ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ
Понятие о гиперэтносе. Согласно Л.Н. Гумилеву, продолжительность жизни всех этносов, исключая так называемые «этнические реликты», одинакова и составляет 1200–1500 лет. Критики ученого оспаривали это его положение, не без основания утверждая, что есть этносы, существующие свыше трех тысяч лет (например, греческий, китайский, еврейский и др.). Как известно, древнегреческая микенская и древнекитайская шан-иньская цивилизации уже существовали в середине II тыс. до н.э., а первое упоминание о предках евреев – племенах ибри датируется в египетских источниках XIII в. до н.э.
Гипотеза о преемственности между «материнским» и «дочерним» этносами позволяет подтвердить это кажущееся неверным положение Гумилева о продолжительности жизни этноса. Как говорилось в предыдущей статье, в один из «репродуктивных» возрастов «материнского» этноса пассионариев рождается особенно много, и они и их потомки формируют новую этническую общность, являющуюся «дочерней» по отношению к «материнской». В конце жизни «дочернего» этноса от него может «отпочковаться» его преемник, от которого, в свою очередь, также может «отпочковаться» новый этнос и т.д. Эти несколько последовательно сменяющих друг друга на определенной территории этносов, связанных между собой преемственностью расово-антропологического типа и языка, а часто – и преемственностью культуры, образуют так называемый гиперэтнос.
Необходимо сказать, что Гумилев был близок к введению понятия гиперэтноса. Так, в этнической истории китайцев он выделяет три хронологически последовательных, т.е. следующих друг за другом, витков этногенеза: архаический, древний и средневековый и выдвигает предположение, что в XVIII в. начался новый виток (см.: Гумилев 1993а, с. 55). Действительно, по нашему мнению, существующий в настоящее время северокитайский этнос является четвертым (он находится в фазе подъема). Также из четырех этносов состоит греческий гиперэтнос: микенского (первый), эллинского (второй), византийского (третий) и современного греческого (четвертый). Современные евреи относятся к третьему этносу.
Есть основание полагать, что первый этнос гиперэтноса обладает наибольшим пассионарным напряжением (пассионарное напряжение – это отношение пассионарности этнической системы к числу индивидов, составляющих эту систему; иначе говоря, это средний уровень пассионарности одного индивида). Это можно объяснить следующим образом. Первый этнос гиперэтноса возникает в результате смешения как минимум двух этнических субстратов: пришлого пассионарного, относящегося к первому или ко второму этносу, и автохтонного низкопассионарного, относящегося к третьему или последующим этносам гиперэтноса. Расово-антропологические типы, языки и культура этих субстратов, как правило, отличны друг от друга. В результате смешения этих субстратов возникает новая высокопассионарная этническая общность со смешанным расово-антропологическим типом, язык и культура которой часто также носят смешанный характер.
Второй этнос гиперэтноса, как правило, более гомогенен (однороден) в антропологическом отношении в сравнении с первым. Степень антропологической гомогенности каждого следующего этноса возрастает. Большая часть субэтносов третьего этноса обладает настолько высокой степенью антропологической гомогенности, что это приводит к слабой выраженности гетерозиса в этих субэтносах. Поэтому уровень пассионарного напряжения третьего этноса существенно ниже уровня напряжения первого и второго этносов (разумеется, это утверждение справедливо в отношении этносов одинакового возраста). По этой причине третий этнос, будучи завоеван в период одного из фазовых переходов, с началом следующей фазы не всегда восстанавливает свою политическую независимость. Это может привести к его гибели в случае, если он будет полностью ассимилирован завоевателями.
Антропологическая гетерогенность (неоднородность) третьего этноса может существенно возрасти в результате смешений с завоевателями, относящихся, как правило, к иному антропологическому типу. Это значительно увеличивает пассионарное напряжение части субэтносов третьего этноса, делая возможным его выживание в целом. В этом случае в конце жизни от него «отпочковывается» четвертый этнос. При благоприятных условиях от четвертого этноса может отпочковаться пятый, от пятого – шестой и т.д. Уровень пассионарного напряжения четвертого этноса является сравнительно высоким только в начальных фазах этнополитогенеза – подъема и акматики, в последующих фазах он близок к нулю. Уровень пассионарного напряжения последующих этносов близок к нулю на всем протяжении их жизни, и они фактически являются этническими реликтами, остановившимися в своем социальном развитии (согласно Гумилеву, реликт почти полностью состоит из гармоничников нулевого уровня пассионарности; поэтому пассионарность реликта близка к нулю).
Второе и третье условия идеальности этноса. Второе условие идеальности формулируется следующим образом: все этносы, образующие суперэтнос, относятся к одному поколению гиперэтноса. Важным для четкого соответствия этнополитогенеза числовому алгоритму является выполнение третьего условия идеальности: все этносы и этнические группы, образующие суперэтнос, возникли одновременно.
В большинстве случаев реальных этнополитогенезов эти условия идеальности не выполняются. Новый этнос (первый этнос гиперэтноса) возникает в результате смешения как минимум двух этнических субстратов, расово-антропологические типы, языки и культура которых, как правило, различны: пришлого пассионарного, относящегося к первому или ко второму этносу, и автохтонного низкопассионарного, относящегося к третьему или последующим этносам гиперэтноса. По-видимому, сравнительно редко все мигрировавшие и автохтонные группы смешиваются между собой. Часть этих групп избегает смешения и сохраняет присущий им изначально расово-антропологический тип и язык. Это приводит к тому, что с новым (структурообразующим) этносом соседствуют его «родители», с которыми он образует суперэтнос.
Очевидно, что для этого суперэтноса не выполняются второе условие идеальности, так как новый этнос относится к первому этносу гиперэтноса, мигранты могут относиться ко второму, а автохтонные группы относятся к третьему или последующим этносам гиперэтноса. Если численность автохтонных групп существенна, то это может привести к тому, что структурообразующий этнос, будучи завоеван в период одного из фазовых переходов, с началом следующей фазы может не восстановить свою политическую независимость из-за низкого пассионарного напряжения третьего этноса, снижающего пассионарное напряжение суперэтноса в целом.
Как правило, различается и время возникновения «родительских» субстратов и структурообразующего этноса. Существование в одном суперэтносе возникших в разное время этносов ведет к «расплыванию» общей картины этнополитогенеза. Часто получается так, что на период фазы структурообразующего этноса накладывается период фазового перехода других этносов, что может привести к смутам в период фазы. И, наоборот, на период фазового перехода структурообразующего этноса накладывается период фазы других этносов, что может привести к более «мягкому» протеканию смут в структурообразующем этносе.
Картина этнополитогенеза еще больше усложняется, когда в фазах подъема и акматики структурообразующий этнос подчиняет соседние менее пассионарные этносы, которые могут относиться к третьему и последующим этносам гиперэтноса. Также они, как правило, отличаются от структурообразующего этноса временем своего возникновения.
К определению времени возникновения структурообразующих этносов. Л.Н. Гумилев датирует пассионарный толчок, приведший к образованию великороссов (русских), XIII веком (см.: Гумилев 1990, с. 345). Также он называет примерную дату пассионарного толчка (около 8 г. до н.э.), который привел к возникновению ряда этносов, в том числе и славян (см.: Гумилев 1993б, с. 195). Восточнославянский этнос является «материнским» по отношению к современным русским, украинцам и белорусам. По нашему мнению, более предпочтительней является следующая дата его возникновения – это 9 г. до н.э. Из предположения о возникновении великороссов в XIII в. следует, что они образовались в возрасте «материнского» восточнославянского этноса 1230 лет. Отсюда находим, что русские образовались на основе субэтносов, возникших в 1221 г. (1230 – 9 = 1221).
По нашей гипотезе, процессы формирования «дочерних» этносов синхронизируются вековым циклом солнечной активности. По-видимому, именно этой синхронизацией, а также происхождением всех этносов от одного этноса – предка объясняется то, что даты возникновения всех структурообразующих этносов разделены временными периодами, кратными продолжительности векового или полувекового солнечного цикла, т.е. эти периоды кратны числам 82 или 41. Это означает, что даты возникновения всех структурообразующих этносов должны отличаться от даты возникновения восточнославянского этноса (9 г. до н.э.) на периоды времени, кратные этим числам.
Литература
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
2. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. – М.: ТОО «Мишель и К°», 1993а. – 336 с.
3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии // Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: Экопрос, 1993б. – 576 с.
|