СуперЭтнос.рф  

статьи:

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ~1650-ЛЕТНЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ МАСШТАБНЫХ МИГРАЦИЙ В ЕВРОПУ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ГИПОТЕЗА О ГЕТЕРОЗИСНОМ ГЕНЕЗИСЕ ПАССИОНАРНОСТИ КАК БИОСОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ЧИСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА

ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

МАСШТАБНЫЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

Мониторинг состояния общественного порядка и безопасности в городе Набережные Челны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населения

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРАВИДСКИХ ГИПЕРЭТНОСОВ ИНДИИ

Эмпирическая проверка числового алгоритма:

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГИПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ МЕСОПОТАМСКИХ СУПЕРЭТНОСОВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ РИМСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕРУССКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВЕЛИКОРОССОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЗАПАДНЫХ СУПЕРЭТНОСОВ В ПЕРИОД ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАПАДА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ АНГЛИЧАН И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ КИТАЙСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЯПОНСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Этнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

Динамика политий и динамика качества населения

ОДИНОКИ ЛИ МЫ НА ЗЕМЛЕ?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КОНФЛИКТНАЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В США: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

В настоящее время одними из наиболее опасных для общества являются преступления экстремистской направленности. Число таких преступлений в России неуклонно растет. Особую тревогу вызывает тот факт, что наиболее часто совершают экстремистские преступления молодые люди в возрасте 15 – 25 лет. Многие из них являются членами экстремистских организаций праворадикального толка, проповедующих идеи ксенофобии, расовой и национальной нетерпимости. Правые радикалы совершают тяжкие преступления (убийства, причинение умышленного вреда здоровью) на национальной почве, что способствует разжиганию межэтнических конфликтов.
Приобретающая сегодня все более злободневный характер проблема экстремизма находится в центре внимания государственных органов всех уровней. Задача повышения эффективности борьбы с преступностью экстремистской направленности предполагает всестороннее изучение закономерностей возникновения и развития экстремизма и его обоснованное научное прогнозирование.

1. Влияние популяционного фактора
на генезис экстремистской преступности
Прогнозирование преступности – это предвидение вероятностных изменений тенденций и закономерностей преступности в будущем. Основная цель прогнозирования преступности заключается в установлении наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление ее отрицательных и положительных тенденций и отыскание на этой основе способов изменения или стабилизации этих тенденций в нужном для общества и государства направлении.
Прогноз преступности во многом служит основой всей организации борьбы с ней, ибо только на основе прогноза можно планировать предупредительные, организационные и другие мероприятия по борьбе с преступностью. При прогнозировании учитывают «…не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: социально-политические явления, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.» [1, c. 12]. Специалисты-практики подчеркивают важность применения нетрадиционных методов, основанных на достижениях синергетики, социогенетики, гелиобиологии и других отраслей знания [см.: 7]. 
В современной криминологии существует точка зрения, согласно которой «…причина преступности – это синтез различных явлений социального и биологического свойства» [6, c. 33]. Поэтому при прогнозировании преступности следует учитывать и влияние биологических факторов, связанных с биосоциальной природой как самого человека, так и некоторых его общностей.
Акцентирующий внимание на биологических предпосылках преступного поведения индивида антропологический подход получил свое начало в работах итальянского вpача-психиатpа и антpополога Ч. Ломброзо (1835 – 1909). В современной западной криминологии одним из основных направлений является конституционально-наследственный подход. Его последователи (Э. Кречмер, В. Шелдон и др.) исходят из того, что преступление – это результат проявления физиолого-конституциональных особенностей человека, в том числе и имеющихся у него психических аномалий. В основе разрабатываемой ими типологии преступников лежат морфологические, физиологические и психопатологические характеристики – такие, как физическая неполноценность, дисфункция эндокринной системы, умственная отсталость, психопатические расстройства.
Антропологический, конституционально-наследственный и другие подходы, постулирующие биологическую детерминацию преступного поведения, основываются на двойственной биосоциальной природе человека. Однако за рамками внимания этих подходов остается исследование влияния на формирование условий для проявления преступного поведения факторов, связанных с биологической составляющей природы некоторых человеческих общностей, прежде всего, этнических.
Сегодня все больше исследователей склоняются к мнению, что этнические общности обладают двуединой биосоциальной природой. Биологическая ипостась этноса проявляется, например, в его популяционной структуре, расово-антропологическом составе составляющих этнос популяций и других характеристиках. Есть основания полагать, что динамика изменения популяционной структуры этносов и их расово-антропологической структуры (назовем эту динамику «популяционным фактором») влияет на возникновение и развитие политических конфликтов [см.: 8], в том числе конфликтов, имеющих этнополитический характер. Действие популяционного фактора приводит к тому, что в кризисные периоды развития структурообразующего этноса (в периоды так называемых «фазовых переходов») в нем возрастает число индивидов из числа пассионариев (по Л.Н. Гумилеву, носителей пассионарной энергии) и субпассионариев (индивидов энергодефицитного типа), склонных к совершению противоправных действий, в том числе, экстремистской направленности. Следовательно, популяционный фактор может влиять на масштабы экстремистской преступности, и его необходимо учитывать при ее прогнозировании. В связи с этим возникает вопрос о выяснении механизма этого влияния.
Однако такая исследовательская задача в рамках криминологии, политической конфликтологии и других наук, так или иначе изучающих генезис экстремистской преступности, пока не ставилась. По-видимому, во многом это объясняется господством в современных обществоведческих науках конструктивистского и инструменталистского подходов к этническому феномену. Согласно этим подходам, этническая общность реально не существует, а носит «сконструированный» или функциональный характер. Поэтому в рамках конструктивистского и инструменталистского подходов сама постановка вопроса о влиянии на генезис преступности биологической ипостаси этноса не имеет смысла.
В отличие от конструктивизма и инструментализма, примордиализм рассматривает этнос как реально существующий феномен. Видным представителем примордиалистского подхода является Л.Н. Гумилев, создатель пассионарной теории этногенеза. Он рассматривал этнос как биосоциальную общность, на развитие которой влияют как социальные, так и природные (в том числе биологические) факторы. Одно из основных положений его концепции формулируется следующим образом: «Этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочку» [5, c. 227]. В своих работах Гумилев исследовал влияние этногенетических факторов, одним из которых является популяционный фактор, на политические процессы, в том числе и в их конфликтологическом аспекте. И в поисках ответа на поставленный нами вопрос было бы логично обратиться к этой концепции.
Одним из основных понятий концепции Гумилева является понятие пассионарности – энергии биохимической природы, которую этнос расходует на протяжении своей жизни. Согласно Гумилеву, этнос проходит в своем развитии ряд возрастных фаз, аналогичных возрастным ступеням в жизни человека. Фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через фазовые переходы – кризисные периоды, для которых характерны экономические кризисы, масштабные социально-политические конфликты, рост преступности.
Всех членов этноса Гумилев подразделяет на три энергетических типа – пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей (гармоничников) – индивидов энергоуравновешенного типа, которые составляют большинство членов этноса. Для пассионариев характерна «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто – иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь… Гармоничники могут проявлять весьма значительную активность, но не по собственной инициативе, а находясь под влиянием пассионариев… Субпассионарность проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Сосредоточение субпассионариев в городах приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков» [11, c. 509, 497, 520]. «Субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Они способны на разбой, жертвами которого становится основная масса населения, относящаяся к гармоничным людям» [5, c. 285].
Можно легко соотнести эти три энергетических типа с выделяемыми С.В. Беликовым среди праворадикальной молодежи психотипами (фанатик, агрессор, игрок, попутчик, подражатель) [см.: 2]. Для психотипа «фанатик» характерны искренняя вера в идею «национальной исключительности», «расового превосходства», способность к решительным поступкам, личное мужество, психологическая готовность к самопожертвованию. Для фанатиков «идея» свята. За свою «идею» они садятся в тюрьму, подвергаются избиениям, порой заканчивающимся серьезными травмами. Собственная жизнь имеет для них весьма незначительную ценность и очень часто приносится в жертву «идее». Именно фанатики составляют политическое и идеологическое ядро скин-движения и различных ультраправых политических объединений, в том числе и основной актив наиболее новой и опасной разновидности ультраправых объединений – боевых террористических организаций. Представитель психотипа «агрессор» переполнен яростной, едва сдерживаемой агрессией. Если бы он не был ультраправым радикалом, стал бы простым хулиганом, беспричинно бьющим обычных прохожих, затевающим скандалы и драки.
Молодежь с психотипом фанатика и агрессора составляет наиболее радикально-экстремистскую часть ультраправого спектра. При этом они остаются в этих группах очень надолго, сохраняя свои убеждения даже в наиболее трудные моменты – когда отстаивание взглядов, особенно их практическое применение, может стоить очень дорого. Ультраправые с психотипом игрока, попутчика или подражателя остаются в среде радикалов не очень долго. Длительность их включения в состав ультраправого объединения напрямую зависит от таких факторов, как противодействие со стороны правоохранительных органов, осуждаемость со стороны общества и престижность этого участия. 
Очевиден вывод, что психотип «фанатик», готовый отдать жизнь за свою идею, относится к пассионариям; психотип «агрессор», малоспособный контролировать свои агрессивные наклонности – к субпассионариям; остальные психотипы – к гармоничникам.
Как пишет С.В. Беликов, в настоящее время «нарастание уровня этнической нетерпимости в молодежной среде очевидно» [2, c. 66]. Этническая нетерпимость нарастает и среди населения страны в целом. Этому способствует, видимо, увеличение числа пассионариев и субпассионариев как среди молодежи, так и российского суперэтноса в целом. Увеличение числа пассионариев и субпассионариев характерно для фазовых переходов – кризисных периодов в жизни этноса. Поэтому можно предположить, что это увеличение является следствием того, что великороссы (русские) – структурообразующий этнос российского суперэтноса находятся в настоящее время в одном из фазовых переходов.
Пассионарная и субпассионарная молодежь с психотипами фанатика и агрессора составляет наиболее радикально-экстремистскую часть ультраправого спектра. И если существует закономерность, описывающая изменение долей пассионариев и субпассионариев в структуре суперэтноса, то ее знание даст возможность прогнозировать тенденции развития и масштабы как преступности экстремистской направленности, так и преступности в целом.     
Такая закономерность, действительно, существует – это так называемый «числовой алгоритм этнополитогенеза», определяющий начало и окончание, т.е. возрастные рамки, фаз этногенеза и фазовых переходов, а также кризисных периодов внутри некоторых фаз [см.: 9]. Числовой алгоритм описывает на качественном уровне изменение долей пассионариев и субпассионариев в структуре структурообразующего этноса в зависимости от его возраста. Если рассматривать суперэтническую систему как самоорганизующуюся, то эти доли являются теми управляющими параметрами, динамика которых определяет, окажется ли суперэтническая система в устойчивом или неустойчивом состоянии. 
На протяжении фаз этногенеза доли пассионариев и субпассионариев изменяются в пределах характерного для каждой фазы так называемого «спектра оптимальных значений» (в пределах аттрактора – устойчивого состояния). Во время фаз суперэтническая система находится, как правило, в устойчивом состоянии, характеризующемся отсутствием крупных смут, глубоких экономических кризисов и сравнительно небольшими масштабами преступности.
Фазовый переход (кризисный период внутри фазы) начинается с того, что доли пассионариев и субпассионариев выходят за пределы спектра оптимальных значений завершившейся или текущей фазы и на протяжении 8 – 10 лет находятся вне пределов этого спектра (на основе гипотезы о гетерозисном генезисе пассионарности нами было предложено объяснение причин начала фазового перехода [см.: 8]). В это время суперэтническая система находится в неустойчивом состоянии, характеризующемся смутами, экономическими кризисами, ростом преступности. Через 8 – 10 лет после начала смутного периода доли пассионариев и субпассионариев входят в спектр оптимальных значений, суперэтническая система возвращается в устойчивое состояние.    
Во время фазовых переходов и кризисных периодов внутри фаз периоды смут и разделяющие их стабильные периоды чередуются с периодичностью в одно поколение — 18 – 19 лет. Период времени продолжительностью в одно поколение, в течение которого суперэтническая система переходит из одного неустойчивого состояния в другое, мы назвали пассионарной волной. В течение фазового перехода (кризисного периода внутри фазы) имеет место, как правило, несколько пассионарных волн.
Пассионарная волна состоит из неустойчивого (смутного) и устойчивого (стабильного) периодов. Продолжительность каждого из периодов составляет 8 – 10 лет. Экономические кризисы, революции, гражданские войны, восстания социальных низов, резкое увеличение масштабов преступности, а также неудачные военные кампании характерны для неустойчивого периода.
Неустойчивое состояние суперэтнической системы характеризуется наличием излишка пассионариев и субпассионариев (также доля пассионариев может быть меньше оптимальных значений), тогда как в устойчивом состоянии этот излишек отсутствует. На основе гипотезы о гетерозисном генезисе пассионарности нами было предложено объяснение, почему в периоды неустойчивых состояний образуется излишек пассионариев и субпассионариев. По этой гипотезе, пассионариями является часть детей, родившихся в смешанных с расово-антропологической точки зрения браках. Во время смут усиливаются процессы межэтнического и социального смешения, возрастает число смешанных браков, что ведет к увеличению родившихся в это время пассионариев. Когда эти пассионарии становятся совершеннолетними и вступают в социальную жизнь, доля пассионариев в суперэтносе увеличивается. Если она выходит за пределы спектра оптимальных значений, это способствует началу смут [см.: там же].   
Существуют три способа приведения долей пассионариев и субпассионариев до спектра оптимальных значений следующей фазы (или оптимизации долей пассионариев и субпассионариев): их гибель в ходе внутренних конфликтов (смут), сброс со своей территории в результате проведения агрессивной захватнической политики или колонизации и целенаправленное уничтожение посредством массовых репрессий, проводимого обычно карательными органами государства. Оптимизация в периоды фазовых переходов и кризисных периодов внутри фаз происходит, как правило, всеми тремя способами.

2. К прогнозированию на основе биосоциального подхода
экстремистской преступности в России
Биосоциальный подход позволяет предложить объяснение распада СССР, способствовавшего росту на постсоветском пространстве межэтнических конфликтов и росту преступности, в том числе, и преступности экстремистской направленности, а также попытаться дать прогноз развития экстремистской преступности в России на ближайшие годы.
Сначала необходимо определить дату возникновения русских (великороссов) – структурообразующего этноса российского суперэтноса.
Гумилев датирует пассионарный толчок, приведший к образованию великороссов, XIII веком [5, с. 345]. По нашему мнению, великороссы образовались на основе субэтносов, возникших на протяжении следующего векового цикла: 1180 – 1221 – 1262 гг. Условно принимаем, что они возникли в 1221 г. [см.: 10]. Следовательно, в настоящее время их возраст составляет 791 год (2012 – 1221 = 791).
Согласно числовому алгоритму этнополитогенеза, этот возраст соответствует начальному периоду фазового перехода надлом-инерция, который начинается в возрасте этноса 755 – 810 лет. Имперские государства распадаются и гибнут в периоды фазовых переходов. Так, русские вошли в фазовый переход надлом-инерция в 1990 г., а распад СССР произошел в конце 1991 г., т.е. в самом начале этого фазового перехода [см.: там же]. 
90-е гг. ХХ в. были очень тяжелыми для России. Более чем в два раза снизился объем ВВП, деградировали система здравоохранения, образования, социального обеспечения, многократно возросла преступность. Характерные для начала фазового перехода надлом-инерция этнополитические конфликты затронули и территорию России. В результате первой чеченской войны, имевшей ярко выраженный этнополитический характер, Россия фактически признала независимость Ичкерии. Страна оказалась перед угрозой распада. Таким образом, все 90-е гг. Россия находилась в системном кризисе, который является кризисом начала фазового перехода надлом-инерция и поэтому имеет закономерный характер.
Начиная с 2000 года, через 10 лет после начала фазового перехода, положение в российском суперэтносе начало стабилизироваться. Президент В.В. Путин стал проводить политику всемерного укрепления государства, были разгромлены чеченские сепаратисты, в стране начался устойчивый экономический рост. Как видим, развитие российского суперэтноса со времени начала фазового перехода надлом-инерция представляет собой классическую пассионарную волну.
Очередной кризисный период должен был наступить с началом второй пассионарной волны в 2009 г. (1990-1991 + 18-19 = 2009). Правомерно поэтому полагать, что переживаемый тогда страной кризис  был обусловлен не только тем, что Россия стала частью глобальной экономики, но и внутренними причинами. Вероятно предположение, что даже если в США в 2008 г. не случился бы ипотечный кризис, спровоцировавший мировой финансовый кризис, положение в экономике России в конце этого года стало бы ухудшаться из-за начала второй пассионарной волны. Хотя это ухудшение было бы, скорее всего, существенно меньшим по масштабам.
Однако, несмотря на начало пассионарной волны, внутриполитическое положение в стране осталось стабильным и остается в целом таковым и в настоящее время. Видимо, в значительной мере эта стабильность стала результатом энергичных и своевременных действий правительства. Но есть основания полагать, что сохранению стабильности способствует и влияние популяционно-демографического фактора.   
Для кризисного периода 1990 – 1992 гг. было характерно усиление межэтнического и социального смешения, что, видимо, существенно увеличило долю пассионариев среди молодежи этих годов рождений. Однако это сопровождалось уменьшением рождаемости в это время. Так, по данным переписи 2002 г. число детей 1990 – 1992 гг. рождений (около 5,7 млн.) было почти в 1,3 раза меньше в сравнении с числом подростков 1987 – 1989 гг. рождений (около 7,3 млн.) [см.: 3].
В 90-е гг. ХХ в. резко увеличилась смертность среди мужчин трудоспособного возраста. Особенно значительна была смертность среди тунеядцев, бомжей и т.п., среди которых высока доля субпассионариев, а также среди бизнесменов и криминальных авторитетов, которые гибли в криминальных войнах (среди последней группы высока доля пассионариев). Поэтому можно считать, что за 90-е гг. доля пассионариев и субпассионариев в российском суперэтносе существенно снизилась, и со вступлением в социальную жизнь в 2008 – 2010 гг. молодежи 1990 – 1992 гг. рождений излишек тех и других не достиг того критического уровня, который способствует началу общенациональной смуты. Учитывая низкую рождаемость в России на протяжении 90-х гг., едва ли этот излишек достигнет критического уровня в масштабах всего российского суперэтноса и в ближайшем будущем. Это дает основания утверждать, что общенациональная смута по образцу гражданской войны 1918 – 1921 гг. в современной России маловероятна.
В ближайшие годы возможна дестабилизация ситуации, в частности, существенный рост преступлений экстремистской и террористической направленности в тех регионах России, которые сохранили высокую рождаемость в 90-х гг. – прежде всего, на Северном Кавказе, а также дестабилизация ситуации в закавказских и среднеазиатских республиках бывшего СССР. В русле этого прогноза находится агрессия Грузии против Южной Осетии в 2008 г. и массовые беспорядки в Киргизии в 2010 г. Дестабилизации ситуации в обоих случаях способствовал, в том числе, и популяционно-демографический фактор – вступление в социальную жизнь пассионарной молодежи 1990 – 1992 гг. рождений.  
Многие российские пассионарии и пассионарии с ближнего зарубежья, не найдя условий для успешной социальной реализации у себя на родине, устремляются в столицу и оседают в Москве и Московской области. Среди приезжающих в Москву существенна, видимо, и доля субпассионариев, ищущих в столице легкой жизни. Поэтому в настоящее время доли пассионариев и субпассионариев среди населения Москвы, видимо, одни из наивысших в центральной России. По-видимому, с середины 2010 г. они стали превышать оптимальный уровень.
В Москве смутными были 1991-й (августовский путч) и 1993-й (октябрьские вооруженные столкновения) годы. Поэтому можно думать, что наиболее высока доля пассионариев среди московской молодежи 1992 и 1994 гг. рождений. С середины 2010 г., когда в социальную жизнь стало вступать поколение пассионарной молодежи 1992 г. рождения, излишек пассионариев среди жителей Москвы превысил оптимальный уровень. Для сохранения оптимума политическое руководство страны стало принимать меры по выведению части пассионариев старших поколений из активной социальной жизни. Среди этих мер знаковыми являются отставка мэра Москвы Ю. Лужкова и уголовные дела в отношении ряда высокопоставленных прокурорских и милицейских работников, крышевавших нелегальный игорный бизнес в Московской области.
Разумеется, было бы неверно думать, что политическое руководство страны сознательно ставит целью своей политики оптимизацию структуры российского суперэтноса. Оно решает конкретные задачи по борьбе с коррупцией, наведению порядка среди силовых структур и т.п. Однако в этих его решениях проявляется действие объективных законов этнополитогенеза. Как писал Гегель в «Философии истории», «... во всемирной истории получаются несколько иные результаты, чем те, к которым стремятся люди и которых они достигают..., люди добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется и нечто такое, что скрыто содержится в этих результатах, что не осознается людьми и не входит в их намерения» [4, с. 27]. В этом, по Гегелю, заключается «хитрость» мирового разума. Оперируя современными научными категориями, можно сказать, что в этом проявляется феномен самоорганизации суперэтнической системы.
Однако в целом масштабы отставок и репрессивных мер оказались, по-видимому, недостаточными, и оптимальные значения для долей пассионариев и супассионариев по московскому субэтносу не были достигнуты. Высокая доля пассионариев среди московской молодежи и сохранение излишка пассионариев и субпассионариев среди жителей Москвы в целом способствовали началу массовых беспорядков на Манежной площади в декабре 2010 г., а также накалу митинговых страстей после парламентских выборов в декабре 2011 г.  
Излишек пассионариев среди жителей Москвы увеличится еще больше, когда в 2012 г. в социальную жизнь начнет вступать поколение пассионарной молодежи 1994 г. рождения. Поэтому можно ожидать, что после президентских выборов в марте 2012 г. митинговая активность москвичей вновь усилится.
С середины 2012 г., возможно, активизируются меры по выведению части пассионариев старших поколений из активной социальной жизни. Причем эти меры, скорее всего, не ограничатся только снятием с должностей, а могут приобрести вид перманентных репрессивных кампаний в отношении коррумпированного чиновничества, руководителей и активных членов организованных преступных группировок, криминального и полукриминального бизнеса.
Обладающие немалым политическим весом, влиянием и финансовыми средствами репрессируемые слои будут, разумеется, сопротивляться, пытаясь сохранить власть, привилегии, собственность, источники своих преступных доходов. Не исключено, что часть этих слоев, в особенности, относящаяся к ОПГ и криминальному бизнесу, может пойти на организацию террористических актов. Соответствующие государственные органы и спецслужбы должны быть готовы к такому сценарию развития событий.
Если, как в 2010 – 2011 гг., масштабы отставок и репрессий окажутся недостаточными, и излишек пассионариев среди москвичей сохранится, возможно повторение массовых беспорядков в столице во второй половине 2012 – начале 2013 года. Вероятность начала массовых беспорядков, увеличения числа терактов и преступлений экстремистской направленности возрастет, если в 2012 – 2013 гг. на Западе начнется вторая волна финансового кризиса.
Проведенный анализ дает основание утверждать, что влияние популяционного фактора на генезис преступности, в том числе, и преступности экстремистской направленности, имеет место быть. Разумеется, было бы недопустимым редукционизмом видеть генезис преступности в действии только популяционного фактора. Однако, и не учитывать его нельзя. По нашему мнению, только рассмотрение комплекса взаимосвязанных факторов, влияющих на преступность, способно вскрыть ее причины и прогнозировать тенденции развития преступности, в том числе, и преступности экстремистской направленности.

Литература
1. Аванесов Г.А., Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. – М.: Знание, 1972. – 32 с.
2. Беликов С.В. К типологии праворадикальной молодёжи // Свободная мысль. 2008. № 4. С. 65 – 78.
3. Всероссийская перепись населения 2002 года. URL: http://www.perepis2002.ru (дата обращения: 20.10.2009). 
4. Гегель.Философия истории. Сочинения. Т. VIII. – М., Л.: Соцэкгиз, 1935. – 470 с.
5. Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
6. Емельянов В.П. Преступность лиц с психическими аномалиями. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. – 96 с.
7. Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью // Труды Академии МВД СССР. – М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1989. – 169 с.
8. Сайфуллин Р.Г. Влияние популяционного фактора на генезис политических конфликтов в России // Политэкс. 2009. № 4. С. 262 – 273.
9. Сайфуллин Р.Г. Биосоциальный подход к исследованию империи: новое понимание исторической динамики // Власть. 2010. № 2. С. 76 – 79.
10. Сайфуллин Р.Г. Числовой алгоритм этнополитогенеза и динамика империй // Власть. 2010. № 5. С. 46 – 49.
11. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева. Составитель В.А. Мичурин. Под ред. Л.Н. Гумилева // Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 544 с.


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА