ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ Общая характеристика фазовых переходов и фаз этнополитогенеза. Напомним определение фазового перехода. Фазовый переход – это имеющая временные рамки стадия существования этнической системы, в которой она находится в неустойчивом состоянии, возникающем из-за того, что доли пассионариев и/или субпассионариев в определенном этническом возрасте выходят за рамки спектра оптимальных для завершившейся фазы значений; это неустойчивое состояние характеризуется расколом этнического поля и сохраняется до тех пор, пока доли пассионариев и субпассионариев не перестанут выходить за рамки спектра оптимальных для следующей фазы значений. Раскол этнического поля – процесс образования в этнической системе двух или нескольких военно-политических группировок, придерживающихся диаметрально противоположных идеологических установок; противоречия между этими группировками мирными средствами неразрешимы и приводят к вооруженным столкновениям.
Попытаемся описать раскол этнического поля математическими методами. Согласно Л.Н. Гумилеву, пассионарное напряжение любого члена этноса является векторной величиной (см.: Гумилев 1990, с. 286).Поэтому раскол этноса на два противостоящих друг другу военно-политических блока можно представить как разнонаправленность векторов пассионарностей членов этих блоков, которые взаимно компенсируют друг друга.
Согласно Гумилеву, этнический реликт почти целиком состоит из гармоничников нулевого уровня пассионарности; поэтому его пассионарность близка к нулю (см.: Словарь… 1993, с. 537). Реликт может легко погибнуть от внешнего воздействия, став жертвой агрессии, геноцида, стихийного бедствия или ассимиляции (там же, с. 513, 538). Наиболее боеспособной и активной частью этноса являются пассионарии, и неспособность реликта противостоять внешнему воздействию можно объяснить почти полным отсутствием в нем пассионариев.
Этнос, находящийся в неустойчивых состояниях фазовых переходов, также «легко уязвим» и может стать жертвой более пассионарного соседа (см.: Гумилев 1990, с. 385). Это дает основание предположить, что в этих состояниях его пассионарность также близка к нулю. Но в составе этноса, находящегося в фазовом переходе, в отличие от реликта, пассионариев довольно много. Привлечение математических методов позволяет снять это противоречие. Из математики известно, что сумма двух противоположно направленных векторов, одинаковых по длине, равна нулю. И во время неустойчивых состояний этнос уязвим потому, что его пассионарность в это время может быть близка к нулю.
Пассионарность этноса Еэ равна сумме пассионарностей составляющих его индивидов – пассионариев (Еп), гармоничников (Еп) и субпассионариев (Ес). Поэтому для величины его пассионарности в периоды фазовых переходов и других неустойчивых состояний мы можем записать следующее векторное выражение:
> > > > > > >
Еэ = Еп + Ег + Ес = Рп Nп + Рг Nг + Рс Nс » 0
Здесь Рп, Рг и Рс – усредненные значения векторов пассионарного напряжения, соответственно, пассионариев, гармоничников и субпассионариев; Nп, Nг и Nс – их число в этносе.
Таким образом, при расколе этнического поля векторы пассионарности значительной части гармоничников и пассионариев оказываются сонаправлены с векторами субпассионариев, т.е. их величины становятся отрицательными.
Причины начала фазовых переходов анализировались в статье «Влияние популяционного фактора на генезис политических конфликтов». Признаком начала любого фазового перехода часто являются тяжелые поражения во внешних войнах. Этим поражениям способствует популяционный фактор: выход долей пассионариев и субпассионариев за пределы, соответственно, нижнего и верхнего спектра оптимальных значений завершившейся фазы. Этот процесс в той или иной мере затрагивает все этнические общности и социальные группы, составляющие суперэтнос, в том числе и армию. Увеличение доли субпассионариев и снижение доли пассионариев среди личного состава армии, в особенности, среди офицерского корпуса ведет к резкому снижению ее боеспособности (наиболее боеспособной частью этноса являются пассионарии, наименее боеспособной – субпассионарии).
Тяжелые военные поражения стимулируют проведение кардинальных реформ, касающихся всех сторон жизни общества, и в первую очередь – военного строительства. В период реформ усиливается социальная мобильность и миграционная активность населения, рушатся разделяющие различные этнические общности и социальные группы генетические барьеры. Это способствует резкому росту числа брачных и случайных половых связей между представителями различных этнических общностей и социальных групп, различающихся между собой в расово-антропологическом плане значительнее, чем члены одной этнической общности или одной социальной группы. Из-за явления гетерозиса это приводит к тому, что в суперэтносе в этот период увеличивается число родившихся детей-пассионариев. Еще одной причиной этого может быть обычная для военного времени «демографическая» активность захватчиков (как правило, антропологические типы местных женщин и захватчиков различаются между собой).
Через поколение (18 – 19 лет), когда эти пассионарии становятся совершеннолетними и начинают активно участвовать в социальной жизни, доля их не только достигает оптимального для следующей фазы спектра значений, но и выходит за его верхнюю грань, что вызывает раскол этнического поля и начало смут. Эти смуты имеют характер пассионарных волн (подробнее об этом см. статью «Влияние популяционного фактора на генезис политических конфликтов»).
Наибольших масштабов смуты достигают, как правило, в середине и конце фазовых переходов. В этот период они часто перерастают в гражданские войны. Гражданские войны подразделяются на два типа, которые нередко проходят одновременно друг с другом. Первый тип – это война между двумя военно-политическими группировками правящего класса. Второй тип – это восстания социальных низов (рабов, крестьян, городского плебса и т.п.), т.е. те войны, которые относят к классовой борьбе эксплуатируемых против эксплуататоров.
Напомним определение фазы этнополитогенеза. Фаза этногенеза – это имеющая временные рамки стадия существования этнической системы, в которой она сохраняет в целом устойчивое состояние, характеризующееся отсутствием крупных смут из-за того, что доли пассионариев и субпассионариев на протяжении фазы не выходят за рамки спектра оптимальных для этой фазы значений.
Для начала каждой фазы характерна внутриполитическая нестабильность. Связана она с тем, что в это время вступает в социальную жизнь поколение, родившееся во время смут конца завершившегося фазового перехода. В этом поколении доля пассионариев превышает оптимальное для наступившей фазы значение. Поэтому для начального периода всех фаз характерны смуты как продолжение серии пассионарных волн завершившегося фазового перехода.
Пика своего внешнеполитического могущества структурообразующий этнос достигает обычно в середине фазы. Его государство в это время проводит активную внешнюю политику, успешно развивается экономика. Конец фазы характеризуется нарастанием кризисных явлений во всех сферах жизни общества из-за увеличения доли субпассионариев и снижения доли пассионариев в суперэтносе.
Такова общая характеристика фазовых переходов и фаз этнополитогенеза. Разумеется, каждый фазовый переход, как впрочем, и фаза этнополитогенеза, имеют и свои индивидуальные особенности, которые будут раскрыты ниже.
Индивидуальная характеристика фаз этнополитогенеза и фазовых переходов.
Фаза подъема: 0 – 340–360 лет.
Фаза подъема начинается с инкубационного периода – стадии «от момента пассионарного толчка… до появления этноса и связанных с ним социально-политических институтов» (Словарь… 1993, с. 500) – государства, либо иного института (например, церкви). Согласно Гумилеву, продолжительность инкубационного периода составляет, как правило, около 150 лет (см.: Гумилев 1994, с. 94). Наше мнение близко к мнению Гумилева: продолжительность инкубационного периода составляет 100–155 лет. В этом возрасте этнос создает свое государственное образование, после чего начинается явная часть фазы подъема.
Фаза подъема, в особенности, ее явная часть, характеризуются энергичной территориальной экспансией этноса. Как пишет Гумилев, «фаза подъема этногенеза всегда связана с экспансией, подобно тому, как расширяется нагретый газ» (Гумилев 1990, с. 371). Часто в конце фазы подъема новый этнос подчиняет соседние, менее пассионарные этносы и превращается в суперэтнос. При этом он остается структурообразующим этносом, т.е. этносом-гегемоном суперэтноса на всем протяжении жизни последнего.
Иногда большую часть фазы подъема молодой этнос находится в подчинении другого, более старшего по возрасту этноса, с которым он положительно комплиментарен. Положительная (отрицательная) коплиментарность – это ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющих деление на «своих» и «чужих» (Словарь… 1993, с. 501). Поэтому это подчинение не ведет к его гибели. Более того, этнос-гегемон защищает своего «подопечного» от нападений со стороны тех соседних этносов, которые некомплиментарны (отрицательно комплиментарны) с новым этносом и могут его уничтожить.
В возрасте 185 – 200 лет доля пассионариев выходит за верхнюю грань оптимального для фазы подъема спектра значений (причина этого была объяснена в предыдущей статье). Возникший раскол этнического поля приводит к началу смут. Гумилев также считал, что в фазе подъема «возникает несколько направлений развития, борющихся друг с другом ожесточеннее, нежели со свои естественным противником – уходящей традицией умирающего суперэтноса» (Гумилев 1990, с. 373). Фактически Гумилев придерживался мнения о наличии в фазе подъема раскола этнического поля.
В результате гибели части пассионариев в ходе вооруженных конфликтов их доля оптимизируется (перестает выходить за пределы спектра оптимальных для фазы подъема значений). В возрасте этноса около 230 лет раскол этнического поля прекращается, и внутриполитическая ситуация стабилизируется.
Фазовый переход подъем-акматика: 340–360 – 450–470 лет.
Для фазового перехода подъем-акматика характерна следующая особенность. В его начале за верхнюю грань спектра оптимальных значений фазы подъема выходит не только доля субпассионариев, но часто и доля пассионариев (причина этого была объяснена в предыдущей статье).
В период фазового перехода подъем-акматика ослабление центральной власти и смуты нередко приводят к распаду государства. Смуты этого фазового перехода достигают своего апогея в возрасте этноса, как правило, около 400 лет. В это время генерируется серия пассионарных волн. К середине последней пассионарной волны доли пассионариев и субпассионариев входят в спектр оптимальных для акматической фазы значений, наступает эта фаза.
Во время фазовых переходов и других неустойчивых состояний излишек пассионариев и субпассионариев гибнет не только в ходе гражданских войн, но и уничтожается посредством проведения карательными органами государства массового террора. В период фазового перехода подъем-акматика массовые репрессии как способ оптимизации были характерны для многих этносов.
Фаза акматики: 450–470 – 630–655 лет; пассионарный перегрев – 540–585 лет.
Согласно Л.Н. Гумилеву, в акматической фазе пассионарное напряжение достигает наивысшего уровня (см.: Словарь… 1993, с. 528). При справедливости этого мнения, оптимальная доля пассионариев (среднее арифметическое от долей пассионариев, соответствующих верхней и нижней граням спектра оптимальных значений) достигает своего максимального значения в этой фазе. Это можно объяснить усилением антропологической неоднородности суперэтноса из-за завоевания в конце фазового перехода подъем-акматика и в начальный период фазы акматики новых территорий, население которых в расово-антропологическом плане, как правило, отличается от населения метрополии.
Для акматической фазы характерен избыток пассионарности, часто приводящий «этнос в состояние, именуемое пассионарным перегревом. При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на внутренние конфликты» (там же). Можно предложить следующее объяснение причины пассионарного перегрева. Усиление антропологической неоднородности суперэтноса приводит к тому, что около середины акматической фазы, в возрасте структурообразующего этноса около 560 лет, доли пассионариев и, вероятно, субпассионариев выходят за верхнюю грань спектра оптимальных значений. Начавшиеся смуты часто приобретают характер ожесточенных гражданских войн, в ходе которых доли пассионариев и субпассионариев оптимизируются. Структурообразующий этнос стабилизируется, усиливается и к возрасту 570–600 лет достигает пика могущества первой половины своей жизни. Обычно это проявляется в том, что его государство возобновляет проведение активной завоевательной политики.
Иногда структурообразующий этнос превращается в суперэтнос, подчиняя соседние, менее пассионарные этносы, только в начале акматической фазы. В этом случае антропологическая неоднородность суперэтноса к середине акматической фазы может не намного превысить критический уровень. Это ведет к слабой выраженности смут пассионарного перегрева.
Фазовый переход акматика-надлом: 630–655 – 680–725 лет; фаза надлома: 680–725 – 755–810 лет.
В фазе надлома, в отличие от акматической фазы, активность завоевательной политики снижается, антропологическая неоднородность суперэтноса в целом уменьшается. По этой причине оптимальное значение доли пассионариев для фазы надлома существенно ниже в сравнении с фазой акматики. В конце фазового перехода акматика-надлом доля пассионариев может значительно превышать оптимальную для фазы надлома величину, что вызывает масштабный раскол этнического поля и смуты, часто перерастающие в гражданскую войну, в ходе которой доли пассионариев и субпассионариев оптимизируются до оптимальных значений фазы надлома, наступает эта фаза. Однако до наступления фазы надлома ослабленное гражданской войной государство легко может стать жертвой внешнего завоевания.
Также государство может быть завоевано через поколение после гражданской войны конца фазового перехода акматика-надлом. Во время гражданской войны рождается поколение, доля пассионариев в котором существенно превышает оптимальную для фазы надлома величину. Вступление в социальную жизнь этих пассионариев может привести к расколу этнического поля, смутам, ослаблению государства и к его завоеванию внешними врагами.
Завоеванию может способствовать еще одна причина. Согласно Гумилеву, для фазы надлома (а также, добавим, для примыкающих к фазе надлома фазовых переходов акматика-надлом и надлом-инерция) характерен рост числа и значения субпассионариев, формирующих кадры исполнителей во время гражданской войны (см.: Гумилев 1990, с. 415; Словарь… 1993, с. 528). Это означает, что оптимальная доля субпассионариев достигает своей максимальной величины именно в фазе надлома. Высокая доля субпассионариев приводит к сравнительно низкой боеспособности армии в этой фазе, что может способствовать военному разгрому государства. Также высокая доля субпассионариев способствует особой ожесточенности и кровопролитности гражданских войн периодов конца фазового перехода акматика-надлом и фазового перехода надлом-инерция.
Причиной высокой оптимальной доли субпассионариев в фазе надлома является, по-видимому, рост числа браков между метисами в этой фазе. Последнее можно объяснить тем, что своего максимального территориального расширения государство достигает обычно раньше, в периоды фазы акматики и первой половины фазового перехода акматика-надлом. Поэтому возможность усиления антропологической неоднородности суперэтноса за счет присоединения новых территорий утрачивается.
Также в начале фазы надлома может реализоваться сценарий, при котором правящая элита не допускает в этот период смут, оптимизируя долю пассионариев и субпассионариев путем широкомасштабного массового террора. В этом случае суперэтнос стабилизируется и ведет успешные войны и часто не только возвращает утерянные во время второй половины фазового перехода акматика-надлом территории, но и завоевывает новые.
Раскол этнического поля в начале фазы надлома может сгенерировать серию пассионарных волн на протяжении большей части этой фазы. Эти волны отличаются от пассионарных волн периодов фазовых переходов тем, что в первой половине каждой из этих волн (за исключением, быть может, первой) доли пассионариев и субпассионариев только приближаются, соответственно, к нижней и верхней границам спектра оптимальных значений, но не выходят за пределы этого спектра. Поэтому первая половина пассионарных волн фазы надлома характеризуется не смутами, а широкомасштабными репрессиями, острой борьбой за власть в правящей верхушке и ухудшением положения в экономике.
По-видимому, именно в фазе надлома (и в следующем за ней фазовом переходе надлом-инерция) массовый террор получает наибольший размах. Механизм функционирования массового террора в упрощенном виде следующий. Государство объявляет какую-либо идеологическую доктрину, как правило, резко отличающуюся от господствовавшей ранее, своей официальной идеологией и требует, чтобы ее исповедовало все население, проживающее на его территории. Все несогласные с официальной доктриной становятся врагами государства и преследуются и уничтожаются его карательными органами. Разумеется, несогласные всегда находятся среди части пассионариев и идущих за ними гармоничников и субпассионариев. Перманентно происходящее уничтожение пассионариев, чей вектор пассионарности направлен противоположно «официально необходимому», устраняет раскол этнического поля и повышает пассионарное напряжение суперэтноса. Выражаясь образно, массовый террор можно уподобить постоянно дующему сильному ветру, который вектора пассионарности основной массы членов суперэтноса направляет в одну сторону. А тех, у кого вектора пассионарности в нужную сторону не направляются, он «сдувает».
Сказанное не означает, что всегда уничтожаются только пассионарии, настроенные враждебно к официальной доктрине. Вступление в социальную жизнь молодых пассионариев, родившихся в период гражданской войны конца фазового перехода акматика-надлом, часто приводит к тому, что доля пассионариев выходит за пределы верхней грани спектра оптимальных для фазы надлома значений. И в целях ее возвращения в спектр оптимальных значений возникает необходимость уничтожения части лояльных к доктрине пассионариев, находящихся в зрелом возрасте. Именно по этой причине любая революция «пожирает своих детей».
Во время любой репрессивной кампании уничтожаются в основном пассионарии, видимо, старших поколений. Как правило, репрессии против находящихся у власти пассионариев старших поколений поддерживают пассионарии более младших поколений, которые заменяют на ответственных постах репрессированных.
Как показывает анализ всемирной истории, для многих суперэтносов в период фазы надлома и фазового перехода надлом-инерция был характерен массовый террор государства против собственного населения.
Фазовый переход надлом-инерция: 755-810 – 840-875 лет.
Фазовый переход надлом-инерция является одним из наиболее тяжелых периодов в жизни суперэтноса (Гумилев, Ермолаев 1993, с. 184). На протяжении всего фазового перехода доля субпассионариев существенно превышает оптимальную для инерционной фазы величину. В конце фазового перехода это может вызвать масштабный раскол этнического поля и гражданскую войну, в ходе которой доля субпассионариев оптимизируется до оптимальных значений фазы инерции, наступает эта фаза. Однако до наступления инерционной фазы ослабленное гражданской войной государство может стать жертвой внешнего завоевания.
Если структурообразующий этнос относится к третьему этносу гиперэтноса, иногда он бывает не в состоянии восстановить свою политическую независимость, и дальнейший ход его этнополитогенеза нарушается. Гумилев называет этот процесс смещением (см.: Гумилев 1990, с. 404, 417). Иногда смещение может произойти во время фазового перехода акматика-надлом или даже подъем-акматика. В результате смещения третий этнос либо полностью ассимилируется и прекращает свое существование, либо продолжает существовать в виде реликта.
Отличительной особенностью фазового перехода надлом-инерция является большее ослабление структурообразующего этноса в сравнении с другими этносами суперэтноса. Это стимулирует сепаратистские движения подчиненных ранее этносов, пытающихся освободиться из-под власти структурообразующего этноса и образовать собственное независимое государство. Поэтому гражданские войны этого фазового перехода часто имеют форму этнополитических конфликтов между центральной властью и самопровозглашенным государством, образованным этносом, занимающим окраины суперэтнического ареала. В какой-то момент времени структурообразующий этнос восстанавливает свою мощь (обычно это происходит во второй половине одной из пассионарных волн) и самопровозглашенное государство в результате военного разгрома прекращает свое существование.
Инерционная фаза: 840–875 – 1302–1337 лет.
Согласно Л.Н. Гумилеву, «инерционная фаза характеризуется укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, активным преобразованием вмещающего ландшафта» (Словарь… 1993, с. 529). Для инерционной фазы характерно «территориальное расширение, создание грандиозных империй, обширных колоний… при общем материальном изобилии» (Гумилев 1994, с. 314, 339).
Как показывает анализ этнополитогенеза реально существовавших суперэтносов, в инерционной фазе государство структурообразующего этноса достигает наибольшего внешнеполитического могущества и в результате успешных завоеваний часто превращается в империю. Из покоренных стран выкачиваются огромные материальные и людские ресурсы, значительная часть которых реализуется в метрополии на рынке. Поэтому для инерционной фазы характерно высокое, по сравнению с соседями, благосостояние основной массы населения и широкое развитие товарно-денежных отношений. Этому способствует сильная центральная власть, обеспечивающая внутренний порядок и стабильность. Благодаря этому появляются хорошие возможности для накопления богатства и поступательного развития экономики. Богатство общества позволяет расходовать значительные суммы на развитие культуры, искусства и науки, которые расцветают именно в инерционной фазе.
Согласно Л.Н. Гумилеву, «переход к инерционной фазе обычно выглядит как успокоение и начало созидательной деятельности после катаклизмов фазы надлома (точнее, катаклизмов фазового перехода надлом-инерция. – Р.С.). Господствующим в инерционной фазе становится характерный тип «золотой посредственности» – законопослушный, работоспособный человек. Это означает доминирование в этносе людей гармоничных и с низкими степенями пассионарности» (Словарь… 1993, с. 530).
Гумилев разделяет пассионариев на несколько типов, которые представлены на графике изменения пассионарного напряжения этнической системы (см. рис. 4 в: Гумилев 1990, с. 339). Люди с низкими степенями пассионарности – это, очевидно, низкопассионарные пассионарии, для которых характерен «поиск удачи с риском для жизни». Доминирование гармоничников и низкопассионарных пассионариев становится возможным из-за уменьшения (в сравнении с фазой надлома) доли высокопассионарных пассионариев, для которых характерна «жертвенность» и «стремление к идеалу победы и успеха», и субпассионариев. Происходит это потому, что оптимальный уровень пассионарного напряжения на протяжении инерционной фазы поддерживается за счет «инбредного» гетерозиса в изолятах (см. об этом подробнее предыдущую статью).
Особенность «инбредного» гетерозиса заключается в том, что, согласно Дж. Харрисону с соавторами, жизнеспособность (это понятие служит, по нашему мнению, биологической основой понятия «пассионарность») гибридов второго поколения между инбредными линиями оказывается ниже, чем гибридов первого поколения, но все же выше, чем у их инбредных родителей (см.: Биология человека 1979, с. 204). Последние являются гармоничниками в основном нулевого уровня пассионарности, так как изоляты находятся в гомеостазе. Следовательно, часть гибридов второго поколения относится не к субпассионариям, как это имеет место при гибридизации метисов, а к гармоничникам или даже к низкопассионарным пассионариям. Также можно предположить, что пассионарии первого поколения между инбредными линиями менее пассионарны в сравнении с пассионариями первого поколения при скрещивании индивидов с различающимися антропологическими типами. Действие этих факторов, видимо, и приводит к сравнительно низким долям субпассионариев и высокопассионарных пассионариев в инерционной фазе.
Внутри инерционной фазы выделяются три кризисных периода, разделенных четырьмя стабильными периодами. Возрастные рамки кризисных периодов следующие: первого кризиса – 880–920 – 935–970 лет, второго – 1025–1070 – 1100–1150 лет и третьего – 1175–1215 – 1260–1285 лет. Генезис кризисов инерционной фазы бы подробно проанализирован в предыдущей статье. Их особенность заключается в том, что с каждым следующим кризисом усиливается процесс «варваризации» госаппарата и армии (инкорпорирования пассионарных иноплеменников в госаппарат и армию) и суперэтноса в целом, что вызывается необходимостью поддержания пассионарного напряжения суперэтноса и его правящей элиты в спектре оптимальных значений инерционной фазы. Происходит это потому, что с каждым следующим периодом инерционной фазы в структурообразующем этносе, из представителей которого в основном формировалась правящая элита, повышаются доли субпассионариев и низкопассионарных гармоничников, т.е. тех гармоничников, пассионарный импульс которых близок или равен нулю. Это и вызывает необходимость поддержания пассионарного напряжения правящей элиты в спектре оптимальных значений путем ее варваризации.
В четвертый заключительный период инерционной фазы (период от окончания третьего кризиса до начала фазового перехода инерция-обскурация), это приводит к тому, что большая часть правящей элиты и значительная часть членов суперэтноса представляют собой потомков от смешанных браков второго поколения, субпассионариев по своему энергетическому типу. В возрасте около 1320 лет доля субпассионариев выходит за верхнюю границу спектра оптимальных значений, а доля пассионариев снижается ниже оптимума инерционной фазы. Начинается фазовый переход инерция-обскурация.
Иногда большая степень «варваризации» бывает характерна для третьего периода инерционной фазы, и описанные выше процессы происходят на протяжении этого периода. В этом случае третий кризис инерционной фазы переходит в фазовый переход инерция-обскурация, суперэтнос теряет свою резистентность и гибнет под ударами своих соседей. Таким образом, иногда суперэтнос гибнет во время третьего кризиса инерционной фазы.
Фазовый переход инерция-обскурация: 1302–1334 – около 1500 лет.
По мнению Л.Н. Гумилева, «фаза обскурации… является серией резких изменений уровня пассионарности» (Гумилев 1990, с. 445). Следовательно, для фазы обскурации не существует спектра оптимальных значений для долей пассионариев и субпассионариев. Поэтому, согласно данному нами определению, фаза обскурации не является фазой в точном смысле этого понятия, и мы ее выделять не будем.
С наступлением фазового перехода инерция-обскурация процессы распада и гибели структурообразующего этноса становятся необратимыми. Этот фазовый переход начинается из-за выхода долей пассионариев и субпассионариев, соответственно, за нижнюю и верхнюю грань спектра оптимальных значений завершившейся инерционной фазы, что ведет к расколу этнического поля. В суперэтносе начинается долгий период смут, прерываемый непродолжительными периодами стабилизации (иногда доли пассионариев и субпассионариев на непродолжительное время входят в спектр оптимальных значений инерционной фазы). Продолжительные смуты подрывают экономику, доходы казны падают, центральная власть слабеет и становится объектом борьбы различных военно-политических группировок. Ослабление экономических связей между различными регионами усиливает их политический сепаратизм. Управляющие регионами чиновники превращаются фактически в самостоятельных правителей, мало зависящих от центральной власти. Совокупность этих факторов делает неизбежным политический распад государства. Агонизирующий этнос, почти полностью утративший свою резистентность (сопротивляемость по отношению к внешним ударам), в период фазового перехода инерция-обскурация часто становится жертвой более пассионарных соседей, которые на части его территории образуют свои «варварские» государства.
Некоторые из этих государств формируются «дочерними» этносами, возникшими на основе части изолятов «материнского» этноса в его возрасте 1230 лет. Согласно числовому алгоритму этнополитогенеза, этнос образует свое государство в возрасте 100–155 лет. Возраст «материнского» этноса в это время составляет 1330–1385 лет (1230 + 100–155 =1330–1385), что соответствует периоду его нахождения в фазовом переходе инерция-обскурация. Таким образом, начало явной части фазы подъема «дочерних» этносов приходится на начало фазового перехода инерция-обскурация «материнского» этноса. Поэтому ведущее активную завоевательную политику государство одного из «дочерних» этносов вскоре подчиняет разлагающееся государство «материнского» этноса.
Возникшие в возрасте «материнского» этноса 1230 лет новые субэтносы могут интенсивно смешиваться с иноплеменниками на протяжении двух или четырех вековых циклов, т.е. на протяжении 164 или 328 лет. В результате этого смешения, в возрасте «материнского» этноса 1394 года или 1558 лет (1230 + 164 =1394; 1230 + 328 =1558) образуется новая этническая общность. Также в этих возрастах новые субэтносы могут образоваться на основе части изолятов «материнского» этноса. Часть этих субэтносов вместе с возникшей в результате смешения новой общностью могут образовать «дочерний» этнос. В этом случае «дочерний» этнос образуется в возрасте «материнского» 1394 или 1558 лет.
Разумеется, числовой алгоритм этнополитогенеза полностью справедлив для некого идеального этноса, которого в реальности не существует (условия идеальности этноса см. в предыдущей статье). Однако, некоторые структурообразующие этносы (например, вторые древнеегипетские, римляне, англичане, византийцы и великороссы) близки к идеальному в том смысле, что их этнополитогенез развивался почти в точном соответствии с числовым алгоритмом. Для других же этносов характерны те или иные отклонения от него.
|