и увеличение доли субпассионариев ведут к резкому снижению боеспособности армии суперэтноса).
—уществуют три способа приведени€ долей пассионариев и субпассионариев до спектра оптимальных значений следующей фазы (или оптимизации долей пассионариев и субпассионариев): их гибель в ходе внутренних конфликтов (смут), сброс со своей территории в результате проведени€ агрессивной захватнической политики или колонизации и целенаправленное уничтожение посредством массовых репрессий, проводимого обычно карательными органами государства. ќптимизаци€ происходит всеми трем€ способами.
ћожно дать следующие определени€ пон€ти€м Ђфаза этногенезаї и Ђфазовый переходї. ‘аза этногенеза Ц это имеюща€ временные рамки стади€ существовани€ этнической системы, в которой она сохран€ет в целом устойчивое состо€ние, характеризующеес€ отсутствием крупных смут вследствие того, что доли пассионариев и субпассионариев на прот€жении фазы не выход€т за рамки спектра оптимальных дл€ этой фазы значений (на представленном рисунке в точке ј закончилась предыдуща€ фаза, в точке G началась следующа€). ‘азовый переход Ц это имеюща€ временные рамки стади€ существовани€ этнической системы, в которой она находитс€ в неустойчивом состо€нии, возникающем из-за того, что доли пассионариев и/или субпассионариев в определенном этническом возрасте выход€т за рамки спектра оптимальных дл€ завершившейс€ фазы значений; это неустойчивое состо€ние характеризуетс€ расколом этнического пол€ и сохран€етс€ до тех пор, пока доли пассионариев и субпассионариев не перестанут выходить за рамки спектра оптимальных дл€ следующей фазы значений. ѕод расколом этнического пол€ здесь понимаетс€ процесс образовани€ в этнической системе двух или нескольких военно-политических группировок, придерживающихс€ диаметрально противоположных идеологических установок; противоречи€ между этими военно-политическими группировками мирными средствами неразрешимы и привод€т к вооруженным столкновени€м.
Ќами было показано, что пассионарные волны Ц однопоколенные (18 Ц 19-летние) циклы эскалации политических конфликтов Ц характерны дл€ всей мировой истории (см.: —айфуллин, 2004; 2005). Ёто позвол€ет утверждать, что вли€ние попул€ционного фактора на генезис и течение политических конфликтов имеют место быть. –азумеетс€, было бы недопустимым редукционизмом видеть генезис политических конфликтов в действии только попул€ционного фактора. ќднако и не учитывать его нельз€. ѕо нашему мнению, политический конфликт есть результат сложного взаимодействи€ социально-политических и попул€ционного факторов.
Ћитература
1. јвксентьев ¬.ј. Ўаповалов ¬.ј. —овременна€ этническа€ конфликтологи€: от простоты к сложности // ѕолитическа€ конфликтологи€ между старыми и новыми парадигмами: ћатериалы симпозиума. Ц ¬оронеж, 2001. Ц —. 10 Ц 16.
2. јксенов  .Ё. »деи Ћ.Ќ. √умилева и современна€ российска€ геополитика // Ётнографическое обозрение. Ц 2006. Ц є 3. Ц —. 44 Ц 53.
3 јлексеев ¬.ѕ. ќ роли социальных факторов в биологической дивергенции человеческих попул€ций // —оветска€ этнографи€. Ц 1976. Ц є 4. Ц —. 114 Ц 131.
4. јлексеев ¬.ѕ. »сторическа€ антропологи€. Ц ћ.: ¬ысш. шк., 1979. Ц 216 с.
5. јлексеев ¬.ѕ. Ётногенез. Ц ћ.: ¬ысш. шк., 1986. Ц 173 с.
6. Ѕиологи€ человека: ѕер. с англ. / ƒж. ’аррисон, ƒж. ”айнер, ƒж. “эннер и др.; ѕод ред. ¬.¬. Ѕунака. ћ., 1979.
7. Ѕромлей ё.¬. Ётнос и эндогами€ // —оветска€ этнографи€. Ц 1969. Цє 6. Ц —. 84 Ц 91.
8. Ѕромлей ё.¬. Ётнос и этнографи€ / ё.¬. Ѕромлей. Ц ћ.: Ќаука, 1973. Ц 283 с.
9. √умилев Ћ.Ќ. Ётногенез и биосфера «емли. Ц Ћ.: √идрометеоиздат, 1990. Ц 528 с.
10. √умилев Ћ.Ќ. Ётносфера: истори€ людей и истори€ природы. Ц ћ.: Ёкопрос, 1993. Ц 544 с.
11. √умилев Ћ.Ќ.  онец и вновь начало. Ц ћ.: “анаис ƒ»-ƒ» , 1994. Ц 544 с.
12. √умилев Ћ.Ќ., ≈рмолаев ¬.ё. √оре от иллюзий // –итмы ≈вразии: эпохи и цивилизации. Ц ћ.: Ёкопрос, 1993. Ц —. 174 Ц 187.
13. ƒенисова –.я. ѕопул€ционно-антропологический аспект этногенеза // —оветска€ этнографи€. Ц 1987. Ц є 6. Ц —. 37Ц50.
14.  орен€ко ¬.ј.   критике концепции Ћ.Ќ. √умилева // Ётнографическое обозрение. Ц 2006. Ц є 3. Ц —. 22Ц35.
15. ћархинин ¬.¬. ƒиалектика социального и биологического в процессе становлени€ этноса / ¬.¬. ћархинин. Ц “омск: »зд-во “ом. ун-та, 1989. Ц 145 с.
16. ќбсуждение статьи ё.¬. Ѕромле€ ЂЁтнос и эндогами€ї // —оветска€ этнографи€. Ц 1970. Ц є 3. Ц —. 86Ц103.
17. ѕолитическа€ конфликтологи€ перед новыми вызовами / ј.¬. ƒмитриев, ј.¬. √лухова, ј.¬.  артунов и др; ѕод ред. ј.¬. √луховой. Ц ¬оронеж: ¬оронеж. гос. ун-т, 2001. Ц 282 с.
18. —адохин ј.ѕ. Ётнологи€. Ц ћ.: √ардарики, 2000. Ц 254 с.
19. —айфуллин –.√. Ётнополитические конфликты: попул€ционный аспект генезиса: ƒис. Е канд. полит. наук /  азан. гос. энергет. ун-т.  азань, 2004.
20. —айфуллин –.√. ќднопоколенные (18 Ц 19-летние) циклы эскалации этнополитических конфликтов в мировой истории // Ёкономическа€ синергетика: ответы на вызовы и угрозы XXI века: сб. науч. тр. Ц Ќабережные „елны: »зд-во  амской гос. инж.-экономич. академии, 2005. Ц—. 39 Ц 52.
21. “урчин ѕ.¬. »сторическа€ динамика. Ќа пути к теоретической истории: пер. с англ. / ѕод общ. ред. √.√. ћалинецкого и др. Ц ћ.: »зд-во Ћ », 2007. Ц 368 с.
22. „ебоксаров Ќ.Ќ. ќ специфике расообразовани€ у человека // —оветска€ этнографи€. Ц 1976. Ц є 4. Ц —. 139 Ц 144.
23. яблонский Ћ.“. ¬нимание: этническа€ антропологи€! // “еори€ антропологии и ее методы: истоки и развитие: “езисы докладов. „асть II. ћ., 2001. Ц —. 34 Ц 35.
24. Sandole D. Capturing the Comlexity of Conflict: Dealing with Violent Ethnic Conflicts in the Post-Gold War Era. Ц London, New York, 1999.

 


¬Ћ»яЌ»≈ ѕќѕ”Ћя÷»ќЌЌќ√ќ ‘ј “ќ–ј Ќј √≈Ќ≈«»— ѕќЋ»“»„≈— »’  ќЌ‘Ћ» “ќ¬