—уперЁтнос.рф  

статьи:

≈¬–ќѕ≈…— »… ћ»√–ј÷»ќЌЌџ…  –»«»— ¬ —¬≈“≈ “≈ќ–»» ѕј——»ќЌј–Ќќ—“» » ~1650-Ћ≈“Ќ≈… ÷» Ћ»„Ќќ—“» ћј—Ў“јЅЌџ’ ћ»√–ј÷»… ¬ ≈¬–ќѕ”

  »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»ё ‘≈Ќќћ≈Ќј —јћќѕќ∆≈–“¬ќ¬јЌ»я ¬  ќЌ“≈ —“≈ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» –ќ——»»

√»ѕќ“≈«ј ќ √≈“≈–ќ«»—Ќќћ √≈Ќ≈«»—≈ ѕј——»ќЌј–Ќќ—“»  ј  Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ… ∆»«Ќ≈—ѕќ—ќЅЌќ—“»

¬Ћ»яЌ»≈ ѕќѕ”Ћя÷»ќЌЌќ√ќ ‘ј “ќ–ј Ќј √≈Ќ≈«»— ѕќЋ»“»„≈— »’  ќЌ‘Ћ» “ќ¬

„»—Ћќ¬ќ… јЋ√ќ–»“ћ Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј

√≈Ќ≈«»—  –»«»—ќ¬ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » —ћ”“Ќџ’ ѕ≈–»ќƒќ¬ ¬ ‘ј«≈ ѕќƒЏ≈ћј

√»ѕ≈–Ё“Ќќ— » ƒј“џ ¬ќ«Ќ» Ќќ¬≈Ќ»я Ё“Ќќ—ќ¬

’ј–ј “≈–»—“» ј ‘ј« Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј » ‘ј«ќ¬џ’ ѕ≈–≈’ќƒќ¬

ћј—Ў“јЅЌџ≈ ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— »≈  ќЌ‘Ћ» “џ: Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ   јЌјЋ»«” » ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё

ћониторинг состо€ни€ общественного пор€дка и безопасности в городе Ќабережные „елны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населени€

 ќ√ƒј ¬ –ќ——»» ”—“јЌќ¬»“—я ѕќЋЌќ÷≈ЌЌќ≈ √–ј∆ƒјЌ— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ?

—ѕ≈÷»јЋ№Ќјя ¬ќ≈ЌЌјя ќѕ≈–ј÷»я Ќј ” –ј»Ќ≈ ¬  ќЌ“≈ —“≈ ѕ≈–≈’ќƒј ¬≈Ћ» ќ–ќ——ќ¬ ¬ »Ќ≈–÷»ќЌЌ”ё ‘ј«” Ё“Ќќ√≈Ќ≈«ј

ќѕ–ќ—Ќ»  ЂЎ јЋј ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ЅЋј√ќѕќЋ”„»яї  . –»‘‘  ј  ¬ќ«ћќ∆Ќџ… »Ќ—“–”ћ≈Ќ“ ƒЋя ƒ»ј√Ќќ—“» » ѕј——»ќЌј–»≈¬

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–ј¬»ƒ— »’ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬ »Ќƒ»»

Ёмпирическа€ проверка числового алгоритма:

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈≈√»ѕ≈“— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ћ≈—ќѕќ“јћ— »’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« –»ћ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬»«јЌ“»…— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈–”—— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬≈Ћ» ќ–ќ——ќ¬ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я –ќ——»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ” –ј»Ќ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« «јѕјƒЌџ’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬ ¬ ѕ≈–»ќƒ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я «јѕјƒј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« јЌ√Ћ»„јЌ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я јЌ√Ћ»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«  »“ј…— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я  »“јя

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« яѕќЌ— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я яѕќЌ»»

Ётнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

ƒинамика политий и динамика качества населени€

ќƒ»Ќќ » Ћ» ћџ Ќј «≈ћЋ≈?

ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»≈ Ё —“–≈ћ»—“— ќ… ѕ–≈—“”ѕЌќ—“» Ќј ќ—Ќќ¬≈ Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќƒ’ќƒј

 ќЌ‘Ћ» “Ќјя ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— јя ƒ»Ќјћ» ј ¬ —Ўј: –≈“–ќ—ѕ≈ “»¬Ќџ… јЌјЋ»« » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я Ќј ќ—Ќќ¬≈ Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќƒ’ќƒј


ќѕ–ќ—Ќ»  ЂЎ јЋј ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ЅЋј√ќѕќЋ”„»яї  . –»‘‘  ј  ¬ќ«ћќ∆Ќџ… »Ќ—“–”ћ≈Ќ“ ƒЋя ƒ»ј√Ќќ—“» » ѕј——»ќЌј–»≈¬

јннотаци€. –ассмотрена возможность применени€ опросника ЂЎкала психологического благополучи€ї  . –ифф дл€ диагностики пассионариев и других энергетических типов. ”становлено соответствие компонентов психологического благополучи€ характеристике пассионари€. –ассмотрена роль педагога в воспитании пассионариев. —формулирован вывод о возможности применени€ опросника дл€ диагностики энергетических типов при условии соблюдени€ принципов гуманизма.
 лючевые слова: психологическое благополучие, шкала  . –ифф, диагностика пассионариев.

QUESTIONNAIRE K. RYFFТS SCALE OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
AS A POSSIBLE TOOL FOR DIAGNOSTICS OF PASSIONARIES

Abstract. The possibility of using the questionnaire K. RyffТs УScale of Psychological Well-BeingФ for diagnosing passionaries and other energy types is considered. The correspondence of the components of psychological well-being to the characteristics of a passionary has been established. The teacherТs role in the education of passionaries is considered. A conclusion has been formulated about the possibility of using the questionnaire for diagnosing energy types, subject to the principles of humanism.
Key words: psychological well-being, K. RieffТs scale, diagnosis of passionaries.†

ѕон€тие Ђпсихологическое благополучиеї прочно вошло в психологическую науку и практику. —уществуют различные подходы к его изучению. ѕо мнению основоположницы эвдемонического подхода  . –ифф, благополучие зависит от наличи€ у субъекта устойчивых психологических характеристик, позвол€ющих ему функционировать более успешно, чем при их отсутствии. ќна выделила шесть таких характеристик: автономи€ (независимость, способность при необходимости действовать вопреки усто€вшимс€ традици€м наперекор мнению окружающих); целенаправленность жизни (наличие высокой, социально значимой цели, устремленность повседневной жизни к ее достижению); управление средой (способность эффективно использовать внешние ресурсы дл€ достижени€ поставленных целей); личностный рост (эффективное использование имеющихс€ навыков и их развитие, стремление к полной реализации своего потенциала, открытость новому опыту и готовность его примен€ть); самоприн€тие (позитивное отношени€ к себе, прин€тие своих слабостей и недостатков); позитивные отношени€ с другими (способность устанавливать доверительные отношени€ и сотрудничать с другими, заботитьс€ об их благополучии). Ќа основе этих положений был создан опросник психологического благополучи€, широко используемый в современной психологии (см., напр.: [6]).
јнализ показывает, что почти все из перечисленных выше компонентов психологически благополучной личности соответствуют характеристике пассионари€. “ак, Ђпассионарность как характеристика поведени€ и психики Ц это активность, про€вл€юща€с€ в стремлении индивида к цели и в способности к сверхнапр€жени€м и жертвенности ради ее достижени€. ∆ертвенность понимаетс€ здесь как отказ от удовлетворени€ ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. ѕри высоких степен€х пассионарности эта цель представл€етс€ индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизньї [10, с. 509]. —ущностным признаком пассионари€ €вл€етс€, таким образом, высочайший показатель целенаправленности жизни.
—пособность к сверхнапр€жени€м Ц это Ђспособность индивида совершать требующую длительного эмоционального, волевого, интеллектуального и зачастую физического напр€жени€ целенаправленную работу по изменению окружени€Е ѕассионарии ломают существующие традиции и создают новую этническую системуї [10, с. 510-511]. —пособность к сверхнапр€жени€м, когда человек, что называетс€, Ђвыкладываетс€ по полнойї, усиливает возможность эффективно использовать внешние ресурсы дл€ достижени€ цели, а также возможность полностью раскрыть свой потенциал. Ёто означает, что дл€ пассионари€ характерны высокий уровень управлени€ средой и стремление к личностному росту. —пособность ломать существующие традиции свидетельствует о высоком уровне автономии и восприимчивости к новым ве€ни€м (последн€€ также €вл€етс€ показателем личностного роста).
Ђѕассионарии могут вли€ть на настроение и поведение окружающих людей. »м удаетс€ сообщать этим люд€м повышенную активность и энтузиазм, которые от природы им не присущи. ќни начинают вести себ€ так, как если бы они были пассионарныї [10, с. 508]. Ёто €вление Ћ.Ќ. √умилев назвал пассионарной индукцией. ћеханизм вли€ни€ пассионари€ на окружающих людей св€зан, по нашему мнению, с эмоциональной энергией. ќна возникает в результате участи€ членов группы в интерактивных ритуалах, в ходе которых пассионарий-индуктор Ђзар€жаетї членов группы энтузиазмом и сплачивает группу. Ђѕодзар€дкаї энтузиазмом обеспечивает ее членам хорошее самочувствие, что побуждает их к регул€рному участию в интерактивных ритуалах [8, с. 63-64]. ÷ентральна€ роль пассионариев в этих ритуалах немыслима без их способности устанавливать близкие доверительные отношени€ с членами своей группы (со своей Ђпаствойї). Ёто означает, что им присущ высокий уровень показател€ Ђпозитивные отношени€ с другимиї с одним важным уточнением: эти Ђдругиеї €вл€ютс€ членами своей группы. ѕоэтому, на наш взгл€д, в данном случае лучше применить формулировку Ђпозитивные отношени€ со Ђсвоимиї. — Ђчужимиї отношени€ могут быть остро конфронтационными.
“аким образом, дл€ пассионариев характерны высокие значени€ п€ти характеристик психологически благополучной личности, а значит, высокий показатель благополучи€ в целом. ќт себ€ добавим, что пассионарий не зацикливаетс€ на имеющихс€ у него недостатках, которые, по его мнению (и оно обычно недалеко от истины), с лихвой перекрываютс€ его достоинствами. —ледовательно, дл€ пассионари€ характерно и высокое значение показател€ Ђсамоприн€тиеї. ¬ пользу этого вывода свидетельствует и высочайший показатель целенаправленности жизни пассионари€. ≈го можно объ€снить тем, что он, как правило, ощущает себ€ проводником воли неких высших сил, воспринимаемых верующим человеком как божественные. ѕридержива€сь материалистического научного дискурса, можно сказать, что это самоощущение возникает из-за того, что посредством действий пассионари€ и его окружени€ реализуютс€ законы развити€ суперэтнической системы, и про€вл€етс€ феномен ее самоорганизации (подробнее об этом см.: [9, с. 123]).
—равнительно высокий уровень психологического благополучи€ пассионарии способны сохран€ть даже в услови€х неблагопри€тной внешней среды (например, в местах лишени€ свободы), что свидетельствует об их высокой психологической устойчивости.   ним применим английский термин Ђresilienceї (жизнеспособность), который часто перевод€т также как Ђупругостьї. Ђ—ломатьї высокопассионарного пассионари€ (о подтипах пассионариев и др. энергетических типов см.: [9]) почти невозможно. ¬ этой св€зи можно к месту процитировать Ћ.Ќ. √умилева: Ђ”смирить или запугать сильно пассионарных индивидов очень трудно; подчас легче просто убитьї [3, с. 166].
ћногие исследователи разрабатывали методику диагностики пассионариев и других энергетических типов (гармоничичных людей и субпассионариев) (см., напр.: [1; 5]; см. также обзор существующих методик в [5]). ¬ажность этих исследований не подлежит сомнению, хот€ здесь имеютс€ и свои Ђподводные камниї (о них будет сказано ниже). ѕо нашему мнению, работоспособна€ диагностическа€ методика определени€ долей тех или иных энергетических типов и подтипов в составе, например, проектной группы, позволила бы эффективнее решать сто€щие перед ней задачи.
—огласно Ћ.Ќ. √умилеву, от динамики долей энергетических типов в составе структурообразующего этноса зависит его стабильность и устойчивость созданного им государства. ѕо его мнению, дл€ каждой фазы этногенеза характерно оптимальное соотношение энергетических типов [2, с. 286, 404]. ќно нарушаетс€ во врем€ фазовых переходов Ц кризисных периодов в жизни этноса. ƒл€ них характерен Ђраскол этнического пол€ Ц образование в рамках этнической системы двух или нескольких целостностей, резко различающихс€ между собой стереотипами поведени€ и ментальностьюї [10, с. 515]. Ќа базе двух основных противосто€щих друг другу целостностей формируютс€ военно-политические группировки, противоречи€ между которыми часто привод€т к вооруженным столкновени€м, перерастающим в гражданские войны.
—формулированное выше условие стабильности этноса, веро€тно, релевантно и в отношении составл€ющих этнос различных субэтнических и социальных групп. Ќапример, эффективность де€тельности проектной группы может резко снизитьс€, если дол€ в ней одноуровневых пассионариев значительно отличаетс€ от оптимальной дл€ того этноса, к которому относ€тс€ члены группы. ¬ случае, если† дол€ пассионариев в группе будет меньше оптимальной, возникнут проблемы с индуцированием ее членов, что негативно отразитс€ на сплоченности группы, ее ориентированности на достижение цели. ¬ случае превышени€ доли пассионариев может произойти ее раскол на несколько подгрупп во главе с пассионари€ми.  ажда€ из них будет отстаивать свой способ достижени€ цели и Ђт€нуть оде€лої (финансирование, подключение административного ресурса и т.п.) на себ€. Ќе случайно Ћ.Ќ. √умилев писал, Ђчто два-три пассионари€ могут повысить боеспособность целой ротыї [2, с. 276]. Ќаличие же 10-15 одноуровневых пассионариев в ее составе привело бы, наоборот, к снижению боеспособности в результате раскола и установлени€ конфронтационных отношений внутри подразделени€. ѕон€тно, что как отсутствие сплоченности группы, ее нацеленности на результат, так и возникша€ в результате раскола деструктивна€ конкуренци€ поставит под угрозу выполнение поставленных группе задач.
¬ свете изложенного формулируема€ цель Ђвоспитание пассионарного коллектива за счет рассеивани€ пассионарных личностей внутри группыї [4, c. 118] представл€етс€ недостижимой в случае, если их дол€ в результате включени€ в группу значительно превысит оптимальную дл€ данной фазы этногенеза. Ќа наш взгл€д, более адекватной €вл€етс€ следующа€ формулировка: дл€ успешного выполнени€ коллективом поставленных перед ним задач необходимо обеспечить оптимальные дл€ текущей фазы доли различных энергетических типов и подтипов в его составе. —огласно Ћ.Ќ. √умилеву, пассионарность есть величина векторна€ [2, с. 286]. »менно при условии оптимальности достигаетс€ однонаправленность или, по крайней мере, сонаправленность векторов пассионарности членов коллектива (иначе говор€, их сплоченность) и этим обеспечиваетс€ максимальное значение его пассионарности (раскол характеризуетс€ противоположной направленностью или, по крайней мере, разнонаправленностью векторов пассионарности членов группы; ее пассионарность при этом может оказатьс€ близкой или даже равной нулю). ≈сли знать оптимальные доли энергетических типов и подтипов дл€ каждой фазы (а их определение Ц это нетривиальна€ и сложна€, но решаема€ задача), то, использу€ опросник Ђшкала психологического благополучи€ї и, возможно, другие инструменты диагностики, можно определить энергетический тип и подтип кандидатов на участие, например, в проектной группе и на основе результатов тестировани€ подобрать ее оптимальный состав.
  слову сказать, уточнени€ требует и тезис о том, что Ђпассионарность личности можно развивать, создава€ дл€ этого специальные услови€ среды и воспитани€ї [4, c. 116]. „еловек с рождени€ относитс€ к одному из энергетических типов. ≈го энергетический потенциал мен€етс€ на прот€жении жизни по физиологическим причинам. ќн достигает своего максимального значени€ (остава€сь, однако в пределах величин, характерных дл€ данного энергетического типа), веро€тно, в юности и снижаетс€ с возрастом, что мен€ет тип и подтип человека. Ќапример, высокопассионарный пассионарий в старческом возрасте становитс€ гармоничником или даже субпассионарием. ѕассионарность молодого человека гармоничного типа может снизитьс€ с уровн€ около 1 условной энергетической единицы (это уровень высокопассионарного гармоничника) до близкого к нулю значени€ (уровн€ низкопассионарного гармоничника) с достижением преклонного возраста. ¬ результате индуцировани€ пассионарием высокопассионарный гармоничник на короткое врем€ может превратитьс€ в пассионари€, но подн€ть его энергетический потенциал до пассионарого уровн€ на продолжительное врем€ воспитательными мерами невозможно.
ќднако сказанное не означает, что пассионарность вообще не €вл€етс€ объектом педагогического воздействи€. «адача педагога †в воспитании пассионарных детей состоит в том, чтобы обеспечить сонаправленность их векторов пассионарности общественно необходимому, характерному дл€ основной массы членов социума. »наче говор€, педагог ответственен за то, чтобы пассионарные дети не стали антипассионари€ми.   ним относ€тс€ представители антиэлиты Ц руководители и активные члены экстремистских и революционных организаций, став€щих своей целью свержение существующей власти, а также руководители и активные члены оргпреступных группировок. »сследователи, изучающие психолого-педагогические аспекты пассионарности, формулируют идентичный вывод. “ак, ».—. «имина подчеркивает, что Ђпри воспитании пассионарной личности важно, чтобы ее активность была направлена на благо обществаї [4, c. 116].
“аким образом, изменить энергетический тип человека воспитательными мерами невозможно, можно его только корректировать. —казанное относитс€ и к субпассионари€м. Ћ.Ќ. √умилев определ€ет их как Ђкатегорию людей с отрицательной пассионарностьюї [2, с. 284]. —ледовательно, их векторы направлены противоположно результирующему вектору социума. Ћ.Ќ. √умилев дает, пр€мо скажем, убийственную характеристику субпассионари€м. Ђ—убпассионарность про€вл€етс€ в неспособности сдерживать инстинктивные вожделени€, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Ћюдей такого типа называют брод€гами, люмпен-пролетари€ми, чернью, отбросами общества, бос€ками, Ђбомжамиї и т.д. —осредоточение субпассионариев в городах приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспор€дков. ¬се это следстви€ основной черты субпассионариев Ц неспособности контролировать свои вожделени€, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающимї [10, с. 520]. Ђ¬ силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, соверша€ вместе с пассионари€ми завоевани€ и перевороты. ќни способны на нищенство или на разбой, жертвами которого становитс€ основна€ масса населени€Е ќни плохие солдаты и никакие рабочиеї [2, с. 285, 433].
Ќа основании этой характеристики у многих людей, в том числе, и у представителей властных структур, может сложитьс€ мнение, что субпассионарии €вл€ютс€ своего рода Ђэтническим балластомї. ј раз так, у них может по€витьс€ соблазн уменьшить долю субпассионариев в российском социуме с целью подн€ти€ его пассионарности. ќснованием дл€ отнесени€ человека к субпассионарному типу и прин€ти€ к нему репрессивных мер может послужить научно разработанна€ методика диагностики энергетических типов.
Ќет нужды говорить об антигуманности подобных мер, она очевидна. ¬с€ истори€ человечества свидетельствует о недопустимости репрессировани€ человека на основе принадлежности его к определенной группе, а не за совершенное им преступление. ћожно напомнить и о том, что набравша€ обороты репрессивна€ машина обладает огромной инерцией и начинает пожирать всех подр€д, в том числе, и тех, кто ее запустил.
јргументируем недопустимость репрессивных мер в отношении субпассионариев как Ђэтнического балластаї и на основе теории пассионарности. —уществует феномен Ђнеу€звимых детейї. ¬оспитыва€сь в крайне неблагопри€тных услови€х, они, тем не менее, добиваютс€ значительных успехов в жизни [11]. ƒл€ неу€звимого ребенка характерны, как правило, высока€ стрессоустойчивость, развитые коммуникативные навыки, высокие уровни интеллекта, самоконтрол€, самоуважени€. “ака€ характеристика позвол€ет отнести его к пассионари€м или к высокопассионарным гармоничникам. “огда как, по крайней мере, один из его родителей или даже оба €вл€ютс€ субпассионари€ми. “аким образом, у родителей-субпассионариев могут рождатьс€ пассионарные дети, не исключено, будущие пушкины, толстые, чайковские, королевы, гагарины.
— точки зрени€ сформулированной нами гипотезы о гетерозисном генезисе пассионарности [7] Ц это закономерно. —огласно этой гипотезе, в основе феномена пассионарности лежит €вление гетерозиса, и пассионарии рождаютс€ в смешанных в расово-антропологическом смысле браках. » если отец ребенка относитс€, например, к северо-европеоидному типу, а мать Ц к южно-европеоидному (или наоборот), то у такой пары с некоторой веро€тностью может родитьс€ пассионарий. Ёнергетический тип родителей при этом никакой роли не играет.
Ќадеемс€, что приведенна€ аргументаци€ убедит колеблющихс€ в недопустимости попыток использовани€ методики дл€ диагностики энергетических типов в антигуманистических цел€х, и она в случае ее разработки и широкого внедрени€ будет примен€тьс€ на благо всех членов общества.††††††† ††††††††††††

—писок литературы
1. ¬игоросность и инновации (человеческий фактор как основа модернизации) / ѕод ред. ћ. ѕ.  арпенко. ћ. : »зд-во —√”, 2011. 242 с.
2. √умилев Ћ. Ќ.Ётногенез и биосфера «емли. Ћ. : √идрометеоиздат, 1990. 528 с.
3. √умилев Ћ. Ќ.  онец и вновь начало. ћ. : “анаис ƒ»-ƒ» , 1994. 544 с.
4. «имина ». —. “ипологическа€ характеристика пассионарности в системе педагогических категорий // ќбразование и наука. 2006. є 4 (40). —. 115-123.
5. «имина ». —. ѕсихолого-педагогическа€ диагностика пассионарных качеств личности у детей // —ибирский психологический журнал. 2009. є 33. —. 108-113.
6. ќпросник ЂЎкала психологического благополучи€ї  . –ифф (адаптаци€ “. ƒ. Ўевеленковой, ѕ. ѕ. ‘есенко). URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1698129630&tld (дата обращени€: 23.10.2023).
7. —айфуллин –. √. √ипотеза о гетерозисном генезисе пассионарности как биосоциальной жизнеспособности // —овременное состо€ние и перспективы развити€ психологии труда и организационной психологии / ќтв. ред. ј. ј. √рачев и др. ћ. : »зд-во Ђ»нститут психологии –јЌї, 2021. —. 733Ц748.
8. —айфуллин –. √.   исследованию феномена самопожертвовани€ в контексте обеспечени€ безопасно≠сти –оссии // –азвитие территорий. 2022, є 1. —. 59Ц70. DOI: 10.32324/2412-8945-2022-1-59-70
9. —айфуллин –. √. —пециальна€ военна€ операци€ на ”краине в контексте перехода великороссов в инерционную фазу этногенеза // ќбщество. —реда. –азвитие. 2023, є 1. —. 115Ц124. DOI: 10.53115/19975996_2023_01_115Ц124
10. —ловарьпон€тий и терминов теории этногенеза Ћ. Ќ. √умилева / сост. ¬. ј. ћичурин, под ред. Ћ. Ќ. √умилева // Ћ. Ќ. √умилев. Ётносфера: истори€ людей и истори€ природы.† ћ. : Ёкопрос, 1993. —. 493Ц542.
11. ‘лэйк-’обсон  ., –обинсон Ѕ. ≈., —кин ѕ. ћир вход€щему: –азвитие ребенка и его отношений с окружающими / ѕер. с англ. ћ. : ÷ентр общечеловеческих ценностей, 1992. 511 с. ††††

 


ќѕ–ќ—Ќ»  ЂЎ јЋј ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ЅЋј√ќѕќЋ”„»яї  . –»‘‘  ј  ¬ќ«ћќ∆Ќџ… »Ќ—“–”ћ≈Ќ“ ƒЋя ƒ»ј√Ќќ—“» » ѕј——»ќЌј–»≈¬