СуперЭтнос.рф  

статьи:

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ~1650-ЛЕТНЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ МАСШТАБНЫХ МИГРАЦИЙ В ЕВРОПУ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ГИПОТЕЗА О ГЕТЕРОЗИСНОМ ГЕНЕЗИСЕ ПАССИОНАРНОСТИ КАК БИОСОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ЧИСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА

ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

МАСШТАБНЫЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

Мониторинг состояния общественного порядка и безопасности в городе Набережные Челны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населения

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРАВИДСКИХ ГИПЕРЭТНОСОВ ИНДИИ

Эмпирическая проверка числового алгоритма:

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГИПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ МЕСОПОТАМСКИХ СУПЕРЭТНОСОВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ РИМСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕРУССКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВЕЛИКОРОССОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЗАПАДНЫХ СУПЕРЭТНОСОВ В ПЕРИОД ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАПАДА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ АНГЛИЧАН И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ КИТАЙСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЯПОНСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Этнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

Динамика политий и динамика качества населения

ОДИНОКИ ЛИ МЫ НА ЗЕМЛЕ?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КОНФЛИКТНАЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В США: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА


ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

Согласно числовому алгоритму, возрастные рамки инерционной фазы следующие: 840–875 – 1302–1334 года. Внутри этой фазы выделяются три кризисных периода: первый (880–920 – 935–970 лет), второй (1025–1070 – 1100–1150 лет) и третий (1175–1215 – 1260–1285 лет), разделенных четырьмя стабильными периодами.
Инкроссинг в изолятах. Для выяснения генезиса кризисов инерционной фазы рассмотрим процессы, происходящие в небольших изолированных популяциях (изолятах). Изоляты входят в состав любого этноса. Часть их формируется в начале жизни этноса в результате миграций в труднодоступные области.
Из биологии известно, что гетерозисные явления имеют место не только при смешениях, но происходят также в изолятах. Для них характерно близкородственное скрещивание – инбридинг. В результате ряда поколений инбридинга происходит расчленение популяции на несколько чистых (инбредных) линий, генетически однородных и гомозиготных по большинству входящих в их состав генов. Гетерозис наблюдается при гибридизации этих инбредных линий (это так называемый инкроссинг – своего рода, «инбредный» гетерозис).
«Инбредный» гетерозис, как и обычный, приводит к резкому повышению доли пассионариев среди рождающихся в изоляте детей. Эти пассионарии, став взрослыми, могут образовать новую пассионарную этническую общность. Несколько таких общностей (субэтносов) формируют ядро нового этноса, являющегося «дочерним» по отношению к «материнскому» (в состав последнего входят изоляты, на основе которых формируются эти пассионарные субэтносы).
Для «инбредного» гетерозиса характерна следующая особенность. Гибриды второго поколения между инбредными линиями менее жизнеспособны, чем гибриды первого поколения, но все же их жизнеспособность выше, чем у их инбредных родителей. Следовательно, при «инбредном» гетерозисе, в отличие от обычного, возникающего при смешении разных антропологических или расовых типов, в популяции через поколение не увеличивается доля индивидов с пониженной жизнеспособностью – субпассионариев.
Определим, в каком возрасте «материнского» этноса в части его изолятов увеличивается число рождающихся пассионариев. Есть основания считать, что расчленение популяции на несколько инбредных линий происходит в результате нескольких десятков поколений инбридинга. Так, согласно Л. Эрману и П. Парсонсу, при скрещивании между двойными двоюродными сибсами частота гомозигот достигает 96 % по прошествии 30 поколений (см.: рис. 6.3. в: Эрман, Парсонс 1984, с. 152). Уровень гомозиготности в изоляте становится очень высоким, близким к 100 %, видимо, через 40–60 поколений инбридинга. Средняя продолжительность поколения составляет 20–25 лет. Отсюда получаем, что число рождающихся в изолятах пассионариев увеличивается в возрасте «материнского» этноса 800–1500 лет, и примерно такой же период времени необходим для образования новых пассионарных общностей на основе изолятов.
Синхронизация процессов образования новых этнических общностей вековым солнечным циклом. По нашей гипотезе, возрасты «материнского» этноса, в которых в части его изолятов резко увеличивается число рождающихся пассионариев (назовем эти возрасты «репродуктивными»), синхронизируются циклами солнечной активности. Это утверждение основывается на том, что сообщества организмов можно рассматривать как автоколебательные системы (см.: Владимирский, Кисловский 1982, с. 62), а для таких систем характерна синхронизация колебаний. Примером синхронизации сообществ организмов циклами солнечной активности являются так называемые «волны жизни» – колебания численности особей, характерных для любой популяции живых организмов (в том числе, надо полагать, и для человеческих популяций, составляющих этнос). Например, на графике, приводимом С.Г. Мамонтовым с соавторами, численность особей в популяциях хищников (рыси, волка и лисицы) и их жертв (зайца-беляка) колеблется с периодом около 11 лет, что указывает на их синхронизацию хорошо известным 11-летним солнечным циклом (см.: рис. 86 в: Основах биологии 1992, с. 145).
Период автоколебаний популяций существенным образом зависит от темпов размножения особей популяции (см.: Владимирский, Кисловский 1982, с. 59). Это означает, что для разных видов он должен быть различным. Можно предположить, что колебания численности человеческих популяций, следовательно, колебания пассионарности этих популяций, составляющих этнос, синхронизируются более длинными циклами солнечной активности – например, так называемым вековым циклом, продолжительность которого составляет 80–90 лет. Этот цикл характерен для мощности явлений солнечной активности и имеет характер свободных гармонических колебаний (Веклич 1987, с. 141). Предполагается, что с вековым циклом солнечной активности связаны значительные изменения мирового климата.
Средняя длительность векового цикла составляет, по мнению разных исследователей, 79 лет, 84 и 93 года (там же). Видимо, для точного определения продолжительности этого цикла не хватает данных. Так, со времени начала проведения наблюдений (середина XVIII в.) до начала 80-х годов ХХ в. выделено два минимума и три максимума этого цикла (там же). Анализ исторических фактов дает основание утверждать, что средняя продолжительность векового цикла составляет 82 года. Это утверждение близко к мнению тех исследователей, которые считают, что средняя длительность векового цикла составляет 79 лет или 84 года.
Итак, «репродуктивные» возрасты «материнского» этноса синхронизируются вековым циклом солнечной активности. Как известно, в физике под синхронизацией колебаний понимается установление и поддержание такого режима колебаний двух или нескольких связанных систем, при котором их частоты равны, кратны или находятся в рациональном отношении друг с другом (см.: Реутов 1999, с. 687). Учитывая, что период и частота колебаний связаны обратно пропорциональной зависимостью, кратность частот при синхронизации колебаний означает кратность их периодов.
На основе анализа исторических фактов нами было установлено, что «репродуктивными» являются следующие возрасты «материнского» этноса: 902 года, 1066 и 1230 лет, 1394 года и 1558 лет. Как можно видеть, во-первых, все «репродуктивные» возрасты кратны числу 82:
902 = 82 ? 11, 1066 = 82 ? 13, 1230 = 82 ? 15, 1394 = 82 ? 17, 1558 = 82 ? 19.
Во-вторых, каждый следующий «репродуктивный» возраст начинается через 164 года (через два вековых цикла) после начала предыдущего, т.е. «репродуктивные» возрасты связаны между собой рациональными соотношениями.
В-третьих, повышенная доля пассионариев рождается на протяжении векового цикла, т.е. на протяжении периода времени, составляющего 82 года.
Первое условие идеальности этноса. Идеальным является этнос, этнополитогенез которого развивается в четком соответствии с числовым алгоритмом. Первое условие идеальности формулируется следующим образом: около половины всех родившихся на протяжении векового цикла пассионариев рождается в середине этого цикла, около трети – в его начале, около 15% – в конце цикла. Эти пассионарии, став взрослыми, иногда образуют новый субэтнос. Несколько таких субэтносов формируют ядро нового «дочернего» этноса. В дальнейшем для простоты изложения мы будем говорить о субэтносах, возникших в начале, середине и конце векового цикла, подразумевая под этим, что эти субэтносы образованы пассионариями, родившимися в начале, середине и конце этого цикла.
Из первого условия идеальности следует, что большая часть новых субэтносов формируется в середине цикла (примем ее за первый год жизни «дочернего» этноса), меньшая часть – в начале цикла, т.е. в «– 41» г. согласно нашей системе координат. В 41 г., в конце цикла формируется наименьшее количество новых субэтносов из-за сравнительно небольшого числа пассионариев, родившихся около этого года (см. рис. 1). Поэтому влиянием этих субэтносов на процесс этнополитогенеза можно пренебречь.
На начало, середину и конец векового цикла, т.е. на «– 41», 1 и 41 гг. приходится, по-видимому, наибольшее число родившихся пассионариев. Вероятно, некоторая часть пассионариев рождается также в предшествующий и последующий годы, соответственно, в «– 42» и «– 40» гг., в «– 1» и 2 г. и т.д. Таким образом, повышенная доля пассионариев рождается на протяжении нескольких лет.
Разумеется, в большинстве случаев первое условие идеальности этноса не выполняется. В «реальном» этносе число пассионариев, родившихся в середине цикла, часто не намного превышает число пассионариев, родившихся в его начале. Поэтому число субэтносов, образованных этими пассионариями, оказывается примерно равным. Иногда из-за эпидемии или гибели в войнах в начальных фазах этнополитогенеза число субэтносов, образованных в середине цикла, может случайно уменьшиться гораздо значительнее числа субэтносов, возникших в его начале, и число последних станет преобладать. Это приведет к смещению на полувековой цикл (41 год) начальной точки отсчета – времени возникновения «дочернего» этноса. В этом случае числовой алгоритм, начиная, например, с фазы акматики, будет выполняться с 41-летним опережением. Редко, но бывает, что в этносе начинают численно преобладать субэтносы, образованные в конце цикла. В этом случае числовой алгоритм будет выполняться с 41-летним запаздыванием. Также смещение точки отсчета на полувековой цикл может произойти при массовых миграциях в том случае, если мигрируют в основном представители субэтносов, образовавшихся в начале или конце цикла. Эти субэтносы затем становятся ядром нового этноса.

Рис.1. Число пассионариев, рождающихся на протяжении векового цикла в идеальном этносе

Генезис кризисов инерционной фазы. Для каждой фазы этнополитогенеза характерен спектр оптимальных значений для долей пассионариев и субпассионариев, в пределах которого изменяются эти доли на протяжении фазы. Кризис инерционной фазы начинается, когда доля пассионариев и/или субпассионариев выходит за пределы спектра оптимальных значений инерционной фазы. Это ведет к расколу этнического поля (образованию противостоящих друг другу военно-политических группировок) и началу смут.
Первые три «репродуктивных» возраста «материнского» этноса (902 года, 1066 и 1230 лет) приходятся на инерционную фазу. В этих возрастах доля пассионариев среди рождающихся в изолятах детей начинает соответствовать оптимуму фазы подъема, существенно превышая оптимум инерционной фазы. Через одно поколение после «репродуктивного» возраста ставшие взрослыми пассионарии из изолированных популяций в поисках приключений и лучшей жизни мигрируют в городские центры и другие крупные поселения (как правило, изоляты существуют в глухой провинции, где жизнь «скучна и не интересна»). В результате их доля в этих поселениях выходит за верхнюю грань спектра оптимальных значений инерционной фазы, что способствует началу смут.
Часто пассионариев около «репродуктивного» года рождается сравнительно мало, и когда они мигрируют в крупные поселения, доля пассионариев в них увеличивается, но все же остается в пределах спектра оптимальных значений инерционной фазы. Тот же результат может получиться при небольшом масштабе внутренних миграций, например, если часть пассионариев из изолятов предпочла мигрировать в другую страну. В этом случае доля пассионариев в крупных поселениях начинает превышать оптимум через одно поколение.
Из-за действия закона полового отбора (вероятность рождения более жизнеспособного ребенка выше от пассионария) пассионарные мигранты пользуются успехом у местных женщин и развивают бурную «демографическую» активность. В результате доля пассионариев среди родившихся от этих пассионариев детей значительно превышает оптимум инерционной фазы (как правило, антропологические типы пассионариев провинциальных субэтносов и жительниц столицы и провинциальных центров различны; поэтому «включается» механизм обычного гетерозиса). Когда эти пассионарные дети становятся взрослыми людьми (это происходит через два поколения, т.е. примерно через 40 лет после «репродуктивного» возраста), доля пассионариев начинает превышать оптимум инерционной фазы, что способствует началу смут.
В этносе, близком к идеальному, около трети пассионариев рождается в начале векового цикла, т.е. на 41 год раньше в сравнении с основными «репродуктивными» возрастами. Следовательно, «репродуктивными» являются также возрасты 861 год, 1025 и 1189 лет (902 – 41 = 861; 1066 – 41 = 1025; 1230 – 41 = 1189). В возрастах «материнского» этноса 880 и 900 лет (через одно или два поколения после первого репродуктивного возраста 861 год: 861 + 20 = 881; 861 + 40 = 901) доля пассионариев редко выходит за верхнюю грань спектра оптимальных значений инерционной фазы из-за значительного уменьшения числа пассионариев в ходе смут конца фазового перехода надлом-инерция (согласно числовому алгоритму, этот фазовый переход часто заканчивается в возрасте около 870 лет). Поэтому в этих возрастах смуты имеют, как правило, локальный характер.
Таким образом, возрасты «материнского» этноса, в которых начинаются смуты кризисов инерционной фазы из-за выхода доли пассионариев за верхнюю грань спектра оптимальных значений инерционной фазы, можно вычислить по следующей формуле:
Y = X + 20 ? n.
Здесь X принимает значения, равные «репродуктивным» возрастам «материнского» этноса: 902 года (этот возраст приходится на период первого кризиса инерционной фазы), 1025 и 1066 лет (эти возрасты приходятся на период второго кризиса), 1189 и 1230 лет (приходятся на период третьего кризиса); n принимает значения, равные 1 или 2.
Смуты второго и третьего кризисов часто начинаются в возрастах, соответственно, около 1025 – 1030 лет и около 1175 лет из-за выхода доли субпассионариев за верхнюю грань спектра оптимальных значений инерционной фазы.
Смуты кризисов инерционной фазы часто приобретают характер ожесточенных войн между различными социальными и этническими общностями за гегемонию в суперэтносе, в которые иногда оказываются вовлеченными соседние суперэтносы (в этом случае они превращаются в региональные или мировые войны). Эти войны за гегемонию и составляют существо всех трех кризисов инерционной фазы.
Генезис смутного периода в середине фазы подъема. Согласно числовому алгоритму этнополитогенеза, в возрасте 185 – 230 лет этнос охватывают смуты. Объясним их генезис.
В один из «репродуктивных» возрастов «материнского» этноса пассионариев рождается особенно много, и они и их потомки формируют новую этническую общность, являющуюся «дочерней» по отношению к «материнской». Чаще всего это происходит в возрасте «материнского» этноса 1230 лет. Согласно числовому алгоритму, по окончании инкубационного периода фазы подъема «дочернего» этноса, в возрасте 100 – 155 лет, он создает свое государство, которое вскоре подчиняет агонизирующее государство «материнского» этноса, который находится в фазовом переходе инерция-обскурация (этнический возраст «материнского» этноса составляет в это время 1230 + 100–155 = 1330–1385 лет). Большая часть популяций агонизирующего «материнского» этноса вливается в состав «дочернего» этноса. Отдельные его популяции продолжают существовать в изоляции в труднодоступных районах. В «репродуктивных» возрастах «материнского» этноса 1394 года и 1558 лет (возраст «дочернего» этноса в это время составляет, соответственно, 164 года и 328 лет: 1394 - 1230 = 164; 1558 - 1230 = 328) в этих популяциях возрастает число родившихся пассионариев. Также число родившихся пассионариев в этих возрастах может увеличиться из-за продолжающегося интенсивного смешения различных этнических субстратов.
Из-за миграции пассионариев в городские центры и другие крупные поселения «дочернего» этноса их доля в нем существенно увеличивается и часто выходит за верхнюю грань спектра оптимальных значений фазы подъема, что ведет к началу смут. Это происходит в возрастах «дочернего» этноса около 185 и 350 лет (164 + 20 = 185; 328 + 20 = 348), что ведет к началу смут в середине фазы подъема и способствует началу фазового перехода подъем-акматика.

Литература
1. Веклич М.Ф. Проблемы палеоклиматологии. – Киев: Наукова думка, 1987. – 190 с.
2. Владимирский Б.М., Кисловский Л.Д. Солнечная активность и биосфера. – М.: Знание, 1982. – 63 с.
3. Основы биологии / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. – М.: Просвещение, 1992. – 416 с.
4. Реутов В.П. Синхронизация колебаний // Физика. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 944 с.
5. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. – М.: Мир, 1984. – 566 с.


ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА