СуперЭтнос.рф  

статьи:

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ~1650-ЛЕТНЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ МАСШТАБНЫХ МИГРАЦИЙ В ЕВРОПУ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ГИПОТЕЗА О ГЕТЕРОЗИСНОМ ГЕНЕЗИСЕ ПАССИОНАРНОСТИ КАК БИОСОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ЧИСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА

ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

МАСШТАБНЫЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

Мониторинг состояния общественного порядка и безопасности в городе Набережные Челны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населения

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРАВИДСКИХ ГИПЕРЭТНОСОВ ИНДИИ

Эмпирическая проверка числового алгоритма:

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГИПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ МЕСОПОТАМСКИХ СУПЕРЭТНОСОВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ РИМСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕРУССКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВЕЛИКОРОССОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЗАПАДНЫХ СУПЕРЭТНОСОВ В ПЕРИОД ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАПАДА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ АНГЛИЧАН И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ КИТАЙСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЯПОНСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Этнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

Динамика политий и динамика качества населения

ОДИНОКИ ЛИ МЫ НА ЗЕМЛЕ?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КОНФЛИКТНАЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В США: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА


ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

В статье формулируется гипотеза о существовании единого процесса этнополитогенеза. На основе биосоциального подхода дается анализ этнополитогенеза украинского суперэтноса. Показано, что он развивался в целом в соответствии с числовым алгоритмом этнополитогенеза. Дан прогноз развития Украины.
Ключевые слова: этнополитогенез, украинский суперэтнос, числовой алгоритм этнополитогенеза, прогноз развития Украины.  
Актуальность. Трактовка некоторых знаковых исторических событий часто излишне политизируется в угоду сиюминутным политическим интересам отдельных политиков. Это негативно сказывается на развитии добрососедских отношений между соседними странами, народы которых близки друг другу по своей культуре и ментальности. В связи с этим встает задача поиска такого исторического дискурса, который мог бы способствовать достижению консенсуса в оценке исторических событий, вызывающих сегодня наибольшие споры. Этот консенсус  может быть достигнут, по нашему мнению, на основе применения пока еще не получившего широкого признания биосоциального подхода, согласно которому на исторический процесс влияют две группы факторов – социальные и природные. Биосоциальный подход помогает вскрыть объективные причины многих исторических процессов и дать им объяснение, во многом свободное от субъективизма и эмоциональных оценок.
Степень научной разработанности темы.  Биосоциальный подход используют социобиология и выделившаяся в ее рамках биополитика. Основываясь на двойственной биосоциальной природе человека, они изучают биологические основы социального поведения живых существ и на этой основе широко используют биологические модели для объяснения поведения человека. Однако за рамками внимания этих дисциплин остается исследование влияния биологической составляющей некоторых человеческих общностей, прежде всего, этнических на социально-политические процессы.
Сегодня все больше исследователей склоняются к мнению, что этнические общности обладают двуединой биосоциальной природой. Биологическая часть природы этноса проявляется, например, в его популяционной структуре, расово-антропологическом составе составляющих этнос популяций и других характеристиках. Есть основания полагать, что динамика изменения популяционной структуры этносов, их расово-антропологическая структура (эту динамику и эту структуру мы назвали популяционным фактором) влияет на социально-политические процессы. Правомерно в этой связи поставить вопрос о конкретных механизмах этого влияния. Однако такая исследовательская задача в рамках социобиологии и биополитики пока даже не ставилась.
Рассматривал этнос как биосоциальную общность, на развитие которой влияют как социальные, так и природные (в том числе биологические) факторы, известный российский историк Л.Н. Гумилев, автор пассионарной теории этногенеза. В своих работах он исследовал влияние этногенетических факторов, одним из которых является популяционный фактор, на историко-политические процессы. И в поисках ответа на поставленный нами вопрос было бы логично обратиться к этой концепции.
Одной из самых плодотворных в концепции Л.Н. Гумилева является идея о существовании тесной связи между судьбой государства и его этнического ядра – структурообразующего этноса. Это позволяет рассматривать формирование и развитие государства и этногенез как два аспекта единого динамического процесса. Можно назвать этот единый процесс этнополитогенезом.
Одним из основных положений концепции Л.Н. Гумилева является утверждение, что все этносы проходят в своем развитии ряд возрастных фаз – подъем, акматику, надлом, инерцию и обскурацию. На графике изменения пассионарного напряжения этнической системы можно видеть, что каждая фаза имеет определенные возрастные рамки [6, 93]. Также он указывает век, когда происходили так называемые пассионарные толчки, приведшие к образованию структурообразующих этносов [5, 341 – 345]. Датировка времени возникновения структурообразующих этносов, определение возрастных рамок фаз этногенеза и даваемая Л.Н. Гумилевым характеристика каждой фазы делает возможным эмпирическую проверку концепции фактическим материалом всемирной истории. Однако он не осуществил эту проверку.
Числовой алгоритм этнополитогенеза. Мы попытались провести эмпирическую проверку концепции Л.Н. Гумилева, проанализировав этнополитогенез тех суперэтносов, по истории которых имеются более или менее полные фактические данные. Результаты этой проверки оказались отрицательными. Этнополитогенез большинства этих суперэтносов не укладывался в схему, вытекающую из концепции Гумилева. Это обусловило необходимость внесения в концепцию некоторых изменений. Важнейшее из этих изменений – это гипотеза о гетерозисном генезисе пассионарности. Согласно этой гипотезе, источником пассионарности служит биологическая энергия гетерозиса, имеющая своей основой расово-антропологическую неоднородность суперэтноса. Пассионариями же является некоторая часть детей, рожденных в смешанных в расово-антропологическом смысле браках.
На основе анализа этнополитогенеза нескольких суперэтносов были определены примерные возрастные рамки каждой фазы этногенеза и каждого фазового перехода (согласно Л.Н. Гумилеву, фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через так называемые фазовые переходы – кризисные периоды в жизни этноса, для которых характерны внутренние смуты). Иначе говоря, было выяснено, что все фазы и фазовые переходы начинаются и заканчиваются в определенном этническом возрасте структурообразующего этноса с некоторым допуском. Эта закономерность, получившая название «числовой алгоритм этнополитогенеза», носит универсальный характер. Это означает, что числовой алгоритм в целом справедлив в отношении всех этносов вне зависимости от эпохи, в которой они существовали, а также вне зависимости от типа их основной хозяйственной деятельности. Алгоритм определяет начало и окончание, т.е. возрастные рамки, фаз этногенеза и фазовых переходов, а также кризисных периодов внутри фаз подъема, акматики и инерции.
1. Фаза подъема: 0 – 340-360 лет. 
Состоит из двух периодов: инкубационного (0 – 100-155 лет) и явного (100-155 – 340-360 лет). Внутри явного периода выделяется смутный (185 – 230 лет).
2. Фазовый переход подъем-акматика: 340-360 – 450-470 лет.
3. Фаза акматики: 450-470 – 630-655 лет.
Внутри этой фазы выделяется смутный период пассионарного перегрева (540-560 – 570-585 лет).
4. Фазовый переход акматика-надлом: 630-655 – 680-725 лет.
5. Фаза надлома: 680-725 – 755-810 лет.
6. Фазовый переход надлом-инерция: 755-810 – 840-875 лет.
7. Фаза инерции: 840-875 – 1302-1334 года.
Внутри этой фазы выделяются три кризисных периода: первый (880-920 – 935-970 лет), второй (1025-1070 – 1100-1150) и третий (1175-1215 – 1260-1285), разделенных четырьмя стабильными периодами.
8. Фазовый переход инерция-обскурация: 1302-1334 – около 1500 лет.
Задача статьи. Числовой алгоритм этнополитогенеза является универсальной закономерностью. Следовательно, он должен быть справедлив и в отношении украинского суперэтноса. Настоящая работа имеет целью показать правомерность этого утверждения. Но сначала необходимо определить время возникновения украинского суперэтноса. 
К определению времени возникновения украинского суперэтноса. По мнению Л.Н. Гумилева, украинцы и белорусы не входили в число новых этносов, возникших на Восточноевропейской равнине в XIII в. Таковых он называет два – это великороссы и литовцы [5, 345].
Являющийся материнским по отношению к русским, украинцам и белорусам древнерусский (восточнославянский) этнос образовался на основе субэтносов, возникших на протяжении следующего векового солнечного цикла: 91 – 50 – 9 гг. до н.э. [10]. По нашей гипотезе, существуют так называемые «репродуктивные» возрасты этноса (902 года, 1066 и 1230 лет, 1394 года и 1558 лет), в которых в части его изолированных популяций рождается много пассионариев. В одном из репродуктивных возрастов (чаще всего, в возрасте 1230 лет) пассионариев рождается особенно много, и они образуют первые консорции (субэтносы) нового «дочернего» этноса. Так, материнскими по отношению к великороссам (русским) были в основном субэтносы, образовавшиеся в 9 г. до н.э., и русские возникли в 1221 г. в возрасте материнских субэтносов 1230 лет (1230 – 9 = 1221) [11].
Материнскими по отношению к украинцам были в основном субэтносы, образовавшиеся в 50 г. до н.э. Можно предположить, что украинцы образовались в репродуктивных возрастах древнерусского этноса 1394 года или 1558 лет, т.е. в 1344 (1394 – 50 = 1344) либо в 1508 (1558 – 50 = 1508) гг.
Начало явного периода фазы подъема. Смуты середины этой фазы. Согласно числовому алгоритму этнополитогенеза, новый этнос образует свое государство (или, по крайней мере, пытается это сделать) или другие социально-политические институты (как, например, византийцы, образовавшие христианскую церковь) в возрасте 100 – 155 лет [9]. Согласно Л.Н. Гумилеву, в этом возрасте заканчивается инкубационный период фазы подъема и наступает явный период этой фазы, что знаменует собой рождение нового этноса [6, 94]. Исходя из следующих далее рассуждений, правомерно предположить, что украинцы образовались на основе субэтносов, возникших на протяжении следующего векового цикла: 1467 – 1508 – 1559 гг. На территории Западной Украины преобладали субэтносы, возникшие в 1467 г., на территории Восточной – субэтносы, возникшие в 1508 г.
Западная Украина, вероятно, изначально входила в состав тех территорий, на которых формировались первые субэтносы древнерусского этноса. При справедливости этого мнения существующий в настоящее время западноукраинский этнос является вторым.
«Новорожденный» западноукраинский этнос предпринял попытку освободиться из-под власти другого этноса (поляков). Это выразилось в участии населения Подолии и Волыни в казацко-крестьянском восстании 1591 – 1593 гг. во главе с Косинским [1, 91]. Однако эта попытка успеха не имела. Оформление западноукраинским этносом своего социально-политического института можно связать с заключением Брестской церковной унии в 1596 г. Это произошло в его этническом возрасте 129 лет (1596 – 1467 = 129). Заключением унии западные украинцы противопоставили себя своим соседям – полякам (католикам) и восточным украинцам и русским (православным).
Одним из новых восточноукраинских субэтносов были казаки. По-видимому, они сформировались в результате смешения различных этнических групп, основными из которых были выходцы из бывших древнерусских княжеств (этнически относившиеся в основном к восточным славянам) и кыпчаки (половцы). Вероятно предположение, что само слово «казак» имеет тюркское происхождение. В пользу этой версии можно привести следующий исторический факт. В Казанском ханстве казаками называли мелких феодалов – выходцев, преимущественно, из южных областей, составлявших сержантский и младший офицерский состав в войске (десятников и сотников) [4]. Вероятно, первоначально слово «казак» было самоназванием кыпчаков, занимавшихся военным промыслом и поступавших на военную службу, в т.ч. и в Казанское ханство. Позднее кыпчаки были полностью ассимилированы славянами, но передали им свое самоназвание.
Первые упоминания о казаках датируются 1489 – 1490 гг. В начале XVI в. летописцы уже отмечают предводителей и устроителей казачества [2, 538]. По-видимому, значительное число пассионариев родилось около 1467 г. – в начале векового цикла и на территории Восточной Украины. В истории проявило себя (вероятно, организацией каких-то военных предприятий) уже первое поколение этих пассионариев (1489 – 1467 = 22 года). Через два поколения, около 1507 г. (1507 – 1467 = 40 лет), казачество стало оформляться организационно, что и зафиксировали летописцы. В 90-х гг. XVI в. казаки впервые проявили себя как политическая сила, выступившая против магнатов (восстания в 1591 – 1593 гг. во главе с Косинским и в 1594 – 1596 гг. во главе с Наливайко). В 1591 г. этнический возраст субэтносов, возникших в 1467 г., составил 124 года (1591 – 1467 = 124), что соответствует возрасту рождения нового этноса.
Однако существенно больше пассионариев родилось на территории Восточной Украины в середине векового цикла около 1508 г. «Новорожденный» восточноукраинский этнос заявил о себе, поднявшись в 1648 г. на борьбу за национальную независимость. Этнический возраст восточных украинцев составил в этом году 140 лет (1648 – 1508 = 140), что соответствует возрасту образования новым этносом своего государства. 
Едва ли возглавивший национально-освободительную борьбу Б. Хмельницкий изначально ставил своей целью воссоединение Украины с Россией. Вероятно, он видел себя правителем самостоятельного государства. Первая задача, которую необходимо было решить на пути к достижению этой цели – это освобождение Украины из-под власти Польши. Эта задача была вполне осуществимой.
Существующий в настоящее время второй польский этнос образовался на основе субэтносов, возникших, вероятнее всего, на протяжении следующего векового цикла: 975 – 1016 – 1057 гг. В конце 40-х гг. XVII в. полякам-2 было 632 года (1648 – 1016 = 632), и они вошли в фазовый переход акматика-надлом. По нашей гипотезе, любой фазовый переход начинается из-за того, что доля субпассионариев начинает превышать оптимальный для завершившейся фазы уровень. Это способствует поражениям в войнах и обострению внутриполитического положения, что было характерно и для Польши середины XVII в. Хмельницкий разгромил поляков в сражениях у Желтых Вод, под Корсунью, Пилявцами (1648) и Зборовом (1649). Смерть короля Владислава IV и наступившее затем бескоролевье обострили внутренние распри в лагере польских магнатов. Приближение украинской армии к польским землям сопровождалось крестьянско-плебейскими бунтами в самой Польше [2, 548 – 549].
Однако в битве под Берестечком (1651) Хмельницкий потерпел поражение. Освободительная война продолжилась в 1652 – 1653 гг. Однако решающего успеха она не принесла. К осени 1653 г. ресурсы Украины были истощены, воссоединение Украины с Россией вступило в решающую фазу [2, с. 552]. В январе 1654 г. на Переяславской Раде было провозглашено вхождение Украины в состав Русского государства. Таким образом, борьба украинцев за создание собственного государства не увенчалась успехом. Можно выделить следующие две причины, способствовавшие неудаче этой борьбы.
Невысокий уровень воинской дисциплины казаков и чинимые ими жестокие насилия свидетельствовали о наличии в их составе значительной доли субпассионариев. Разумеется, это существенно снижало боеспособность казачьих войск. В фазе подъема значительного числа субпассионариев в войсках быть не должно. Гипотеза о возникновении казаков в результате смешения восточнославянского и кыпчакского субстратов позволяет объяснить эту аномалию. Существенную долю среди казаков составляли, по-видимому, ославянившиеся кыпчаки. По нашему мнению, кыпчаки возникли в 1016 г. [12]. Следовательно, они так же, как и поляки, в 1648 г. вошли в фазовый переход акматика-надлом.
Более весомой была, по-видимому, вторая причина. Согласно числовому алгоритму этнополитогенеза, в середине фазы подъема, через два вековых цикла, т.е. через 164 года после возникновения этноса, в отдельных его популяциях увеличивается число родившихся пассионариев из-за продолжающегося интенсивного смешения различных этнических субстратов. Вступление этих пассионариев (или их второго поколения) в социальную жизнь ведет к превышению их доли над оптимумом фазы подъема и началу смут середины этой фазы.
Применительно к украинскому суперэтносу это означает, что много пассионариев родилось в 1631 и 1672 гг. (1467 + 164 = 1631; 1508 + 164 = 1672). По-видимому, уже через поколение после 1631 г., в 1651 г. доля пассионариев в украинском суперэтносе стала превышать оптимальный уровень фазы подъема, и он вошел в неустойчивое состояние. Это способствовало поражению в битве под Берестечком, и предопределило невозможность победы в войне с поляками собственными силами.
Эта же причина привела к фактическому расколу Украины и гражданской войне, последовавших после смерти Б. Хмельницкого в 1657 г. Ставший гетманом И. Выговский считал, что панская Польша лучше, чем царская Россия и в 1658 г. подписал Гадячский договор, по которому Украина должна была возвратиться под польскую корону. Когда гетман обнаружил, что ослабленная Польша не могла реализовать этот договор, он начал переговоры с Турцией о принятии Украины в ее подданство [2, 554]. Очевидно, позиция Выговского отражала интересы пассионариев в основном западноукраинского этноса, ощущавших себя частью европейской цивилизации и недовольных вхождением Украины в состав России.
Через поколение после 1672 г., в 1691 – 1692 гг., вспыхнуло восстание Петрика, в котором участвовали запорожские казаки. Более значительные масштабы раскол этнического поля приобрел через два поколения после 1672 г. (1708 – 1672 = 36 лет). Осенью 1707 г. на Дону вспыхнуло восстание под предводительством Булавина. Весной 1708 г. оно перекинулось на Слободскую Украину. Булавина поддержали запорожские казаки [7, 78 – 79]. В этом же году решил перейти на сторону шведского короля Карла XII украинский гетман Мазепа, до этого бывший верным союзником Петра I. Мазепу поддержала часть запорожского войска во главе с кошевым атаманом Гордиенко.
Согласно числовому алгоритму этнополитогенеза, смуты середины фазы подъема заканчиваются в возрасте около 230 лет. К концу XVII в. эти смуты должны были завершиться у украинских субэтносов, возникших в 1467 г., в 30-х гг. XVIII в. – у субэтносов, возникших в 1508 г. С началом фазы этнополитогенеза, являющейся устойчивым состоянием, этнос обычно активизирует борьбу за свою государственную самостоятельность, в особенности, если он находится в подчинении у некомплиментарного этноса. С началом второй половины фазы подъема усилилась национально-освободительная борьба на правобережной Украине. В 1702 г. вспыхнуло направленное против польской власти восстание Палия. В начале XVIII в. на Волыни и в Подолии появились первые гайдамацкие отряды. С гайдамацким движением были связаны восстания на правобережной Украине в 1734, 1750 и 1768 гг. С присоединением правобережной Украины к России в 1793 г. гайдамачество исчезло. По-видимому, большинство украинских пассионариев конца XVIII в. рассматривало русских как комплиментарный этнос и отказалось от борьбы за свою государственную самостоятельность.
Фазовый переход подъем-акматика. Начиная с фазового перехода подъем-акматика, этнополитогенез украинцев перестает четко соответствовать числовому алгоритму. Это можно объяснить тем, что для украинцев не выполняются все три условия идеальности этноса. Первое условие заключается в том, что более половины пассионариев, образующих первые субэтносы нового этноса, рождается в середине векового цикла. У украинцев число пассионариев, родившихся в начале и середине цикла, было, по-видимому, примерно равным. Не выполняется и второе условие идеальности: все этносы, образующие суперэтнос, относятся к одному поколению гиперэтноса (гиперэтнос – это последовательность из нескольких существующих последовательно друг за другом этносов, связанных преемственностью антропологического типа, языка, а иногда – и преемственностью культуры). Западные украинцы относятся к менее пассионарно напряженному в сравнении с первым второму этносу гиперэтноса, восточные – к первому.
Важным для четкого соответствия этнополитогенеза числовому алгоритму является выполнение третьего условия: все этносы и этнические группы, образующие суперэтнос, возникли одновременно. Западные украинцы возникли на 41 год раньше, чем восточные. Различается время возникновения этнических групп, входящих в состав украинского суперэтноса (поляки возникли в 1016 г., евреи – в 1098 г., русские – в 1221 г.). Существование в одном суперэтносе возникших в разное время этнических групп ведет к расплыванию общей картины этнополитогенеза. Часто получается так, что на период фазы структурообразующего этноса накладывается период фазового перехода других этнических групп, что может привести к смутам в период фазы. И, наоборот, на период фазового перехода структурообразующего этноса накладывается период фазы других этнических групп, что может привести к более «мягкому» протеканию смут в структурообразующем этносе.      
Согласно числовому алгоритму этнополитогенеза, фазовый переход подъем-акматика начинается в возрасте 340 – 360 лет. С началом фазового перехода доля субпассионариев начинает превышать оптимальный уровень, что ведет к ослаблению этноса и началу смут. Пик смут фазового перехода подъем-акматика приходится обычно на возраст около 400 лет. Западноукраинский этнос должен был войти в фазовый переход подъем-акматика около 1820 г. (1467 + 350 = 1817 г.), восточноукраинский – около 1860 г. (1508 + 350 = 1858 г.). Пик смут этого фазового перехода у западных украинцев должен был прийтись на 60-е гг. XIX в. (1467 + 400 = 1867 г.), у восточных – на начало XX в. (1508 + 400 = 1908 г.).  
Вероятно, первыми смутами фазового перехода подъем-акматика у западных украинцев можно считать развертывание партизанской войны на Волыни и в Подолии во время польского восстания 1830 – 1831 гг. Однако, по-видимому, большинство западных украинцев целей поляков не разделяли, и партизанское движение больших масштабов не получило. Также к смутам начала фазового перехода можно отнести массовое крестьянское восстание в Галиции в 1846 г., направленное против польских помещиков.
Более широкие масштабы на Украине должно было получить польское восстание 1863 г. Возраст украинских субэтносов, возникших в 1467 г., в этом году составил 396 лет (1863 – 1467 = 396), что соответствует возрасту апогея смут фазового перехода подъем-акматика. Возраст субэтносов, возникших в 1508 г., составил 355 лет (1863 – 1508 = 355), что соответствует началу фазового перехода подъем-акматика. Однако «в правобережной Украине попытки восстания были единичными и потерпели неудачу» [3, 403], в отличие от Белоруссии и Литвы, где восстание приобрело сравнительно широкие масштабы. Белорусы возникли, вероятнее всего, в 1467 г., и на 1863 г. у них пришелся пик смут фазового перехода подъем-акматика. Литовцы возникли в 1221 г. и в 1863 г. они находились в начале фазового перехода акматика-надлом (1863 – 1221 = 642 года).
Объяснить, почему польское восстание 1863 г. не приняло широких масштабов на Украине, затруднительно. Большинство этнических групп, входивших в состав украинского суперэтноса, также находились в периодах фазовых переходов (евреи – в начале фазового перехода надлом-инерция (1863 – 1098 = 765 лет), русские, как и литовцы – в начале фазового перехода акматика-надлом). Единственным исключением, быть может, были поляки, возможно, в начале 60-х гг. XIX в. вошедшие в инерционную фазу и поэтому усилившиеся (1861 – 1016 = 845 лет), что и привело к попытке восстановления государственной независимости. Однако неуспех восстания 1863 г. позволяет рассматривать его, скорее, как финальные смуты фазового перехода надлом-инерция.
На ум приходит следующее возможное объяснение небольших масштабов смут 1863 г. на Украине. Степень отрицательной комплиментарности украинцев и поляков была настолько высока, что большинству украинцев претила сама мысль об их возможном участии в польском восстании, направленном к тому же, против русских, с которыми, видимо, у большинства украинцев комплиментарность была положительной.
Первая российская революция 1905 – 1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 г., гражданская война и крестьянские восстания 1918 – 1921 гг. – это финальные смуты фазового перехода акматика-надлом у русских [11]. На начало ХХ в. пришелся апогей смут фазового перехода подъем-акматика у восточных украинцев, ярко выразившийся в действиях крестьянской армии Махно, выступавшей против любой власти. На этот период пришлись также финальные смуты этого фазового перехода у западных украинцев (любой фазовый переход заканчивается обычно масштабными смутами). Это способствовало усилению смут конца фазового перехода акматика-надлом у русских.
Попытки возродить украинскую государственность, предпринятые, в частности, Петлюрой, были обречены на провал, так как около 1920 г. оба украинских этноса продолжали находиться в фазовом переходе подъем-акматика, а русские в 1921 г. вошли в фазу надлома, усилились и возродили свою империю в форме СССР [11].
Согласно числовому алгоритму этнополитогенеза, акматическая фаза начинается в возрасте 450 – 470 лет. Западные украинцы вошли в эту фазу, вероятнее всего, в конце 20-х гг. ХХ в. (1467 + 460 = 1927 г.). По-видимому, большая часть западноукраинских пассионариев придерживалась националистических взглядов. Усиление вошедшего в фазу акматики западноукраинского этноса нашло свое отражение в активизации националистического движения, оформившегося в ОУН. ОУН ставила своей целью создание украинского национального государства. В рядах оуновцев не была единства, что закономерно для начала фазы акматики. Для начального периода этой и некоторых других фаз характерен раскол этнического поля как продолжение серии пассионарных волн (18-19-летних циклов эскалации социально-политических конфликтов [8]) закончившегося фазового перехода. 
Своими противниками украинские националисты видели те государства, в составе которых находились украинские земли, прежде всего – Польшу и СССР, а своим стратегическим партнером – гитлеровскую Германию, начавшую войну против обоих этих государств. Закономерно, что оуновцы выступили на стороне гитлеровской Германии. Разумеется, в планы гитлеровцев создание самостоятельного украинского государства не входило, и в случае победы Германии ОУН была бы, вероятнее всего, уничтожена.
Восточные украинцы в период Великой Отечественной войны продолжали находиться в фазовом переходе подъем-акматика. Раскол этнического поля способствовал тому, что часть восточных украинцев (по-видимому, небольшая) поначалу поддержала националистов и симпатизировала гитлеровской Германии.
Фаза акматики. Восточные украинцы вошли в фазу акматики, вероятнее всего, в 60-е гг. ХХ в. (1508 + 460 = 1968 г.). Началу этой фазы должны были предшествовать финальные смуты фазового перехода подъем-акматика. Волнения произошли в 1962 г. в Новочеркасске, находившимся недалеко от близлежащей Луганской области Украинской ССР. Однако на территории собственно Восточной Украины волнений в этот период не было. Можно назвать следующие возможные причины, повлиявшие на отсутствие смут. Во-первых, стабилизирующую роль сыграли соседи восточных украинцев – западные украинцы, русские и евреи, в этот период находившиеся, соответственно, в фазах акматики, надлома и инерции. Во-вторых, доли пассионариев и субпассионариев остались в этот период в пределах спектра оптимальных значений из-за огромной их убыли во время Великой Отечественной войны.
В послевоенные десятилетия увеличивается роль украинцев и выходцев с Украины в высшей партийно-советской номенклатуре (как известно, Л.И. Брежнев был родом из Днепропетровской области). Вероятно, этому способствовало, в том числе, и усиление украинцев, вошедших в фазу акматики.
Распад СССР произошел в 1991 г. в начале фазового перехода надлом-инерция русских [11]. Украинцы и белорусы в это время находились в акматической фазе и, воспользовавшись ослаблением «старшего брата», воссоздали свою государственность.  
В конце XX – начале XXI вв. восточные украинцы, в отличие от западных, находились в начале акматической фазы. Для этого периода бывает характерен раскол этнического поля, ведущий к временному ослаблению этноса. По-видимому, именно этот раскол способствовал отстранению от власти в конце 2004 г. политической элиты восточных украинцев и приходу к власти «оранжевых» политиков, выражавших интересы жителей в основном Западной, а также центральных и северных районов правобережной Украины.
Можно назвать еще одну возможную причину раскола этнического поля в этот период. Началу смут способствует превышение доли пассионариев над оптимальным уровнем текущей фазы. Этот биосоциальный фактор играет роль своего рода «запала», разжигающего пламя смуты. Следовательно, доля пассионариев в украинском суперэтносе в конце 2004 г. превысила оптимальный для фазы акматики уровень. Почему же возникло это превышение? Как известно, в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС. Любой социальный катаклизм активизирует миграционные процессы и связанные с ними процессы смешения, что и ведет к резкому повышению доли  пассионариев среди родившихся в период катаклизма детей [8]. Чернобыльская авария, безусловно, была таким катаклизмом. Следовательно, доля пассионариев среди родившихся в начале 1987 г. детей существенно превышала оптимальный для фазы акматики уровень. Начавшееся осенью 2004 г. вступление в социальную жизнь пассионарной молодежи 1987 г. рождения привело к превышению доли пассионариев над оптимальным уровнем в целом по украинскому суперэтносу и способствовало началу «оранжевой» революции.
Прогноз развития Украины. Определяющее влияние на развитие Украины в ближайшее десятилетие, как впрочем, и всего мира в целом, окажет вероятное вступление Запада около 2020 г. в период своей агонии – фазовый переход инерция-обскурация [13]. Этот фазовый переход начнется, по-видимому, с мощного экономического кризиса, подобного Великой депрессии 1929 – 1933 гг. Разумеется, кризис затронет все страны мира и превратится в мировой. На постсоветском пространстве он подтолкнет интеграционные процессы. Вероятно воссоздание в той или иной форме СССР. Основу единого государства составят восточнославянские республики и Казахстан.
На наш взгляд, в настоящее время одним из главных препятствий на пути образования единого российско-белорусского государства является стремление А. Лукашенко и белорусской элиты занять в едином государстве позиции, соизмеримые с позициями российской элиты. Однако, учитывая численность населения Белоруссии и объем ее экономики, такие претензии оцениваются российской стороной как явно завышенные. Другое дело – Украина. Это крупное по европейским меркам государство, и стремление украинской элиты играть одну из первостепенных ролей в едином государстве найдет, скорее всего, понимание. Этому будет способствовать то, что русские как минимум до начала 70-х гг. XXI в. будут находиться в фазовом переходе надлом-инерция (в 2071 г. их этнический возраст составит 2071 – 1221 = 850 лет – это ранний возраст начала инерционной фазы). Находящиеся в акматической фазе восточные украинцы станут, таким образом, стабилизирующим элементом в едином государстве.
В 2020 г. этнических возраст западных украинцев и белорусов составит 553 года (2020 – 1467 = 553) – это возраст начала смутного периода пассионарного перегрева. Поэтому часть западных украинцев и, возможно, белорусов, негативно воспринявших вхождение своих стран в единое государство, начнет борьбу, возможно, вооруженную, за восстановление самостоятельности своих стран. Однако вооруженные эксцессы, скорее всего, не приобретут больших масштабов. По-видимому, уже сегодня значительная часть западных украинцев, не говоря уже о белорусах, вполне терпимо относится к русским. Число таковых станет еще больше, если Запад войдет в период своей агонии.
Если человечество не погибнет к середине XXI в., то 60-е гг. этого века могут стать кризисными для единого государства. Русские в это время еще будут находиться в фазовом переходе надлом-инерция. Возраст же восточных украинцев составит более 550 лет (2060 – 1508 = 552), и они войдут в период пассионарного перегрева. Зато к этому времени, в возрасте 593 года (2060 – 1467 = 593) будут находиться во второй половине фазы акматики западные украинцы и белорусы, что может послужить стабилизирующим фактором, способным удержать единое государство от распада.
Вывод. До начала фазового перехода подъем-акматика этнополитогенез украинцев развивался в четком соответствии с числовым алгоритмом. С началом этого фазового перехода он перестает четко соответствовать числовому алгоритму. Это можно объяснить тем, что для украинцев не выполняются все три условия идеальности этноса.

Список использованной литературы
1. Всемирная история: В 24 т. Т. 11. Развитие государств Восточной Европы / А.Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск: Литература, 1997. – 592 с
2. Всемирная история: В 24 т. Т. 13. Европа в период английской революции / А.Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск: Литература, 1996. – 560 с.
3. Всемирная история: В 24 т. Т. 17. Национально-освободительные войны XIX века / А.Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск: Литература, 1997. – 560 с.
4. Гибадуллин Р.М., Шпека И.И. История Татарстана: Учебно-методический комплекс. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2006. – 109 с.
5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
6. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. – 544 с.
7. История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: Изд-во АСТ, 1996. – 544 с.
8. Сайфуллин Р.Г. Влияние популяционного фактора на генезис политических конфликтов в России // Политэкс. 2009. № 4. С. 262 – 273.
9. Сайфуллин Р.Г. Биосоциальный подход к исследованию империи: новое понимание исторической динамики // Власть. 2010. № 2. С. 76 – 79.
10. Сайфуллин Р.Г. Этнополитогенез древнерусского суперэтноса (в печати).
11. Сайфуллин Р.Г. Этнополитогенез российского суперэтноса (в печати).
12. Сайфуллин Р.Г. Эмпирическая проверка числового алгоритма этнополитогенеза имперских государств от зарождения до гибели. Режим доступа: http://rusgen02.h1.ru/Path-Theory/zapad-Et-2.htm .
13. Сайфуллин Р.Г. Динамика империй в инерционной фазе Запада и прогноз его развития (в печати).

Ukrainian Superethnos’s Ethnopolygenesis
In the article the hypothesis about the existence of common process of ethnopolygenesis is formulated. There is given analysis of Ukraine superethnos’s ethnopolygenesis on the basis of biosocial approach. It is shown that it developed broadly in line with numerical algorithm of ethnopolygenesis. There is given the forecast of Ukraine’s development.
Key words: ethnopolygenesis, Ukraine superethnos’s, numerical algorithm of ethnopolygenesis, the forecast of Ukraine’s development.


ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА