—уперЁтнос.рф  

статьи:

¬Ћ»яЌ»≈ ѕќѕ”Ћя÷»ќЌЌќ√ќ ‘ј “ќ–ј Ќј √≈Ќ≈«»— ѕќЋ»“»„≈— »’  ќЌ‘Ћ» “ќ¬

„»—Ћќ¬ќ… јЋ√ќ–»“ћ Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј

√≈Ќ≈«»—  –»«»—ќ¬ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » —ћ”“Ќџ’ ѕ≈–»ќƒќ¬ ¬ ‘ј«≈ ѕќƒЏ≈ћј

√»ѕ≈–Ё“Ќќ— » ƒј“џ ¬ќ«Ќ» Ќќ¬≈Ќ»я Ё“Ќќ—ќ¬

’ј–ј “≈–»—“» ј ‘ј« Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј » ‘ј«ќ¬џ’ ѕ≈–≈’ќƒќ¬

ћј—Ў“јЅЌџ≈ ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— »≈  ќЌ‘Ћ» “џ: Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ   јЌјЋ»«” » ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё

ћониторинг состо€ни€ общественного пор€дка и безопасности в городе Ќабережные „елны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населени€

Ёмпирическа€ проверка числового алгоритма:

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈≈√»ѕ≈“— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ћ≈—ќѕќ“јћ— »’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« –»ћ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬»«јЌ“»…— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈–”—— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬≈Ћ» ќ–ќ——ќ¬ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я –ќ——»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ” –ј»Ќ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« «јѕјƒЌџ’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬ ¬ ѕ≈–»ќƒ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я «јѕјƒј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« јЌ√Ћ»„јЌ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я јЌ√Ћ»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«  »“ј…— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я  »“јя

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« яѕќЌ— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я яѕќЌ»»

Ётнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

ƒинамика политий и динамика качества населени€

ќƒ»Ќќ » Ћ» ћџ Ќј «≈ћЋ≈?

ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»≈ Ё —“–≈ћ»—“— ќ… ѕ–≈—“”ѕЌќ—“» Ќј ќ—Ќќ¬≈ Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќƒ’ќƒј


ћј—Ў“јЅЌџ≈ ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— »≈  ќЌ‘Ћ» “џ: Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ   јЌјЋ»«” » ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё

јннотаци€. ¬ статье изложены основные положени€ биосоциального подхода к исследованию внутриполитической конфликтной динамики, св€занной с этногенетической динамикой. √лавным субъектом макроисторического процесса, представл€ющего собой неразрывное единство и взаимодействие этногенеза и социо(полито)генеза, €вл€етс€ этнос как биосоциальный и социоприродный феномен. ѕолитическа€ и этногенетическа€ динамики взаимосв€заны, что позвол€ет говорить о существовании единого процесса этнополитогенеза, завис€щего не только от количественных, но и от качественных характеристик человеческой попул€ции.
Ётногенетическа€ динамика выражаетс€ в том, что этнос на прот€жении своей жизни проходит р€д возрастных фаз Ц устойчивых периодов и раздел€ющих их фазовых переходов Ц неустойчивых кризисных периодов, дл€ которых характерны смуты (масштабные внутриполитические конфликты) и крупные военные поражени€ созданного им государства. ¬озрастные рамки фаз этногенеза и фазовых переходов, а также кризисных периодов внутри некоторых фаз, аналогичных по своим признакам фазовым переходам, определ€ютс€ универсальной, инвариантной относительно этносов, исторических эпох и типов политий закономерностью Ц числовым алгоритмом этнополитогенеза.
Ќа основании алгоритма дан прогноз развити€ –оссии и ведущих западных государств.
 лючевые слова: биосоциальный подход, смуты, числовой алгоритм этнополитогенеза, прогноз развити€ –оссии и ведущих западных государств.

ќдними из ключевых элементов политической динамики €вл€ютс€ масштабные насильственные внутриполитические конфликты (назовем их дл€ краткости смутами) Ц гражданские войны, революции, м€тежи, восстани€ социальных низов и т.п. ќтсутствие смут создает услови€ дл€ расцвета политий, периоды эскалации конфликтов привод€т к их ослаблению, а иногда к распаду и гибели. ѕочему сравнительно стабильные периоды в развитии политий чередуютс€ со смутными, кризисными? ќтветы на этот вопрос варьируютс€ от единичных объ€снений, учитывающих конкретные характеристики определенной политии, до попыток создани€ обобщенных теорий социальной (исторической) динамики, фокусирующих внимание на изменени€х определенной целостности (например, этнической общности или цивилизации) на прот€жении продолжительного отрезка времени. ¬ насто€щей работе предложена универсальна€, инвариантна€ относительно исторических эпох и типов политий закономерность, объ€сн€юща€ политическую конфликтную динамику на основе биосоциального подхода, базирующегос€ на положении, что главным субъектом макроисторического процесса, представл€ющего собой неразрывное единство и взаимодействие этногенеза и социо(полито)генеза, €вл€етс€ этнос как биосоциальный и социоприродный феномен.
 ак пишет ј.¬.  оротаев с соавторами, Ђзадача научного анализа общества состоит в том, чтобы выделить основные действующие силы и установить фундаментальные законы, отбросив детали и несущественные отклонени€ от общих правилї ( оротаев и др. 2005: 8). »наче говор€, необходимо вы€вить ведущие факторы исторической динамики и социальной эволюции.†
 акова может быть природа этих факторов? ≈сли исходить из того, что они действовали на всем прот€жении существовани€ человека современного вида, то едва ли она может быть только социальной. ¬едущие факторы исторической динамики должны иметь, скорее всего, социоприродный характер.
≈ще ѕ.ј. —орокин в приводимой им классификации указал те теории, которые выдвигают в качестве ведущего фактора исторической динамики ЂЕчисто этнические услови€, главным образом борьбу рас (√умплович, √обино, јммон и др.); чисто биологические факторы: борьбу за существование, рост населени€ и др. (ћ.  овалевский,  оста и др.)ї (—орокин 1992: 522).
Ќ.—. –озов классифицирует существующие теории по ведущему фактору исторического развити€, принадлежащему к одной из сфер Ц геоцентристской, биоцентристской, психоцентристской и др. ѕо его мнению, продуктивным €вл€етс€ вопрос, есть ли в какой-либо из перечисленных сфер некий посто€нно действующий Ђмоторї Ц движитель, оказывающий определ€ющее воздействие на изменени€ во всех остальных сферах и порождающий основную долю исторической динамики и необратимых эволюционных изменений (–озов 2011: 20). ≈сли этот Ђдвижительї окажетс€ инвариантным относительно различных эпох и политий, то его можно будет использовать в качестве ключевого параметра при построении универсальной теории.
ј.¬.  оротаев среди первичных факторов социальной эволюции указывает р€д факторов, имеющих социоприродный характер: демографический, мутационный, а также факторы, св€занные с изменени€ми естественной среды, с немутационным варьированием сочетани€ генов в генотипах особей попул€ции, с исследовательской активностью (√ринин,  оротаев 2007). ≈сть основани€ полагать, что часть этих факторов производна от одного фактора, св€занного с биосоциальной энергией этноса.†
—уществует мнение, что макроистори€ представл€ет собой диалектическое взаимодействие этногенеза и социогенеза, которые выступают в качестве двух спиралей эволюции, обеспечивающих развитие и сохранение биологического вида Homo sapiens ( ибасова 2004). »стори€ этносов несоизмеримо длиннее, чем истори€ любого социально-политического образовани€. »стори€ родо-племенных этносов охватывает примерно 100 тыс. лет, истори€ народностей Ц примерно п€ть тыс. лет. ќднако не истори€ государств, цивилизаций прив€зывалась к истории этносов, а наоборот, что €вно противоречит исторической логике ( ибасова 2003), Ц высказывает справедливое замечание цитируемый автор. ѕон€тно, что столь значительные, соизмеримые со временем существовани€ самого вида Homo sapiens временные рамки существовани€ этнического феномена заставл€ют рассматривать его с позиции примордиалистского (биосоциального) подхода: этносы Ц это биосоциальные сообщества людей, своего рода биологические подвиды единого биологического вида, через которые обеспечиваетс€ приспособленность его к конкретным услови€м среды, что дает возможность поддерживать длительное и устойчивое существование (“ам же).†† †
ћысль об этносе как главном субъекте истории и биосоциальном феномене раздел€етс€ и другими исследовател€ми, в частности, ¬.ƒ. —оловьем и Ћ.Ќ. √умилевым. “ак, ¬.ƒ. —оловей пишет, что главным движителем истории €вл€етс€ народ, изначально существующий в этническом качестве. Ётничность не только онтологична, она более фундаментальный фактор истории, чем экономика, культура и политика. Ётнос Ц это группа людей, отличающа€с€ от других групп совокупностью наследственных биологических характеристик и присущих только этой группе архетипов (—оловей 2008). ѕо мнению Ћ.Ќ. √умилева, Ђэтносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре историиї (√умилев 1992: 11), ЂЕ этносы €вл€ютс€ биофизическими реальност€ми, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочкуї (√умилев 1990: 227), Ђправомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого €вл€ютс€ природные, биосферные факторы, опосредованно определ€ющие социальные формы жизниї (—ловарь 1993: 539).
ƒвижителем социогенеза €вл€етс€ Ђбиосоциальна€ энерги€ этноса, преобразуема€ в социальные потенции обществаї (ѕетрова и др. 2012: 16). јвторы не уточн€ют природу этой энергии, как и ¬.ƒ. —оловей, который закономерности функционировани€ этноса именно как биосоциального €влени€ маркирует термином Ђвитальна€ силаї Ц не сводимой к сумме социальных и культурных характеристик, имманентной этносу интегральной социобиологической характеристике. Ќесмотр€ на не€сность пон€ти€ Ђвитальна€ силаї, без него не удаетс€ объ€снить историческую динамику в Ѕольшом времени. ¬есьма характерно, что аналоги концепта Ђвитальной силыї €вно или имплицитно присутствуют в большинстве объ€снений взлета и падени€ империй (—оловей 2008).
ƒл€ подтверждени€ последнего тезиса ¬.ƒ. —оловей приводит следующую цитату Ђсовременного русского академического автораї: дл€ строительства любой империи необходима Ђизбыточна€ энергетика населени€ (пассионарность Ц как витальна€, так и метафизическа€)ї (√аман-√олутвина 2007: 13). «начит, и падение империи предопределено упадком этой самой энергетики (витальной силы) (—оловей 2008), Ц приходит к выводу ¬.ƒ. —оловей.
«аметим, что, действительно, аналог концепта Ђвитальной силыї Ц асаби€ (группова€ солидарность, про€вл€юща€с€ в способности группы защитить себ€, оказывать сопротивление и предъ€вл€ть свои требовани€) использовал еще средневековый арабский мыслитель »бн ’алдун, одним из первых разработавший теорию политических циклов (»бн ’алдун 2008). ѕолитическую динамику »бн ’алдун св€зывает с динамикой асабии. –€д современных исследователей использует это пон€тие при построении своих теорий (см., например: (“урчин 2007), (Ќефедов 2008)).††
¬ отличие от цитировавшихс€ авторов, Ћ.Ќ. √умилев пытаетс€ вскрыть генезис биосоциальной энергии этноса (пассионарности), котора€, по его мнению, €вл€етс€ не только попул€ционным, но и индивидуальным признаком (√умилев 1990: 266), характерным как дл€ этнических групп, так и дл€ носителей этого признака, индивидов энергоизбыточного типа Ц пассионариев (—ловарь 1993: 506Ц510). ѕассионарный признак он определ€ет как рецессивный генетический признак, возникающий в результате мутации. ѕассионарность про€вл€етс€ в активности индивидов и этнических групп, их способности измен€ть окружающую общественную и природную среду (“ам же: 509Ц511).
 роме пассионариев Ћ.Ќ.√умилев выдел€ет субпассионариев (индивидов энергодефицитного типа) и гармоничных людей (индивидов энергоуравновешенного типа); последние составл€ют основную массу членов этноса. ѕеречислим основные признаки, характеризующие эти три типа. ќтличительной чертой пассионариев €вл€етс€ Ђактивность, про€вл€юща€с€ в стремлении индивида к цели (часто Ц иллюзорной) и в способности к сверхнапр€жени€м и жертвенности ради достижени€ этой цели. ѕри высоких степен€х пассионарности эта цель представл€етс€ индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизньЕ √армоничники могут про€вл€ть весьма значительную активность, но не по собственной инициативе, а наход€сь под вли€нием пассионариевЕ —убпассионарность про€вл€етс€ в неспособности сдерживать инстинктивные вожделени€, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. —осредоточение субпассионариев в городах приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспор€дковї (“ам же: 497, 509, 520). Ђ—убпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, соверша€ вместе с пассионари€ми завоевани€ и перевороты. ќни способны на разбой, жертвами которого становитс€ основна€ масса населени€, относ€ща€с€ к гармоничным люд€мї (√умилев 1990: 285).
Ђ¬идоизменение их (энергетических типов. Ц –.—.) соотношений, как численных, так и векторных, внутри этноса определ€ет процесс этногенезаї (“ам же: 286), под которым понимаетс€ Ђпроцесс прохождени€ этносом всех стадий своего развити€ (фаз этногенеза)ї (—ловарь 1993: 539).††
 ак отмечает  .√. ‘румкин, учет качества населени€, как правило, находитс€ за пределами более или менее развитых исторических дискурсов.   заслуге Ћ.Ќ. √умилева он относит саму постановку вопроса о Ђкачествеї участвующих в исторических событи€х человеческих масс, о зависимости от этого качества исхода исторических событий, а самое главное Ц о зависимости самого этого качества от доли того или иного человеческого Ђтипаї в общей человеческой массе (курсив наш. Ц –.—.) (‘румкин 2008: 19). «десь речь идет о дол€х пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей.††† ††
«амечание  .√. ‘румкина можно считать справедливым. ¬ работах, исследующих динамику аграрных государств и их взаимосв€зь с социально-демографическими циклами (их перечень см.: ( оротаев и др. 2005: 159)), вли€ние качества населени€ не учитываетс€. ќсновные причины начала внутриполитического кризиса их авторы вид€т только во вли€нии количественных факторов: перепроизводстве элит, т.е. в ее количественном увеличении, ведущем к ее фрагментации из-за усилени€ борьбы за ресурсы, а также в перенаселении, т.е. в увеличении числа кресть€н, их обезземеливанию, голоду и восстани€м. ќднако справедливым представл€етс€ утверждение, что к началу внутриполитического кризиса и распаду государства может привести деградаци€ как элиты, так и кресть€нства без их существенного численного увеличени€.  ризис может начатьс€, если среди элиты увеличиваетс€ и достигает некого критического уровн€ дол€ субпассионариев Ц коррупционеров, непрофессионалов и т.п., плохо исполн€ющих или вовсе не исполн€ющих свои функциональные об€занности. ј среди кресть€нства увеличиваетс€ до критического уровн€ дол€ лент€ев и бездельников (тех же субпассионариев), работающих спуст€ рукава или же вовсе не желающих работать. Ќеобходимо сказать, что Ћ.≈. √ринин, опира€сь на работу ћ.ƒ. —алинза, приходит к выводу, что Ђпомимо социальных причин бедности практически всегда действуют и психобиологическиеї (√ринин,  оротаев 2012: 201).   сожалению, эта плодотворна€ мысль не получила развити€ в цитируемой работе.† †
»з биологии известно, что Ђдинамика качества попул€ции Ц столь же характерное ее свойство, как и динамика численностиї (Ўварц 1980: 126) и Ђважнейшим† условием регул€ции численности попул€ции оказываетс€ разнокачественность составл€ющих ее особейї (√ил€ров 1990: 49). Ѕиосоциальна€ сущность этноса делает необходимым учет динамики качества населени€ при анализе политической динамики.  ак пишет ѕ.¬. “урчин, Ђплодотворна гипотеза Ћ.Ќ. √умилева о существовании тесной св€зи между судьбой государства и его этнического €драї (“урчин 2007: 84), что позвол€ет рассматривать Ђформирование государства и этногенез как два аспекта единого динамического процессаї (“ам же: 124). „тобы подчеркнуть взаимосв€занность этно- и политогенеза, “урчин предлагает назвать этот процесс Ђэтнополитогенезомї (“ам же: 95).
ƒинамика качества €вл€етс€, по-видимому, одним из действенных механизмов обеспечени€ попул€ционного гомеостаза путем увеличени€ доли энергодефицитных и энергоизбыточных особей при высокой плотности попул€ции.  ак пишет ¬.–. ƒольник, Ђпри высокой плотности попул€ции у животных отключаютс€ врожденные программы не пос€гать на то, что принадлежит другим. јгрессивные особи начинают нарушать границы участков соседей, отнимать пищу, гнезда, норы. ” человека такое поведение принимает свои формы: широко распростран€ютс€ грабежи, мелкое воровство, люди перестают продуктивно трудитьс€, обкрадыва€ тех, кто сохран€ет эту способность. ≈ще одна поразительна€ реакци€ Ц утрата осторожности. ¬ период высокой плотности утки чаще начинают гибнуть от самых случайных причин Ц хищников, охотников, столкновений с проводами и т.п. ” человека утрата осторожности при нарастающем неблагополучии наиболее нагл€дно про€вл€етс€ в форме бунтов, когда люди вдруг тер€ют страх перед властью, полицией, толпами идут навстречу пул€м и смерти. ѕодавл€юща€ часть попул€ции резко снижает заботу о собственной гигиене и сохранении в чистоте мест обитани€. »менно такие подавленные, опустившиес€ животные станов€тс€ носител€ми и распространител€ми паразитов и инфекции в попул€ции. ќни способствуют вспышке эпизоотии, а с ней и сокращению численности. ” людей при скученности и недостатке пищи тоже по€вл€етс€ большое количество опустившихс€ личностей. Ќа них плод€тс€ вши, переносчики заразных болезнейї (ƒольник 2009: 311Ц312). Ћегко видеть, что здесь дано описание роли субпассионарного типа.†
ЂЌашестви€ в места, зан€тые другими попул€ци€ми, называетс€ нашествием, а в области, зачастую непригодные дл€ жизни Ц инвазией. ÷ель нашестви€ и инвазии Ц выбросить за пределы переуплотн€ющейс€ попул€ции избыточное молодое поколение. ”частники нашестви€ станов€тс€ как бы бесстрашными, не бо€тс€ погибать, особенно коллективно. ” людей при сходных обсто€тельствах происход€т подобные же изменени€: молодежь не хочет жить так, как жили родители, образует группы, которые легко превращаютс€ в очень агрессивные орды, а те неудержимо стрем€тс€ куда-то двигатьс€ и что-то там совершать, обычно разрушительное. јналоги€ между нашестви€ми животных и некоторыми нашестви€ми орд варваров лежит на поверхностиї (“ам же: 313Ц314). «десь дано описание роли пассионарного типа.
—уществующее, вне вс€кого сомнени€, вли€ние динамики качества населени€, т.е. динамики соотношени€ долей различных энергетических типов на конфликтную политическую динамику ставит вопрос о вы€влении и изучении механизмов этого вли€ни€. ѕрежде всего, необходимо вскрыть генезис пассионарности и определить закономерность ее изменени€ во времени. Ёто позволит построить универсальную теорию исторической динамики, инвариантную относительно различных исторических эпох и типов политий, обладающую не только объ€снительным, но и прогностическим потенциалом. ”ниверсальный характер этой теории следует из того, что ведущим фактором в ней €вл€етс€ пассионарность как имманентный признак любой этнической общности. †
—ледует признать, что Ћ.Ќ. √умилеву не удалось решить обе эти задачи. ѕо его гипотезе, пассионарный признак в попул€ции †возникает в результате микромутации (пассионарного толчка), имеющего космическое происхождение (излучение из космоса) (—ловарь 1993: 511Ц512). ѕассионарный толчок приводит к по€влению в затронутых им попул€ци€х пассионариев, которые создают новые этнические системы. —.ѕ.  апица с соавторами, в целом высоко оценива€ концепцию Ћ.Ќ. √умилева,† в то же врем€ отмечают, что ее наиболее у€звимым моментом €вл€етс€ именно эта гипотеза ( апица и др. 1997: 110). Ѕолее категорично высказываетс€ ѕ.¬. “урчин: Ђƒетали предлагаемого √умилевым механизма основаны на €влени€х, неизвестных или категорически противоречащих современной наукеї (“урчин 2007: 84).
”€звимость выдвинутой Ћ.Ќ. √умилевым космической гипотезы привела к попыткам св€зать феномен пассионарности с действием геологических, климатических, физиологических, психологических, социологических и др. факторов (обзор этих попыток см.: (‘румкин 2008)). ќднако в целом эти попытки не внесли €сности в вопрос о генезисе пассионарности.
Ћ.Ќ. √умилеву не удалось сформулировать закон, св€зывающий изменение пассионарности во времени с динамикой этнополитогенеза. ќдно из главных положений его концепции состоит в утверждении, что этнос проходит в своем развитии р€д возрастных фаз, кажда€ из которых имеет свои отличительные признаки (—ловарь 1993: 526Ц532). ¬ частности, фазы различаютс€ между собой пределами изменени€ уровн€ пассионарного напр€жени€ (пассионарное напр€жение Ц отношение количества пассионарности, имеющейс€ в этнической системе, к числу составл€ющих ее индивидов). ¬ фазах подъема и акматики пассионарное напр€жение растет, в фазе надлома Ц резко, а в инерционной фазе Ц плавно снижаетс€, в фазе обскурации оно падает до уровн€ ниже гомеостатического (нулевого).  ажда€ фаза имеет свои примерные возрастные рамки (√умилев 1994: 93). ќни переход€т одна в другую через так называемые Ђфазовые переходыї Ц кризисные периоды в жизни этноса, дл€ которых характерны внутренние конфликты, ведущие к ослаблению, распаду, а иногда и гибели его государства (√умилев 1990: 385Ц386; √умилев, ≈рмолаев 1993: 184). ¬озрастные рамки фазовых переходов Ћ.Ќ. √умилев не указывает.
¬ каждой фазе один из энергетических типов играет ведущую роль. ¬ фазах подъема и акматики доминируют пассионарии, в фазах надлома и обскурации Ц субпассионарии, в инерционной фазе Ц гармоничные люди (√умилев 1990: 288Ц289; —ловарь 1993: 530). ’арактерные дл€ фаз надлома и обскурации гражданские войны, распад государства и его гибель (√умилев 1990: 365; —ловарь 1993: 528Ц531), можно легко объ€снить доминированием в этих фазах субпассионариев, €вл€ющихс€ деструктивным элементом. ј состо€ни€ так называемого Ђпассионарного перегреваї в фазах подъема и акматики, также характеризующиес€ внутренними конфликтами, возникают из-за избытка пассионариев (√умилев 1990: 379-381, 407; √умилев 1994: 171-177). Ќа фоне этих Ђсмутныхї фаз инерционна€ фаза из-за доминировани€ в ней гармоничных людей Ц по Ћ.Ќ. √умилеву, Ђмирных обывателейї, казалось бы, должна быть единственной Ђспокойнойї фазой. ќднако и дл€ нее характерны гражданские войны. “ак, у римл€н в середине инерционной фазы (√умилев отождествл€ет эту фазу с эпохой принципата (√умилев 1990: 366)) разразилась гражданска€ война (68-69 гг.). Ђ¬ ≈вропе инерци€ началась в конце XVI в.ї (√умилев 1994: 311). ѕолучаетс€, что в начале инерционной фазы гражданска€ война разразилась в јнглии (1642-1648 гг.), в ее середине Ц во ‘ранции (1789-1794 гг.), в конце фазы вспыхнула революци€ в √ермании (1918 г.).
ќсновыва€сь на указании Ћ.Ќ. √умилевым примерных дат пассионарных толчков, приведших к образованию новых этносов (√умилев 1990: 341-345), примерных возрастных рамках и характеристике инерционной фазы нами была предприн€та попытка выделить инерционную фазу в этногенезе существовавших и существующих в насто€щее врем€ этносов на предмет вы€влени€ в ней смут. ќказалось, что практически дл€ каждого этноса в период инерционной фазы (как, впрочем, и в периоды других фаз) были характерны смуты. ѕриходитс€ констатировать, что Ћ.Ќ. √умилеву не удалось теоретически обосновать взаимосв€зь между динамикой долей энергетических типов, с одной стороны, и динамикой этнополитогенеза в ее конфликтном аспекте Ц с другой.†††††††††††† ††
Ќекоторые наметки дл€ обосновани€ этой взаимосв€зи он все же сформулировал. Ётническа€ система становитс€ восприимчивой к ударам извне, когда во врем€ смены фаз нарушаетс€ некое оптимальное соотношение между энергетическими типами членов этноса (√умилев 1990: 404). ѕри наличии же этого оптимального соотношени€, что, видимо, характерно дл€ каждой из фаз этногенеза, за исключением фазы обскурации, Ђсистема почти неодолимаї (“ам же). Ёто означает, что фазы €вл€ютс€ устойчивыми состо€ни€ми, дл€ которых характерны успешна€ внешн€€ политика государства и отсутствие смут. “огда как фазовый переход (кризисный период внутри фазы) Ц это неустойчивое, кризисное состо€ние, характеризующеес€ смутами, что и делает этнополитию Ђвосприимчивой к ударам извнеї. †
—ледует дать четкую дефиницию пон€тию Ђфазовый переходї (кризисный период внутри фазы), очертить их возрастные рамки, а затем попытатьс€ выделить фазы и кризисные периоды в этногенезе существовавших и существующих в насто€щее врем€ этносов, по политической истории государств, созданных которыми, имеютс€ более или менее полные фактические данные. –ешение этой задачи невозможно без внесени€ в концепцию некоторых изменений.
¬начале попытаемс€ раскрыть генезис пассионарности. ƒл€ этого будем исходить из утверждени€ Ћ.Ќ. √умилева, что она имеет биологическую природу. “акже примем во внимание следующее замечание ѕ.¬. “урчина, кажущеес€ нам правомерным: ЂЕЌужно каким-то образом трансформировать пассионарность из экзогенной переменной в эндогеннуюї (“урчин 2007: 85).
ѕо-видимому, необходимо отбросить гипотезу о мутационном генезисе пассионарности. »з биологии известно, что мутации случайны и веро€тность их закреплени€ в попул€ции мала. ѕроходит довольно продолжительное врем€ (сотни и тыс€чи поколений) прежде чем закрепивша€с€ мутаци€ достигает средних частот. ѕоэтому предположение о достижении пассионарным признаком средних частот на прот€жении начальной фазы этногенеза Ц фазы подъема, продолжающейс€ 300-350 лет, т.е. 15-18 поколений, представл€етс€ маловеро€тным. —ледовательно, феномен пассионарности может быть св€зан с действием других биологических факторов. ѕрежде чем вы€снить, что это за факторы, попытаемс€ раскрыть, с каким биологическим пон€тием в наибольшей степени коррелирует пассионарность.
ѕо-видимому, это широко примен€емое в биологии пон€тие Ђжизнеспособностьї (жизнестойкость) Ц способность организма выживать и давать потомство при неблагопри€тных изменени€х внешней среды. ∆изнеспособность попул€ции Ц это ее способность сохран€ть и увеличивать свой ареал и свою численность. ” человека жизнеспособность, остава€сь биологической по своему генезису, приобретает социальную направленность. Ёту своего рода Ђсоциальную жизнеспособностьї и можно трактовать как пассионарность. ќна про€вл€етс€ в способности индивида достигать поставленных целей, стойко выдержива€ Ђудары судьбыї и преодолева€ возникающие в процессе достижени€ целей трудности, часто св€занные с необходимостью изменени€ сложившихс€ общественных устоев. —оциальна€ жизнеспособность этноса выражаетс€ в его способности увеличивать свой ареал как путем пр€мого включени€ в свой состав других этнических групп и их последующей ассимил€ции, так и Ђмирнойї экспансии своих культурных ценностей в ареалы других этносов.
 ак известно, генетическую изменчивость попул€ций создает не только мутационный процесс, но и поток генов, возникающий за счет брачных контактов с другими попул€ци€ми. ѕоток генов обеспечиваетс€ миграцией, когда мигранты вступают в брак в новой попул€ции и оставл€ют потомство. ѕроисходит смешение (метисаци€) пришлой и автохтонной попул€ций.††
ћигранты и автохтонное население, как правило, различаютс€ между собой в расово-антропологическом плане. ¬ результате брачных св€зей людей, относ€щихс€ к разным антропологическим и расовым типам, может иметь место хорошо известное в биологии €вление гибридной силы или гетерозиса. √етерозис характерен дл€ первого поколени€ гибридов и выражаетс€ в лучшей приспособл€емости, большей плодовитости и жизнеспособности гибридов в сравнении с родительскими формами. ћожно думать, что у человека гетерозис выражаетс€ в том, что у родителей, относ€щихс€ к разным типам, веро€тность рождени€ более жизнеспособного (пассионарного) в сравнении с родител€ми ребенка существенно выше, чем у родителей, относ€щихс€ к одному антропологическому типу или близким типам.
Ћ.Ќ. √умилев один из путей образовани€ новых этносов видит в смешении: Ђ„асто вследствие исторических перипетий от этноса отпочковываетс€ группа людей и мен€ет место жительства. »ногда эти группы гибнут, но нередко, смешавшись с аборигенами или с другими переселенцами, они образуют самосто€тельный этносї (√умилев 1990: 136). —пециалисты также придерживаютс€ мнени€, что новый этнос формируетс€ в результате смешени€ нескольких субстратов. “ак, ё.¬. Ѕромлей подчеркивает, ЂЕ что как раз смешанные браки €вл€ютс€ одним из основных инструментов формировани€ новых этносов на основе синтеза двух или нескольких этнических общностейї (Ѕромлей 1969: 86). ј.ѕ. —адохин пишет, что Ђв процессе этногенеза, св€занного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населени€) и суперстрата (пришлого населени€), в ходе которого и возникает новый этносї (—адохин 2000: 113).
‘илософ и биолог ј.ј. Ћюбищев св€зывает по€вление высокой культуры с вторжением иноплеменников и смешением с аборигенами. ћассова€ гибридизаци€ способствует по€влению выдающихс€ комбинаций (цитируетс€ по: √ранин 2002: 152-153). Ёто возможно при условии, если расово-антропологические типы смешивающихс€ субстратов различаютс€ между собой. ѕри этом условии в результате смешени€ и гетерозиса формируетс€ нова€, насыщенна€ пассионарностью этническа€ общность, способна€ к прорывным свершени€м в различных област€х.
ќдин из ведущих российских биополитиков ј.¬. ќлескин упоминает об эффекте гетерозиса, возникающем при скрещивании локальных попул€ций, ранее длительное врем€ находившихс€ в изол€ции, как об одной из ведущих движущих сил происхождени€ человека (ќлескин 2001). ќн цитирует работу ј.ћ. ’азена, который попыталс€ объ€снить, почему марксов пролетариат в XIX веке действительно был передовым классом, через €вление гетерозиса. –абочие XIX века были потомками жителей малых изолированных сельских общин, которые переезжали в большие города и там скрещивались между собой, рожда€ более одаренных (точнее, более пассионарных. Ц –.—.) детей в силу упом€нутого гетерозиса (“ам же).
“аким образом, источником пассионарности служит расово-антропологическа€ гетерогенность попул€ций этноса. ќна максимальна в начале жизни этноса (в этот период максимально число рождающихс€ пассионариев, т.е. максимален уровень пассионарного напр€жени€), минимальна Ц в конце жизни (в этот период число рождающихс€ пассионариев минимально).
 ак известно, гетерозис часто затухает уже во втором поколении. ѕричем, как пишет ƒж. ’аррисон, Ђ... жизнеспособность особей второго поколени€ оказываетс€ меньше не только жизнеспособности особей первого поколени€, но и жизнеспособности родительских подвидовї (’аррисон и др. 1979: 204). «а растущую пассионарность этнической общности приходитс€ платить немалую цену в виде значительного числа индивидов с пониженной жизнеспособностью (т.е. индивидов энергодефицитного типа Ц субпассионариев), рождающихс€ при брачных св€з€х метисов. ∆изнеспособность же индивидов из Ђродительских подвидовї имеет в основном средние значени€, и они относ€тс€ к энергоуравновешенному (гармоничному) типу.   этому типу относитс€, веро€тно, и больша€ часть индивидов, рождающихс€ при брачных св€з€х метисов, а также в смешанных в расово-антропологическом смысле браках.
¬ реальных процессах этногенеза происходит, видимо, несколько последовательных смешений родительских субстратов. “акже с родительскими субстратами могут смешиватьс€ метисные поколени€. »з-за последовательных смешений интенсивный рост пассионарного напр€жени€ продолжаетс€ на всем прот€жении фазы подъема, занимающей около 350 лет (√умилев 1994: 93). ††
“аким образом, на основании гипотезы о гетерозисной основе феномена пассионарности можно предположить, что пассионари€ми €вл€етс€ некотора€ часть потомства первого поколени€ от индивидов, относ€щихс€ к разным антропологическим или расовым типам; субпассионари€ми Ц часть потомства от метисов; гармоничниками Ц в основном потомство от индивидов, относ€щихс€ к одному антропологическому типу или к близким типам.
√етерозисный механизм пассионарности позвол€ет объ€снить, почему, как пишет ѕ.¬. “урчин, метаэтнические (суперэтнические) границы €вл€ютс€ источниками асабии (пассионарности) и зонами, где обычно происходит этногенез (“урчин 2007: 123Ц124). јнтропологическа€ гетерогенность соседних попул€ций, вход€щих в разные суперэтносы, бывает, как правило, существенно выше гетерогенности попул€ций, вход€щих в один суперэтнос, из-за большего числа культурных генетических барьеров, раздел€ющих представителей разных суперэтносов. ѕоэтому смешение попул€ций, относ€щихс€ к разным суперэтносам, обычно приводит к большей выраженности €влени€ гетерозиса в этих попул€ци€х, которые при благопри€тных услови€х могут образовать €дро нового этноса.
Ќа основе гипотезы о гетерозисном генезисе пассионарности было дано объ€снение причин начала неустойчивых периодов (фазовых переходов и кризисных периодов внутри фаз) (—айфуллин 2009а). ƒополним это объ€снение следующим положением: увеличению доли субпассионариев и достижение ею критического значени€, превышающего оптимальную величину, способствует, видимо, увеличение плотности попул€ций. †
“акже были даны дефиниции пон€ти€м фаза этнополитогенеза (устойчивый период внутри фазы) и фазовый переход (кризисный период внутри фазы). ††
‘аза этнополитогенеза (устойчивый период внутри фазы) Ц это имеюща€ возрастные рамки стади€ существовани€ этнической системы, в которой она сохран€ет в целом устойчивое состо€ние, характеризующеес€ отсутствием смут вследствие того, что доли пассионариев и субпассионариев на прот€жении фазы не выход€т за рамки спектра оптимальных дл€ этой фазы значений
‘азовый переход (кризисный период внутри фазы) Ц это имеюща€ возрастные рамки стади€ существовани€ этнической системы, в которой она находитс€ в неустойчивом состо€нии, возникающем из-за того, что доли субпассионариев и/или пассионариев в определенном этническом возрасте выход€т за рамки спектра оптимальных дл€ завершившейс€ (текущей) фазы значений; это неустойчивое состо€ние характеризуетс€ расколом этнического пол€ и сохран€етс€ до тех пор, пока доли пассионариев и субпассионариев не перестанут выходить за рамки спектра оптимальных дл€ следующей (текущей) фазы значений. ѕод расколом этнического пол€ здесь понимаетс€ образование в этнической системе двух или нескольких военно-политических группировок, придерживающихс€ диаметрально противоположных идеологических установок (—ловарь 1993: 513); противоречи€ между этими группировками мирными средствами неразрешимы и привод€т к вооруженным столкновени€м. †
—огласно Ћ.Ќ. √умилеву, пассионарность есть величина векторна€. –аскол этнического пол€ математически можно описать как сумму векторных величин пассионарности членов этноса, вектора которых из враждующих военно-политических группировок направлены противоположно друг другу. ќчевидно, что результирующа€ пассионарность этноса будет при этом близка к нулю. »менно по этой причине этнос, наход€щийс€ в неустойчивых состо€ни€х фазовых переходов, легко у€звим и может стать жертвой более пассионарного соседа (√умилев 1990: 385).
ћы несколько изменили положение Ћ.Ќ. √умилева о существовании дл€ каждой фазы оптимального значени€ дл€ доли каждого энергетического типа. ƒл€ каждой фазы характерно не одно оптимальное значение, а определенный спектр таких значений. ¬о врем€ фаз, €вл€ющихс€ устойчивым состо€нием, колебани€ долей энергетических типов происход€т в пределах спектров значений, оптимальных дл€ каждого типа (в пределах аттрактора). Ќеустойчивое состо€ние (фазовый переход† или кризисный период внутри фазы) начинаетс€ из-за выхода долей пассионариев и субпассионариев за пределы, соответственно, нижней и верхней граней спектра оптимальных значений завершившейс€ (текущей) фазы (за пределы аттрактора). »наче говор€, с началом фазового перехода пассионариев в этносе становитс€ меньше, чем это необходимо, а субпассионариев, наоборот, больше. »менно по этой причине признаком начала фазового перехода часто €вл€етс€ поражение в войне (наиболее боеспособной частью этноса €вл€ютс€, как правило, пассионарии, наименее боеспособной Ц субпассионарии; уменьшение доли пассионариев и увеличение доли субпассионариев ведут к резкому снижению боеспособности армии).†
—уществуют три способа приведени€ долей пассионариев и субпассионариев до спектра оптимальных значений следующей (текущей) фазы (или оптимизации долей пассионариев и субпассионариев): их гибель в ходе смут, сброс со своей территории в результате проведени€ агрессивной захватнической политики или колонизации и целенаправленное уничтожение посредством массовых репрессий, проводимого обычно карательными органами государства. ќптимизаци€ во врем€ кризисных периодов происходит всеми трем€ способами.
—пособы оптимизации долей энергетических типов имеют свои аналоги в биологических попул€ци€х. ё.ћ. ѕлюснин выдел€ет следующие механизмы регул€ции попул€ционного гомеостаза: 1) путем миграции особей с определенным типом поведени€ (например, с высоким уровнем исследовательской мотивации); 2) путем выделени€ внутри сообщества новых группировок Ц вроде Ђбандї молодых животных, перешедших к самосто€тельной жизни; 3) путем физического уничтожени€ определенных особей, Ђлишнихї с точки зрени€ сообщества; 4) путем делени€ материнской группы и вычленени€ из нее дочерней группировки, котора€ начинает жизнь как самосто€тельное сообщество. ќписаны случаи возникновени€ между ними антагонистических отношений, когда даже родственные и дружеские св€зи не преп€тствуют вражде между разделившимис€ сообществами. ƒж. √удолл описала историю, когда большее из разделившихс€ сообществ шимпанзе организовало Ђбандуї (многосамцовую группу), котора€ убила всех шимпанзе из другого сообщества, включа€ не только самцов и детенышей, но и самок, ценность которых дл€ шимпанзе очень велика (тем более, что некоторые из них €вл€лись и родственниками) (ѕлюснин 1990).
—пособ оптимизации путем сброса со своей территории имеет своей биологической основой первый и второй механизмы регул€ции попул€ционного гомеостаза, путем массовых репрессий Ц третий механизм, путем гибели в ходе смут Ц четвертый механизм. Ќапомним, что началу гражданской войны об€зательно предшествует раскол этнического пол€ Ц разделение большинства пассионариев и субпассионариев этноса, а вслед за ними Ц и гармоничников на две противосто€щие друг другу военно-политические группировки. »з цитировавшейс€ работы €сно, что раскол попул€ции и Ђвойнаї на уничтожение между разделившимис€ сообществами имеет место, по крайней мере, среди приматов. ††††††††††††††
Ѕыло вы€снено, что все фазы и фазовые переходы начинаютс€ и заканчиваютс€ в определенном возрасте этноса с некоторым допуском. Ёта закономерность получила название Ђчисловой алгоритм этнополитогенезаї. јлгоритм определ€ет начало и окончание, т.е. возрастные рамки фаз этногенеза и фазовых переходов, а также кризисных периодов внутри фаз подъема, акматики и инерции, аналогичных по своим признакам фазовым переходам (см. ниже).
1. ‘аза подъема: 0 Ц 340-360 лет.
—остоит из инкубационного (0 Ц 100-155 лет) и €вного (100-155 Ц 340-360 лет) периодов. явный период начинаетс€ с создани€ этносом своего государства. ¬нутри €вного периода выдел€етс€ смутный (185 Ц 235 лет).
2. ‘азовый переход подъем-акматика: 340-360 Ц 450-470 лет.
3. ‘аза акматики: 450-470 Ц 630-655 лет. ¬нутри этой фазы выдел€етс€ смутный период пассионарного перегрева (540-560 Ц 570-585 лет).
4. ‘азовый переход акматика-надлом: 630-655 Ц 680-725 лет.
5. ‘аза надлома: 680-725 Ц 755-810 лет.
6. ‘азовый переход надлом-инерци€: 755-810 Ц 840-875 лет.
7. ‘аза инерции: 840-875 Ц 1302-1334 года.
¬нутри этой фазы выдел€ютс€ три кризисных периода: первый (880-920 Ц 935-970 лет), второй (1025-1070 Ц 1100-1145) и третий (1175-1215 Ц 1260-1285), разделенных четырьм€ стабильными периодами.
8. ‘азовый переход инерци€-обскураци€: 1302-1334 Ц около 1500 лет.
„исловой алгоритм описывает на качественном уровне изменение долей энергетических типов в составе этноса в зависимости от его возраста. ≈сли рассматривать этническую систему как самоорганизующуюс€, то эти доли €вл€ютс€ теми управл€ющими параметрами, динамика которых определ€ет, окажетс€ ли этнос в устойчивом состо€нии фазы или неустойчивом состо€нии.
јлгоритм полностью справедлив, разумеетс€, дл€ некого идеального этноса, которого в реальности не существует (услови€ идеальности этноса см.: (—айфуллин 2009б)). ќднако можно считать, что некоторые этносы (египт€не, ассирийцы, китайцы, римл€не, персы, византийцы, англичане, русские и р€д других этносов) близки к идеальному, так как их этнополитогенез развивалс€ почти в точном соответствии с алгоритмом. ƒл€ других же этносов характерны те или иные отклонени€ от него.
„исловой алгоритм как универсальна€ закономерность выражает, по-видимому, зависимость динамики пассионарности от цикличности климата, синхронизируемой циклами солнечной активности. Ќапомним в этой св€зи положение Ћ.Ќ. √умилева об этносе как биофизической реальности. Ёто положение можно понимать так, что колебани€ пассионарности Ц биологического в своей основе параметра синхронизируютс€ колебани€ми, имеющими физическую природу Ц циклами солнечной активности.
»звестна точка зрени€ ƒж. √олдстоуна, который, в отличие от представителей неомальтузианства, считает, что попул€ционна€ динамика (следовательно, и динамика качества населени€) зависит преимущественно от изменени€ климатической и эпидемиологической ситуаций (Goldstone 1991).
ћнение ƒж. √олдстоуна находит подтверждение в экологических данных. јнализ статистических данных о заготовках пушнины компанией √удзонова залива показал, что численность основных объектов промысла Ц американского зайца-бел€ка и охот€щейс€ на него канадской рыси претерпевала циклические колебани€ с периодом около 10 лет. Ёти колебани€, видимо, синхронизируютс€ воздействующими на кормовую базу зайца-бел€ка климатическими вариаци€ми, которые, в свою очередь, синхронизируютс€ хорошо известным 11-летним солнечным циклом.
—огласно ¬.√.  ривенко, механизм синхронизации колебаний климата солнечными циклами следующий: Ђ»змен€€ количество тепла, посылаемого на «емлю, и вли€€ на типы атмосферной циркул€ции, циклы солнечной активности обусловливают одновременные изменени€ температурного режима и влажности, определ€€, таким образом, и циклический характер колебаний климатических условийї ( ривенко).
¬ли€ние климата на историческую динамику не подлежит сомнению. Ќа основе изучени€ озерных отложений было получено доказательство роли изменени€ климата в коллапсе классической цивилизации май€ (Hodell and etc. 1995). ѕо данным кернов озерных отложений была реконструирована климатическа€ истори€ центральной части ћексики дл€ последних 2600 лет (Hodell and etc. 2001). јвторы установили, что в выпадении осадков про€вл€етс€ четко повтор€ема€ картина засух с периодом в 208 лет и сделали вывод об их солнечной природе.  артина изменени€ климата с циклом около 200 лет имела место и в экваториальных регионах ¬осточной јфрики (Verschuren and etc. 2000).
¬.ј. ƒергачев с соавторами на основе анализа радиоуглеродных данных, данных по изотопам кислорода-18 и берилли€-10 выделили 205-летний цикл, имеющий солнечное происхождение (ƒергачев 2002; ƒергачев и др. 2009). Ќагл€дным подтверждением существовани€ этого цикла €вл€етс€ развитие в последнем тыс€челетии примерно с 200-летним интервалом глубоких минимумов солнечной активности и, видимо, св€занных с ними похолоданий климата: ћаундера, Ўперера, ¬ольфа и ќорта. — этим солнечным циклом имеет высокий коэффициент коррел€ции примерно 200-летний климатический цикл, вы€вленный в различных районах земного шара, что позвол€ет говорить о том, что 200-летн€€ изменчивость климата должна быть глобальным €влением (ƒергачев 2002; ƒергачев, –аспопов 2005).
—огласно числовому алгоритму, возраст середины смутного периода фазы подъема составл€ет 210 лет (185 + 235 = 420/2 = 210), возраст середины фазового перехода подъем-акматика Ц 405 лет, возраст середины фазового перехода надлом-инерци€ Ц 815 лет, возраст середины третьего кризиса инерционной фазы Ц 1230 лет. ћожно видеть, что эти возрасты примерно кратны числу 205, что и позвол€ет с некоторой долей уверенности говорить о синхронизации динамики пассионарности 205-летним солнечным циклом. “о, что возрасты середины других кризисных периодов не кратны числу 205, объ€сн€етс€, веро€тно, тем, что 205-летний солнечный цикл, как, впрочем, и все остальные солнечные циклы, имеет квазипериодический характер. “акже, видимо, динамика пассионарности синхронизируетс€ и другим солнечным циклом, в частности, циклом √лайсберга, также коррелированным с климатическим циклом.
 ак пишут ≈.». и ¬.¬. ƒавыдовы, анализ показывает, что долговременный ход температур (в ÷ентральной јнглии и американском штате Ќью-ƒжерси) св€зан с периодами около 42 и 80-82 года. јвторы приход€т к выводу, что данные по температуре показывают цикл √лайсберга, равный примерно 81 году, а также цикл, соответствующий половине цикла √лайсберга (ƒавыдовы 2002).“о, что климатический цикл, коррелированный с циклом √лайсберга, вы€влен на разных континентах, также свидетельствует о его глобальном характере.
ќ синхронизации динамики пассионарности одной из гармоник цикла √лайсберга, средн€€ продолжительность которой составл€ет 82 года, позвол€ет говорить следующий эмпирически установленный факт. ¬ возрастах материнского этноса 902 года, 1066 и 1230 лет, 1394 года и 1558 лет (назовем их Ђрепродуктивнымиї) в отдельных его попул€ци€х резко увеличиваетс€ число рождающихс€ пассионариев. ¬ступление по достижению совершеннолети€ этих пассионариев или их детей в социальную жизнь ведет к тому, что дол€ пассионариев в этносе начинает превышать оптимальные дл€ фазы инерции величины, что приводит к началу смут кризисов инерционной фазы.
 ак известно, в физике под синхронизацией колебаний понимаетс€ установление и поддержание такого режима колебаний двух или нескольких св€занных систем, при котором их частоты равны, кратны или наход€тс€ в рациональном отношении друг с другом (–еутов 1999: 687). ”читыва€, что период и частота колебаний св€заны обратно пропорциональной зависимостью, кратность частот при синхронизации колебаний означает кратность их периодов. ћожно видеть, что значени€ всех Ђрепродуктивныхї возрастов кратны числу 82 (902 = 82 ? 11, 1066 = 82 ? 13 и т.д.), что и позвол€ет говорить о синхронизации динамики пассионарности 82-летней гармоникой цикла √лайсберга.
¬ одном из репродуктивных возрастов пассионариев рождаетс€ особенно много, и они и их потомки формируют субэтносы, образующие €дро нового этноса, €вл€ющегос€ Ђдочернимї по отношению к Ђматеринскомуї. ¬ конце жизни дочернего этноса процесс повтор€етс€. Ёто приводит к тому, что на определенной территории существуют, как правило, несколько последовательно смен€ющих друг друга этносов, св€занных между собой преемственностью расово-антропологического типа и €зыка, а нередко Ц и преемственностью культуры. Ёту совокупность родственных этносов мы назвали гиперэтносом.
Ћ.Ќ. √умилев был близок к введению пон€ти€ гиперэтноса. “ак, в этнической истории китайцев он выдел€ет три хронологически последовательных, т.е. следующих друг за другом, витков этногенеза: архаический, древний и средневековый и выдвигает предположение, что в XVIII в. началс€ новый виток (√умилев 1993а: 55).
—уществует несколько биологических механизмов, действие которых приводит к увеличению числа рождающихс€ пассионариев в репродуктивных возрастах материнского этноса. —реди этих механизмов, действующих в изол€тах, можно указать генетический дрейф (генетико-автоматические процессы) и, возможно, скрещивание чистых линий, выдел€ющихс€ при инбридинге Ц близкородственном скрещивании (об этом механизме см.: (—айфуллин 2009б)). ††††††††††
„асть сформировавших этнос попул€ций с момента его возникновени€ занимает труднодоступные районы и оказываетс€ в изол€ции.  ак пишут Ќ.Ќ. и ».ј. „ебоксаровы, Ђв небольших демах, тем более в изол€тах необходимо примерно 50 поколений (около 1250 лет) дл€ того, чтобы в результате генетического дрейфа произошли существенные изменени€ в частоте расовых признаков и их сочетаний, а следовательно, и в общем расовом облике изолированных групп населени€ї („ебоксаровы 1985: 153).
¬еро€тно, дл€ каждого отдельного изол€та разн€тс€ как продолжительность поколени€ (от 20 до 30 лет), так и число поколений, необходимых дл€ образовани€ нового расово-антропологического типа (веро€тно, от 45 до 55). ¬ итоге получаем, что изол€т может превратитьс€ в группу, отличную по своему типу от окружающего населени€, по истечении примерно 900-1600 лет.
¬рем€ от времени от попул€ции отпочковываютс€ молодежные Ђбандыї и дочерние сообщества, которые могут смешиватьс€ с соседними попул€ци€ми. Ћибо, наоборот, попул€ци€ принимает мигрантов или завоевываетс€ ими. ≈сли отпочкование сообществ от изол€та, либо прин€тие в свой состав мигрантов происходит тогда, когда он в результате генетического дрейфа превратилс€ в расово отличную от окружающего населени€ группу, это создает услови€ дл€ гетерозиса с последующим формированием пассионарной этнической общности, образующей €дро нового дочернего этноса. „аще отпочкование новых групп происходит, видимо, при наступлении неблагопри€тных климатических периодов, синхронизируемых 205 и 82-летними гармониками солнечной активности. ѕоэтому врем€ отпочковани€ дочернего этноса (репродуктивные возрасты материнского этноса) синхронизируетс€ этими гармониками. †††††
—инхронизаци€ процессов образовани€ новых этносов 82-летней гармоникой цикла √лайсберга про€вл€етс€ также в том, что повышенна€ дол€ пассионариев на основе части изол€тов материнского этноса рождаетс€ на прот€жении всего этого цикла, т.е. на прот€жении 82 лет. Ќапример, повышенна€ дол€ пассионариев на территории –оссии рождалась на прот€жении следующего 82-летнего цикла: 1180-1221-1262 гг. —ередину этого цикла условно будем считать начальной точкой отсчета жизни нового этноса.
¬ насто€щее врем€ существует точка зрени€, согласно которой все неафриканские попул€ции образовались в результате дивергенции одной предковой попул€ции, мигрировавшей из јфрики около 80 тыс. лет назад. ќсновыва€сь на гипотезе о синхронизации процессов формировани€ новых этносов 82-летней гармоникой цикла √лайсберга, можно думать, что дивергенци€ происходила в репродуктивных возрастах этой предковой общности. ƒивергенци€ отпочковавшихс€ от этой общности дочерних групп и все последующие дивергенции также происходили в репродуктивных возрастах. ƒаты образовани€ новых этносов в результате смешени€ антропологически различающихс€ субстратов могли быть разделены временными длительност€ми, кратными числу 41 (половине цикла). ѕри справедливости этих умозаключений даты возникновени€ всех существовавших и существующих в насто€щее врем€ этносов должны быть разделены временными длительност€ми, кратными числам 82 или 41.
Ћ.Ќ. √умилев датирует пассионарный толчок, приведший к образованию великороссов (русских), XIII в. (√умилев 1990: 345). “акже он называет примерную дату пассионарного толчка (около 8 г. до н.э.), приведшего к возникновению р€да этносов, в том числе и слав€н (√умилев 1993б: 195). ¬осточнослав€нский этнос €вл€етс€ материнским по отношению к современным русским, украинцам и белорусам. ѕо нашему мнению, более предпочтительной €вл€етс€ следующа€ условна€ дата его возникновени€ Ц 9 г. до н.э. »з предположени€ о возникновении великоросского этноса в XIII в. следует, что это произошло в возрасте материнского восточнослав€нского этноса 1230 лет. ќтсюда находим, что начальной точкой отсчета дл€ русских будет 1221 г. (1230 Ц 9 = 1221).
ќпира€сь на этот вывод и на примерные даты пассионарных толчков, даваемые Ћ.Ќ. √умилевым (√умилев 1990: 341Ц345), было определены даты возникновени€ всех тех этносов, этнополитогенез которых был рассмотрен в цел€х верификации числового алгоритма. Ёто этносы египетского, шумерского, ассировавилонского, еврейского, арабского, китайского, €понского, монголо-тюркского, греческого, индоиранского, романского, германского и восточнослав€нского гиперэтносов. ¬ыбор гиперэтносов осуществл€лс€ на основании следующих критериев: 1) более или менее с достаточной степенью достоверности известна хронологи€ основных событий их политической истории; 2) этносы этих гиперэтносов внесли наибольший вклад в развитие человечества.
јнализ показал, что этнополитогенез составл€вших эти гиперэтносы этносов развивалс€ в целом в соответствии с числовым алгоритмом. Ёто в определенной мере подтверждает универсальный, инвариантный относительно исторических эпох и типов политий характер алгоритма, что позвол€ет прогнозировать на его основе развитие существующих государств.
¬озможность прогнозировани€ основываетс€ на том, что, при условии, если известна дата возникновени€ этноса, то можно определить, в какой фазе или фазовом переходе (неустойчивом состо€нии внутри фазы) он находитс€. ≈сли окажетс€, что этнос находитс€ около середины какой-либо фазы (середины устойчивого периода внутри фазы), то веро€тность возникновени€ смут в ближайшие годы невелика. ≈сли же этнос находитс€ перед началом фазового перехода (неустойчивого периода внутри фазы), тем более, в самих этих периодах, то веро€тность начала смут в ближайшем будущем существенно возрастает.
¬ текущем году возраст великороссов Ц структурообразующего этноса российского суперэтноса составил 793 года (2014 Ц 1221 = 793). —ледовательно, они наход€тс€ в начале фазового перехода надлом-инерци€ Ц одного из самых болезненных в жизни этноса неустойчивых состо€ний, дл€ которого характерны перманентно возникающие смуты, часто приобретающие характер гражданских войн. ќднако из-за наличи€ на территории –оссии €дерного оружи€ и опасных производств (прежде всего, јЁ—), увеличени€ смертности и падени€ рождаемости в 1990-е гг. был сделан вывод, что гражданска€ война по образцу 1918-1921 гг. в современной –оссии маловеро€тна, и доли пассионариев и субпассионариев будет оптимизироватьс€ посредством репрессивных кампаний. Ќа основании этого был дан прогноз, что, начина€ с 2010 г., веро€тно начало перманентных репрессивных кампаний в отношении коррумпированного чиновничества, криминального и полукриминального бизнеса (подробнее см.: (—айфуллин 2009а; —айфуллин 2013)). √ромкие коррупционные дела последнего времени подтверждают этот прогноз. ћасштабы антикоррупционных кампаний в ближайшие годы, веро€тнее всего, будут нарастать.
Ќачальна€ точка отсчета дл€ части американцев Ц это 1672 г. ¬ текущем году их возраст составил 342 года, и они наход€тс€ на пороге начала фазового перехода подъем-акматика. Ќачальна€ точка отсчета дл€ англичан, немцев, северных французов и одновозрастных с ними американских попул€ций, избежавших смешени€ Ц это 688 г., их возраст составл€ет 1326 лет, и они наход€тс€ на пороге начала фазового перехода инерци€-обскураци€ Ц периода старческой агонии этноса (подробнее см.: (—айфуллин 2012)). ќбиходное выражение Ђстарушка-≈вропаї не имеет, таким образом, аллегорического смысла, а констатирует фактический возраст западноевропейских этносов. ќдин из самых €рких признаков приближающейс€ агонии Ц это деградаци€ части европейского, а также американского населени€, выражающеес€, в частности, в легализации однополых браков. ” других этносов в конце инерционной фазы было то же самое.†††† †
Ќаиболее веро€тным временем начала этих фазовых переходов, чреватых смутами, будет конец 2010-х Ц начало 2020-х гг. √ражданска€ война в —Ўј или «ападной ≈вропе, учитыва€ наличие на этих территори€х €дерного оружи€ и опасных производств, может без преувеличени€ поставить под угрозу само существование человечества. ¬ ходе войны велика веро€тность разрушени€ опасных производств и, главное, потери контрол€ над €дерным арсеналом и попадани€ его к террористическим группам с последующим применением, что может спровоцировать начало мировой войны. ¬еро€тно, существует возможность избежать подобного катастрофического сценари€ развити€ событий.

—писок использованной литературы
Ѕромлей ё.¬. 1969. Ётнос и эндогами€. —оветска€ этнографи€ 6: 84Ц91.
√аман-√олутвина ќ.¬. 2007. ѕосле империи. Ќ√-сценарии 27 марта: 13.
√ил€ров ј.ћ. 1990. ѕопул€ционна€ экологи€. ћ.: »зд-во ћ√”.
√ранин ƒ.ј. 2002. Ёта странна€ жизнь. “оль€тти: ‘онд Ђƒуховное наследиеї; ÷ентр информационных технологий.
√ринин Ћ.≈.,  оротаев ј.¬. 2007. —оциальна€ макроэволюци€ и исторический процесс (к постановке проблемы). ‘илософи€ и общество 3: 5Ц48.
√ринин Ћ.≈.,  оротаев ј.¬. 2012. ÷иклы, кризисы, ловушки современной ћир-—истемы: исследование кондратьевских, жюгл€ровских и вековых циклов, глобальных кризисов, мальтузианских и постмальтузианских ловушек. ћ.: книжный дом ЂЋ»Ѕ–ќ ќћї.
√умилев Ћ.Ќ. 1990. Ётногенез и биосфера «емли. Ћ.: √идрометеоиздат.
√умилев Ћ.Ќ. 1992. ќт –уси к –оссии: очерки этнической истории. ћ.: Ёкопрос.†
√умилев Ћ.Ќ. 1993а. “ыс€челетие вокруг  аспи€. ћ.: “ќќ Ђћишель и  ∞ї.
√умилев Ћ.Ќ. 1993б. –итмы ≈вразии. ¬: √умилев, Ћ.Ќ., –итмы ≈вразии: эпохи и цивилизации. ћ.: Ёкопрос, с. 188Ц200.
√умилев Ћ.Ќ. 1994.  онец и вновь начало. ћ.: “анаис ƒ»-ƒ» .
√умилев Ћ.Ќ., ≈рмолаев ¬.ё. 1993. √оре от иллюзий. ¬: √умилев, Ћ.Ќ., –итмы ≈вразии: эпохи и цивилизации. †ћ.: Ёкопрос, с. 174Ц187.
ƒавыдова ≈.»., ƒавыдов ¬.¬. 2002. ¬ековой цикл и проблема глобального потеплени€. “руды ћеждунар. конфер. Ђ—олнечна€ активность и космические лучи после смены знака пол€рного магнитного пол€ —олнцаї. —ѕб: √јќ –јЌ, с. 177Ц182.
ƒергачев ¬.ј. 2002. —олнечна€ активность и климат: ~ 200-летний цикл. “руды ћеждунар. конфер. Ђ—олнечна€ активность и космические лучи после смены знака пол€рного магнитного пол€ —олнцаї. —ѕб: √јќ –јЌ, с. 183Ц194. †
ƒергачев ¬.ј., –аспопов ќ.ћ. 2005. ѕро€вление 200-летнего солнечного цикла в климатических изменени€х. “руды IX ѕулковской ћеждунар. конфер. по физике —олнца. —ѕб: √јќ –јЌ, с. 221Ц226.†
ƒергачев ¬.ј., –аспопов ќ.ћ., ёнгер ’. 2009.  осмические лучи, солнечна€ активность и климат последних двух тыс€челетий. “руды ¬сероссийской конфер. по физике —олнца. —ѕб: √јќ –јЌ, с. 3Ц22.†
ƒольник ¬.–. 2009. Ќепослушное дит€ биосферы. Ѕеседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. —ѕб: »здательство ѕетроглиф.
»бн ’алдун. 2008. ¬ведение (ал-ћукаддима). »сторико-философский ежегодник 2007. ћ.: Ќаука, с. 187Ц217.
 апица —.ѕ.,  урдюмов —.ѕ., ћалинецкий √.√. 1997. —инергетика и прогнозы будущего. ћ.: Ќаука.
 ибасова √.ѕ. 2004. Ётническое пространство –оссии: социально-философский анализ. јвтореф. дис. Е докт. философ. наук. ¬олгоград: ¬ол√”.
 ибасова √.ѕ. 2003Ц2004. —ущность и этапы этногенеза. ¬естник ¬ол√” —ери€ 7. ¬ып. 3: 41Ц51.
 оротаев ј.¬., ћалков ј.—., ’алтурина ƒ.ј. 2005. «аконы истории. ћатематическое моделирование исторических макропроцессов. ƒемографи€, экономика, войны. ћ.:  ом нига.
 ривенко ¬.√. «акономерности многолетних изменений численности ареалов животных —еверной ≈вразии. URL: http://www.ecoexpertcenter.ru/info/zakonomernosti_mnogoletnih_izmeneniy_145.html
Ќефедов —.ј. 2008. ‘акторный анализ исторического процесса. »стори€ ¬остока. ћ.: »здательский дом Ђ“ерритори€ будущегої.
ќлескин ј.¬. 2001. Ѕиополитика. ѕолитический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспекты. ћ.: »‘ –јЌ.
ѕетрова ».ј.,  ибасова √.ѕ., ∆ура ¬.¬. 2012. Ётногенез и социогенез: проблемы взаимодействи€. ¬естник ¬ол√” —ери€ 7, ‘илос. 2 (17): 11Ц16.
ѕлюснин ё.ћ. 1990. ѕроблема биосоциальной эволюции: “еоретико-методологический анализ. Ќовосибирск: Ќаука. —ибирское отделение.
–еутов ¬.ѕ. 1999. —инхронизаци€ колебаний. ‘изика. Ѕольшой энциклопедический словарь. ћ.: »здательство ЂЅольша€ –оссийска€ энциклопеди€ї.
–озов Ќ.—. 2011.  оле€ и перевал: макросоциологические основани€ стратегий –оссии в XXI в. ћ.: –ќ——ѕЁЌ.
—адохин ј.ѕ. 2000. Ётнологи€. ћ.: √ардарики.
—айфуллин –.√. 2009а. ¬ли€ние попул€ционного фактора на генезис политических конфликтов в –оссии. ѕолитэкс 4: 262Ц273.
—айфуллин –.√. 2009б. јлгоритмизаци€ исторического процесса. ¬:  узнецов, Ѕ.Ћ. (ред.), Ёкономическа€ синергетика: стратегии развити€ –оссии. Ќабережные „елны: »зд-во »ЌЁ ј, с. 106Ц126.
—айфуллин –.√. 2013. Ётнополитогенез великороссов и прогноз развити€ –оссии. »сторические, философские, политические и юридические науки, культурологи€ и искусствоведение. ¬опросы теории и практики 4 (часть 1): 146Ц151.
—айфуллин –.√. 2012. —муты как характеристика неустойчивых состо€ний суперэтноса и прогноз развити€ «апада. »сторические, философские, политические и юридические науки, культурологи€ и искусствоведение. ¬опросы теории и практики 10 (часть 2): 167Ц172.
—ловарь пон€тий и терминов теории этногенеза Ћ.Ќ. √умилева (составитель ¬.ј. ћичурин, под ред. Ћ.Ќ. √умилева). 1993. ¬: √умилев, Ћ.Ќ. Ётносфера: истори€ людей и истори€ природы. ћ.: Ёкопрос, с. 493Ц542.
—оловей ¬.ƒ. 2008.  ровь и почва русской истории. ћ.: –усскiй мiр.
—орокин ѕ. 1992. ќ так называемых факторах социальной эволюции. ¬: —орокин, ѕ. „еловек. ÷ивилизаци€. ќбщество. ћ.: »зд-во политической литературы, с. 521Ц531.
“урчин ѕ.¬. 2007. »сторическа€ динамика. Ќа пути к теоретической истории: ѕер. с англ. ћ.: »здательство Ћ ».†
‘румкин  .√. 2008. ѕассионарность: приключени€ одной идеи. ћ.: »здательство Ћ ».
’аррисон ƒж. и др. 1979. Ѕиологи€ человека: ѕер. с англ. ћ.: ћир.
„ебоксаров Ќ.Ќ., „ебоксарова ».ј. 1985. Ќароды, расы, культуры. ћ.: Ќаука.
Ўварц —.—. 1980. Ёкологические закономерности эволюции. ћ.: Ќаука.
Goldstone J.A. 1991. Revolution and Rebellion in the Early Modern World. Berceley: University of California Press.
Hodell, D.A., J.H. Curtis and M. Brenner, 1995. Possible Role of Climate in the Collapse of Classic Maya Civilization. Nature, V. 375: 391-394.
Hodell, D.A., J.H. Curtis, M. Brenner and J.H. Guilderson, 2001. Solar Forcing of Drought Frequency in the Maya Lowlands. Science, V. 292: 1367-1370.
Verschuren, D., K. Laird and B. Cumming, 2000. Rainfall and Drought in Equatorial East Africa During the Past 1,100 Year. Nature, V. 403: 410-413.

 


ћј—Ў“јЅЌџ≈ ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— »≈  ќЌ‘Ћ» “џ: Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ   јЌјЋ»«” » ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё