СуперЭтнос.рф  

статьи:

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ~1650-ЛЕТНЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ МАСШТАБНЫХ МИГРАЦИЙ В ЕВРОПУ

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ГИПОТЕЗА О ГЕТЕРОЗИСНОМ ГЕНЕЗИСЕ ПАССИОНАРНОСТИ КАК БИОСОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ЧИСЛОВОЙ АЛГОРИТМ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА

ГЕНЕЗИС КРИЗИСОВ ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И СМУТНЫХ ПЕРИОДОВ В ФАЗЕ ПОДЪЕМА

ГИПЕРЭТНОС И ДАТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗ ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗА И ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

МАСШТАБНЫЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

Мониторинг состояния общественного порядка и безопасности в городе Набережные Челны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населения

КОГДА В РОССИИ УСТАНОВИТСЯ ПОЛНОЦЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ВЕЛИКОРОССОВ В ИНЕРЦИОННУЮ ФАЗУ ЭТНОГЕНЕЗА

ОПРОСНИК «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» К. РИФФ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАССИОНАРИЕВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРАВИДСКИХ ГИПЕРЭТНОСОВ ИНДИИ

Эмпирическая проверка числового алгоритма:

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГИПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ МЕСОПОТАМСКИХ СУПЕРЭТНОСОВ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ РИМСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ДРЕВНЕРУССКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВЕЛИКОРОССОВ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ УКРАИНСКОГО СУПЕРЭТНОСА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЗАПАДНЫХ СУПЕРЭТНОСОВ В ПЕРИОД ИНЕРЦИОННОЙ ФАЗЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАПАДА

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ АНГЛИЧАН И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АНГЛИИ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ КИТАЙСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ

ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ЯПОНСКОГО ГИПЕРЭТНОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Этнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

Динамика политий и динамика качества населения

ОДИНОКИ ЛИ МЫ НА ЗЕМЛЕ?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КОНФЛИКТНАЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В США: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА


ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА

Покажем, что этнополитогенез византийского суперэтноса развивалась в целом в достаточно четком соответствии с числовым алгоритмом.
1. Фаза подъема: 9 г. до н.э. – начало IV века (возраст: 0 – около 315 лет).
Согласно Л.Н. Гумилеву и В.А. Мичурину, фаза подъема начинается с инкубационного периода – стадии «от момента пассионарного толчка… до появления этноса и связанных с ним социально-политических институтов» (Словарь понятий 1993: 500). Видимо, под появлением социально-политических институтов авторы подразумевают создание этносом своего государственного образования или иного социально-политического института. В случае византийского суперэтноса этим институтом являлась христианская церковь, начавшая оформляться в Римской империи во II веке (см.: Христианство 1994: 520). Согласно Гумилеву, продолжительность инкубационного периода составляет, как правило, около 150 лет (Гумилев 1994: 94). Наше мнение почти идентично: продолжительность инкубационного периода составляет 100-150 лет.
По мнению Гумилева, ядро византийского этноса составили члены христианских общин (см.: Гумилев 1990: 372). С этим утверждением можно согласиться с одним уточнением. Обычно новый этнос превращается в суперэтнос только в конце фазы подъема. Византийцы же изначально начали формироваться как суперэтнос, так как членами христианских общин были представители разных этносов, проживавших в Римской империи. Вероятно, в восточной половине империи среди христиан большинство составляли греки, так как они являлись наиболее многочисленным народом этой ее части. Поэтому точнее будет сказать, что ядро византийского этноса составили греки-христиане.
Начало распространения христианства Гумилев связывает с пассионарным толчком около 8 г. до н.э. (см.: Гумилев 1993: 195). Это практически совпадает с нашей датировкой: византийцы образовались на основе субэтносов, формировавшихся на протяжении следующего векового цикла: 50-9-32 гг. (первые две датировки – до н.э.); условно принимаем, что они возникли в 9 г. до н.э.
Согласно В.И. Кузищину, «... к концу I века христианские общины существовали во многих крупнейших городах восточной половины Римской империи – в Иерусалиме, Антиохии, Тарсе, Эфесе, Фессалониках, Коринфе, Александрии... С середины II века наблюдается сильный приток в христианские общины» (Кузищин 2000: 272). Вероятно предположение, что значительная часть пассионариев, родившихся около 9 г. до н.э. на территории Восточной половины Римской империи – греков по этническому происхождению, а также их потомков влилась в христианские общины.
Согласно авторам «Всемирной истории», «... в середине II века императору Антонию Пию (138-161 гг.) были направлены два произведения христианских публицистов – Аристида и преподавателя философии Юстина» (Всемирная история 1996а: 253). Этот факт можно трактовать как выход христианской церкви на арену широкой общественной жизни, т.е. как начало явной части фазы подъема византийского христианского этноса. Это произошло в возрасте нового этноса около 155 лет.
На протяжении всей фазы подъема и первой половины фазового перехода подъем-акматика византийский этнос находился в составе Римской империи – государства, созданного римлянами, возникшими в 870 г. до н.э. Поэтому смута середины фазы подъема византийцев, которая начинается в возрасте около 200 лет, протекала одновременно со смутами второго кризиса инерционной фазы римского суперэтноса. Этот кризис начался в 193 г., в возрасте римлян 1063 года (870 + 193 = 1063), ровно через два поколения (38 лет) после отпочкования новых субэтносов в 155 г., в возрасте римлян 1025 лет (1025 - 870 = 155, 193 - 155 = 38). Надо полагать, активное участие в гражданской войне 193-197 гг. приняли пассионарии новых субэтносов, отпочковавшиеся от материнского эллинского суперэтноса также в 155 г., в его возрасте 1558 лет (1558 - 1403 = 155).  
Конец фазы подъема характеризуется энергичной экспансией молодого этноса, который захватывает все новые территории и инкорпорирует проживающее на этих территориях население. Согласно авторам «Всемирной истории», в конце II – начале III веков христианские общины стали мощной общественной силой. В начале IV века христианскую религию исповедовало 1/10 часть населения, христианская церковь обладала 1/10 всех земель империи (см.: Всемирная история 1996а: 251, 437). Видимо, большая часть этого населения и этих земель находились в восточной половине империи, так как «... на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии» (Там же: 438-439). В 313 г. Константин и Лициний в городе Медиолане издали свой знаменитый Медиоланский (Миланский) эдикт, христианство стало государственной религией (см.: там же: 436-437). В 330 г. столицей империи становится город Константинополь. Все это свидетельствовало о том, что гегемония в римско-византийском суперэтносе перешла к византийцам, что было закономерно: с 307 г. римский суперэтнос вошел в третий кризис инерционной фазы, ослабел и потерял лидирующие позиции в империи.
2. Фазовый переход подъем-акматика: начало IV – около середины V веков (возраст: около 315 лет – около 460 лет).
О начале фазового перехода подъем-акматика и расколе этнического поля византийского суперэтноса свидетельствовало появление ереси арианства в начале IV века, причем арианские споры мало затронули западную церковь (см.: Христианство 1994: 33). На первом Вселенском соборе, прошедшем в Никее в 325 г., Арий был осужден. «Но это не положило конец арианству, а напротив, с новой силой разожгло борьбу внутри церкви... Епископы враждебных направлений обвиняли друг друга в растрате церковных средств, в разврате, государственной измене, добивались ссылки своих противников, их низложения и отлучения от церкви. Арианская партия, к которой под конец жизни стал склоняться сам император Константин и которую поддерживали его преемники, временно одержала победу в восточных провинциях» (Всемирная история 1996а: 440).
Таким образом, фазовый переход подъем-акматика начался у византийцев в возрасте около 315 лет, на 25-30 лет раньше положенного возраста. Объяснение этого может быть следующим. Началу фазового перехода способствовали смуты третьего кризиса инерционной фазы у римлян, начавшиеся в 307 г. Это означает, что имело место нарушение первого условия «идеальности» суперэтноса.
Также, по-видимому, число новых субэтносов, отпочковавшихся около 9 г. до н.э., не намного превышало число субэтносов, отпочковавшихся около 50 г. до н.э. Например, около 9 г. до н.э. отпочковалось 45 % всех новых субэтносов, около 50 г. до н.э. – 40 %, около 32 г. – 15 %. Это означает невыполнение третьего условия «идеальности» суперэтноса. Из-за смут конца II – III веков и репрессий против христиан в этот период некоторые субэтносы перестали существовать, либо значительно сократились в численности. Видимо, случайно таковых оказалось больше среди субэтносов, возникших в 9 г. до н.э., вследствие чего число этих субэтносов и их численность стали меньше числа субэтносов, возникших в 50 г. до н.э. В результате этого «точкой отсчета» стал 50 г. до н.э. Как можно видеть, для этого года числовой алгоритм выполняется четко. Если считать, что арианство как религиозное течение стало оформляться в конце первого десятилетия IV века (например, в 310 г.), то это означает, что фазовый переход подъем-акматика начался в возрасте 360 лет (50 + 310 = 360).
Воспользовавшись кризисным положением византийцев, римляне попытались вернуть себе господствующее положение в империи. Никейцы подвергались жестоким преследованиям при императоре Констанции (337-361 гг.), который был активным последователем Ария. В условиях ожесточенной борьбы, ослаблявшей церковную организацию, император Юлиан (360-363 гг.) сделал попытка возродить гибнущее язычество. Однако она не удалась. Преемник Юлиана Иовиан (363-364 гг.) отменил все постановления Юлиана по религиозным вопросам, полностью восстановив господствующее положение христианства. Император Валент (364-378 гг.), назначенный августом Востока, был ревностным арианином и преследовал никейцев. Города раздирались религиозными распрями между православными и арианами. Выборы епископов давали повод к кровавым столкновениям между сторонниками различных кандидатов на эту должность. Так, при выборах константинопольского епископа Македония было убито более 3 тыс. человек (см.: Всемирная история 1996а: 457-462).
Быстро нараставший раскол этнического поля вскоре привел к началу гражданской войны. В 365 г. против императора Валента поднял восстание племянник Юлиана Прокопий, провозгласивший продолжение политики Юлиана. Во Фракии его активно поддержали солдаты, рабы, колоны. В восстании приняли участие готские отряды. Прокопию удалось захватить Константинополь, движение перекинулось на Малую Азию. Он провозгласил себя императором и казнил знатных приверженцев Валента. С большим трудом, воспользовавшись предательством некоторых военачальников Прокопия, Валенту удалось разгромить основные силы восставших. Карательные экспедиции, пытки, казни обрушились на участников движения. Сам Прокопий был казнен в 366 г. (см.: там же: 463-464).
Ухудшению положения в восточной части империи способствовало воссстание вестготов в 378 г. Теснимым гуннами и аланами вестготам император Валент в 376 г. разрешил поселиться во Фракии. Однако притеснения римских чиновников, искусственно вызванные трудности с доставкой продовольствия вызвали восстание вестготов против римской власти. Восстание было поддержано беглыми рабами, рабочими с рудников и беднейшим населением. Император Валент лично возглавил армию, выступившую против вестготов. В кровопролитной битве у Андрианополя римская армия была наголову разбита, 40 тыс. римских солдат пали на поле боя, Валент погиб (тяжелейшие военные поражения являются типичными для начального периода фазового перехода подъем-акматика. – Р.С.). Гибель императора и его армии поставила восточную половину империи в очень тяжелое положение. Вестготы безнаказанно опустошали провинции Балканского полуострова. В 382 г. новому августу Востоку Феодосию удалось заключить с ними мирный договор. Вестготы были признаны федератами Империи (см.: там же: 464-465). Таким образом, тяжелейшая борьба с готами увенчалась успехом, и «Византийская империя, в отличие от Запада, не знала завоеваний страны варварами. Умелой политикой императоры сумели направить поток готских племен на Запад» (История Востока 1995: 18). Влияние готов в империи было окончательно подорвано в начале V века.  
Являясь правоверным католиком-никейцем, император Феодосий в своем эдикте о католической вере (380 г.) объявил об обязательности католического вероисповедания. Все религии и вероучения кроме никейского православия были запрещены. Арианство, бывшее религией готов и дунайских повстанцев, после принятия эдикта стало жестоко преследоваться. Особенно беспощадным было отношение к язычеству. По приказу Феодосия языческие храмы разрушались, статуи богов разбивали, языческие обряды запрещались под страхом жестоких наказаний. После смерти Феодосия в 395 г. Восточная и Западная империи окончательно разделились (см.: Всемирная история 1996а: 466-467). Это означало, что византийский суперэтнос обрел свою государственную независимость.
Итак, в правление императора Феодосия (379-395 гг.) появились признаки стабилизации византийского суперэтноса, что можно было бы трактовать как начало фазы акматики около 390 г. для точки отчета 50 г. до н.э. (440 - 50 = 390). Однако, учитывая, что смуты были характерны и для первой половины V века, это объяснение неприемлемо. С другой стороны известно, что раскол этнического поля и накал смут фазового перехода подъем-акматика начинают ослабевать в возрасте около 400 лет, и стабилизацию в конце IV века можно объяснить влиянием именно этой закономерности. Тогда приходится допустить, что в результате смут в конце IV века снова стали преобладать субэтносы, отпочковавшиеся около 9 г. до н.э., и точкой отчета вновь стал этот год.
Справедливость этого вывода подтверждается тем, что в первой половине V века периоды стабилизации чередовались с периодами смут. Характерный для периодов смут раскол этнического поля способствовал возникновению новых ересей. «В Малой Азии началось выступление рабов, колонов и наемных солдат (399-401 гг.). В 403 г. там же вспыхнуло восстание исавров, которое было подавлено с большим трудом. В V веке широко распространились религиозные ереси. Против официальной церкви выступили несториане и монофизиты... Религиозные распри выражали политические противоречия в среде господствующего класса; для народа еретические учения служили формой социального протеста» (Всемирная история 1996 б: 283).
Третий Эфесский Вселенский собор осудил несторианство (431 г.). На Эфесском соборе 449 г., который получил название разбойничьего, александрийская партия монофизитов признала монофизитство правоверным и осудила противников этого учения. Халкидонский четвертый Вселенский собор (451 г.) осудил решения Эфесского разбойничьего собора. Определение веры Халкидонского собора было признано одним из главнейших устоев вероучения православной церкви. Таким образом, масштабная церковная смута имела место в самом конце фазового перехода подъм-акматика.
3. Фаза акматики: 451 – 636 гг. (возраст: 460 – 645 лет); пассионарный перегрев: 532 – 610 гг. (возраст: 541 – 619 лет).
В первой половине своей жизни суперэтнос достигает пика своего могущества обычно во второй половине фазы акматики, по окончании смут пассионарного перегрева. Византийцы достигли вершины могущества  в первой половине фазы акматики. Восточно-Римская империя достигла апогея своего могущества в правление Юстиниана I (527-565). Император повысил доходы государства, укрепил социальный строй и систему управления империей (см.: Литаврин 2003: 138-139).
В правление Юстиниана I империя вела успешную территориальную экспансию. «Войны с сасанидским Ираном за владение Арменией, Лазикой, Южной Аравией составляли стержень восточной политики государства вплоть до заключения «вечного мира» в 532 г. По мирному договору империя добилась включения в сферу своего влияния Лазики, Армении, Крыма и Аравии, где утверждалось господство христианства. Одновременно с войной с Ираном император Юстиниан приступил к осуществлению своих крупномасштабных планов на Западе по восстановлению единой Римской империи» (История Востока 1995: 18). «Осуществление завоевательной программы Юстиниан начал с разгрома Вандальского королевства в Северной Африке в 533-534 гг.; в длительных войнах, проходивших с переменным успехом в 535-555 гг., было ликвидировано Остготское королевство и завоеваны Италия, включая Сицилию, а в 554 г. – юго-восточная, прибрежная часть Испании» (Литаврин 2003: 140).
В 532 г. начались смуты пассионарного перегрева. Это привело к внутриполитическому кризису в империи и ослаблению ее внешнеполитических позиций. Согласно Г.Г. Литаврину, правление Юстиниана ознаменовалось обострением социальной напряженности в обществе. В январе 532 г. в ответ на усиление налогового гнета, введение казенных монополий на торговлю продуктами и произвол царских фаворитов вспыхнуло восстание «Ника» в Константинополе. Восставшие выдвинули своего кандидата на престол. При подавлении восстания до 30 тысяч безоружных константинопольцев, собравшихся на ипподроме, были убиты на месте. Почти одновременно волнения охватили Палестину, в 536 г. – Северную Африку, где победившие вандалов воины не получили обещанных им земельных участков. Восставшие, к которым присоединились рабы и колоны, сопротивлялись имперским войскам почти 11 лет. В результате восстания жителей Италии власть остготов была вновь восстановлена на части территории. К 546 г. у империи в Италии, на Сицилии, Сардинии и Корсике почти не осталось владений. Только в 552-555 гг., собрав все силы, Юстиниан добился победы. Неспокойно было и на Балканах. Здесь действовали отряды скамаров (разбойников).
Рядом неудач была отмечена политика Юстиниана на Востоке. В 540 г. персы вторглись в Месопотамию и Сирию, взяли и разрушили Антиохию. Трижды Юстиниан заключал с персами перемирие, выплачивая им все возраставшие контрибуции и дани. Только в 562 г. борьба с Ираном завершилась мирным договором.
Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова. Почти каждый год северобалканские земли разоряли тюрки-протоболгары, славяне и авары, достигая в набегах окрестностей Константинополя. Наиболее серьезные последствия для империи имели вторжения славян, которые стали расселяться на землях империи во второй половине VI века. В 602 г. посланные против славян войска подняли мятеж и ушли с дунайской границы, открыв ее для беспрепятственных переселений славян на территорию империи. Славянская колонизация охватила огромные территории Балкан.
В конце правления Юстиниана империя находилась в кризисе. Население было разорено, упали доходы казны, свертывалась торговля. Юстиниан был вынужден снизить налоги и вчетверо сократить армию. Положение еще больше осложнилось при ближайших преемниках Юстиниана. В 568 г. в Италию вторглись лангобарды. Империя сохранила здесь лишь Равенну с прилегающей областью, юг полуострова и Сицилию.
Жестокий кризис поразил центральные органы власти. Поднявшие мятеж в 602 г. дунайские легионы возвели на трон из своей среды сотника Фоку, который обрушил жестокий террор на сановную землевладельческую знать, вызвав гражданскую войну в Малой Азии. Воспользовавшись случаем, персы  возобновили наступление на восточные провинции империи. Спасение пришло из Африки. Сын экзарха Карфагена Ираклий явился в 610 г. с военным флотом провинции к Константинополю и легко овладел им. Фока был казнен (см.: там же: 140-144).
Смуты пассионарного перегрева должны были закончиться самое позднее в возрасте 585 лет, т.е. около середины 70-х гг. (585 - 9 = 574). Однако этого не произошло, и смуты продолжались до возраста 619 лет. Для объяснения этого снова приходится допустить, что в конце периода пассионарного перегрева в византийском суперэтносе стали преобладать субэтносы, отпочковавшиеся в 50 г. до н.э., и числовой алгоритм стал выполняться для этого года. Тогда события получают приемлемое объяснение: почти сразу после окончания смут пассионарного перегрева, в возрасте 630 лет, т.е. в 580 г. (630 - 50 = 580) начались смуты фазового перехода акматика-надлом. Их пик пришелся на конец VI – начало VII веков. В результате этих смут снова стали преобладать субэтносы, отпочковавшиеся около 9 г. до н.э., поэтому стабилизация наступила в 610 г. (если бы численно продолжали преобладать субэтносы, отпочковавшиеся в 50 г. до н.э., то стабилизация наступила бы не раньше начала фазы надлома, т.е. не раньше 640 г. (690 - 50 = 640)).    
С началом второй половины фазы акматики византийцы усилились и провели ряд успешных военных кампаний. Согласно Г.Г. Литаврину, став императором, Ираклий реформировал армию, усилив кавалерию и отряды лучников. В 626 г. под стенами Константинополя была одержана крупная победа над нарушившими мир аварами, осаждавшими его в союзе со славянами и персами. Авары после этого перестали серьезно угрожать империи. В 627-628 гг. была одержана победа в войне с персами (см.: там же: 144).
4. Фазовый переход акматика-надлом: 636 - 717 гг. (возраст: 645 – 726 лет).
Как это часто бывает, фазовый переход акматика-надлом начался с крупных военных поражений византийцев от арабов. Военные неудачи преследовали империю на всем протяжении фазового перехода. Как пишет Г.Г. Литаврин, появившиеся на границах империи арабы разгромили в 637 г. армию Ираклия на р. Ярмуке. После этого началось стремительное завоевание арабами византийских восточных провинций. В 636-642 гг. империя потеряла Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, Египет, а еще через полвека - и Карфагенский экзархат. Лазика и Армения стали независимыми от Византии. По сравнению с эпохой Юстиниана территория империи сократилась более чем втрое. Арабы вскоре положили конец и безраздельному господству империи на море - они создали флот, с помощью которого в 654 г. разорили о. Родос и стали с тех пор угрожать всем прибрежным провинциям и коммуникациям империи. В 670-х гг. арабы несколько раз подступали к Константинополю, осаждая его и с суши, и с моря. В 681 г. между Дунаем и Балканским хребтом на территории, заселенной славянами, возникло и отстояло в борьбе с войсками империи свое право на бывшие земли Византии новое государство - Болгария. Уже в 681 г. империя была вынуждена платить ей ежегодную дань (см.: там же: 144-145, 148-149)
Для этого периода было характерно ослабление власти императоров. Как пишет Г.Г. Литаврин, первые фемы возникли при Ираклии в Малой Азии после 634 г. Однако вскоре обнаружилось, что фемный строй таит в себе опасность для центральной власти: стратиги крупных малоазийских фем обрели огромную власть, ускользая из-под контроля центра. Они вели даже войны друг с другом (см.: там же: 148).
Раскол этнического поля выразился также в появлении монофелитства (учения о единой воле), которое «сеяло смуту в умах населения». Император Константин IV, желая установить в государстве церковный мир, созвал в 680 г. VI Вселенский собор в Константинополе, который осудил монофелитство.
Обычно наиболее ожесточенная смута имеет место в конце фазового перехода акматика-надлом, что было характерно и для византийцев. Согласно А.А. Васильеву, император Юстиниан II, сын Константина IV, правил два раза, - с 685 по 695 год и с 705 по 711 год. В период между двумя царствованиями Юстиниана правили два случайных императора. Время Юстиниана II было отмечено многочисленными жестокими расправами императора с представителями знати. Установленная им тирания вызвала в 711 г. революцию, во время которой были убиты сам Юстиниан и его семья. После жестокого свержения Юстиниана II в 711 г., на протяжении шести лет на византийском престоле сидели три случайных императора, которые были один за другим низложены. Царившая в империи смута способствовала ее ослаблению, чем воспользовались соседи: болгары дошли до Константинополя; арабы продвигались к столице по территории Малой Азии. Время анархии окончилось в 717 г. возведением на престол Льва III, с которого начинается новая эпоха в истории Византии.
5. Фаза надлома: 717 - 802 гг. (возраст: 726 – 811 лет).
В фазе надлома, начавшейся с прихода к власти в 717 г. бывшего стратига-мятежника Льва III, первого императора Исаврийской династии, Византия усилилась. В 718 г. арабы были отброшены от стен Константинополя. В конце своего правления Льву удалось нанести арабам сильное поражение при Акроиноне, во Фригии. Арабы после этого вынуждены были оставить западную часть Малой Азии и отступить к востоку. Преемник Льва III Константин V (741-775) рядом успешных походов продвинул границу империи далее на восток на всем протяжении Малоазиатского полуострова. Византия стала терпеть поражения от арабов в конце VIII века, в правление Ирины, что свидетельствовало о скором начале фазового перехода надлом-инерция. Успешные военные действия арабов в Малой Азии вынудили императрицу начать переговоры о мире (782-783 гг.). Согласно заключенному соглашению, империя должна была платить арабам ежегодную дань.   
В начале фазы надлома внутриполитическая стабильность обычно нарушается по прошествии одного-двух поколений после начала апогея смут конца фазового перехода акматика-надлом, когда достигают совершеннолетия и вступают в социальную жизнь пассионарии, рожденные в это время и через поколение их дети. Это означает, что для первой половины фазы надлома бывают характерны пассионарные волны как продолжение пассионарных волн фазового перехода акматика-надлом. Однако, как правило, в начале фазы надлома государственная власть оказывается достаточно прочной и не допускает масштабных гражданских войн, оптимизируя долю пассионариев и субпассионариев путем массовых репрессий.
Эта закономерность была характерна и для истории византийского суперэтноса. Пассионарные волны конца фазового перехода акматика-надлом и начала фазы надлома имели следующий вид: 705 > 723 > 741 > 759 гг. Видимо, апогей смут конца фазового перехода акматика-надлом пришелся на время второго воцарения Юстиниана II в 705 г. Следующая пассионарная волна началась в 723 г., в начале фазы надлома. Как пишет Л.Н. Гумилев, в 723 г. императором Львом III был принят эдикт о насильственном крещении евреев (см.: Гумилев 1992: 78), в 726 г. - эдикт против иконопочитания. Согласно А.А. Васильеву, в Греции и на островах Эгейского моря после принятия эдикта против иконопочитания вспыхнуло восстание, подавленное правительственными войсками. Как пишет Г.Г. Литаврин, выдвинутый императором тезис – кто за почитание икон и мощей, тот против трона и державы – способствовал размежеванию иконоборцев и иконопочитателей. В борьбу между ними были вовлечены все слои населения. Ей сопутствовали конфискации, ссылки, пытки, истребление инакомыслящих. Монастыри закрывались, монахов принуждали к военной службе, к вступлению в брак. Монастырские сокровища переходили в императорскую казну и к военной верхушке. К концу VIII века основные задачи иконоборчества были выполнены, и оно стало ослабевать. VII Вселенский собор (787 г.) осудил иконоборчество. Второй период иконоборчества, наступивший в 815 г., был уже лишен прежнего ожесточения (см.: там же: 150).
Видимо, всплеск массовых репрессий имел место в начале правления Константина V, проводившего иконоборческую политику. Согласно А.А. Васильеву, в момент вступления Константина на престол в 741 г. положение империи было таково, что ее европейские провинции придерживались иконопочитания, малоазиатские же имели в составе населения немало иконоборцев. Первые два года правления Константина прошли в борьбе со своим зятем Артаваздом, который поднял восстание против императора в защиту икон, принудил его покинуть столицу и заставил провозгласить себя императором. В течение года, когда Артавазд правил государством, иконопочитание было восстановлено. Однако Константину удалось свергнуть Артавазда и вернуть себе трон. Главные виновники восстания понесли жестокие кары. Вероятно, очередной виток массового террора начался в конце 750-х гг., с началом новой пассионарной волны. Юридическую базу для него создал иконоборческий собор 753-754 гг., вынесший окончательный приговор иконопочитанию.
Необходимо подчеркнуть, что иконоборческая политика императоров Исаврийской династии, преследуя политико-экономические цели подавления сепаратистских тенденций крупных религиозных центров и секуляризации монастырской земельной собственности, одновременно решала и задачу оптимизации структуры византийского суперэтноса. По мнению Л.Н. Гумилева, для фазы надлома характерен рост числа субпассионариев (см.: Словарь понятий 1993: 528). Это ведет к тому, что на протяжении фазы надлома доля субпассионариев выходит за верхнюю грань спектра оптимальных значений, видимо, достаточно часто. Согласно Гумилеву, субпассионарии предпочитают жить не работая, а паразитируя за счет общества (см.: там же: 520). По мнению А.А. Васильева, монашество и монастыри очень часто служили прибежищем для лиц, желавших избавиться от государственных обязанностей и вовсе не имевших искреннего стремления уйти от мира. Очевидно, среди этих лиц была значительна доля субпассионариев. И иконоборческая политика императоров была направлена в том числе и на ограничение огромного числа монахов, которые уменьшали жизненные силы и целостность империи, приходит к выводу Васильев.    
6. Фазовый переход надлом-инерция: 802 - 867 гг. (возраст: 811 – 876 лет).
О начале фазового перехода надлом-инерция свидетельствовал происшедший в 802 г. государственный переворот, в результате которого императрица Ирина была свергнута, а на престол возведен Никифор I (802-811), первый император Аморийской династии. Согласно А.А. Васильеву, в самом начале IX века, при императоре Никифоре, жившие в Пелопоннесе славяне восстали и при помощи арабов осадили город Патр. Как это обычно бывает в начале этого фазового перехода, Византия потерпела тяжелое военное поражение. В 811 г. было уничтожено вторгнувшееся в Болгарию византийское войско, возглавлявший его император Никифор убит. В 813 г. болгары осаждали Константинополь. Этим поражениям способствовал выход доли субпассионариев за верхнюю грань спектра оптимальных значений фазы надлома. Чтобы оптимизировать долю субпассионариев, «включился» механизм массового террора: в 815 г. прошел иконоборческий собор, и наступил второй период иконоборчества.
Однако масштаб репрессий оказался, видимо, недостаточным, и с началом второй пассионарной волны в 820 г. раскол этнического поля стал стремительно нарастать и привел к гражданской войне. В 820 г. был убит император Лев V, и на престол был возведен один из начальников гвардии Михаил II (820-829). В 821 г. под лозунгом восстановления иконопочитания вспыхнуло восстание Фомы Славянина - командира одной из малоазийских фем. В восстании участвовали как широкие народные массы (закрепощенные крестьяне, стратиоты, городская беднота, славянское население империи, армяне, лазы, к восстанию примкнули павликиане), так и часть правящего класса (знатные иконопочитатели, некоторые стратиги Малой Азии, на сторону восставших перешел флот малоазийских фем). Фому Славянина поддержали арабы - главный враг Византии. Фома преследовал цель захвата верховной власти и был провозглашен императором в Антиохии, находившейся в то время под властью Арабского халифата. Восставшие решили захватить Константинополь и свергнуть правительство. В течение года длилась осада Константинополя. Положение императора Михаила II было критическим. Он обратился за помощью к болгарскому царю Омортагу. Восстание с его помощью было подавлено. Отдельные отряды восставших держались в захваченных ими крепостях до 825 г. Предводитель восстания Фома Славянин в 823 г. был взят в плен и казнен» (см.: Всемирная история 1996 б: 484; История Востока 1995: 135).
Ослаблением Византии воспользовались арабы. В 826 г. они захватили Крит, а в следующем году высадились в Сицилии и овладели большей частью острова. Также Византия потеряла ряд владений в Южной Италии. Военные неудачи вновь способствовали началу репрессивных кампаний: в 831 г. прошел иконоборческий собор, оказавшийся последним. В 837 г. император Феофил начал наступление, оказавшееся очень успешным. Однако, в 838 г. арабский халиф Мутасим снарядил большую армию, которая проникла далеко вглубь Малой Азии и заняла важный укрепленный город Аморий во Фригии. Очевидно, поражению византийцев способствовало начало третьей пассионарной волны  в 838 г.
Иконопочитание было торжественно восстановлено в 843 г., все иконоборцы и ереси были преданы анафеме. Это свидетельствовало о том, что интенсивность раскола этнического поля начала спадать, что указывало о скором начале инерционной фазы.
7. Первый период инерционной фазы: 867 - 901 гг. (возраст: 876 – 910 лет).
Согласно Л.Н. Гумилеву, «инерционная фаза характеризуется укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей...» (Словарь понятий 1993: 529). Также для инерционной фазы характерно «территориальное расширение, создание грандиозных империй, обширных колоний… при общем материальном изобилии» (Гумилев 1994: 314, 339), т.е. при расцвете экономики. Эта характеристика инерционной фазы подтверждается историей Византии.
С началом инерционной фазы правительство начало успешную борьбу с павликианами, создавшими на востоке Малой Азии своеобразное государство с центром в г. Тефрика и распространившими свое влияние на значительную часть полуострова. В жестокой войне с павликианами армия империи уничтожила несколько десятков тысяч еретиков. В 879 г. Тефрика была взята, их вождь Хрисохир убит.
В течение почти 250 лет, начиная с середины IX века, особенно при императорах Македонской династии, совершался непрерывный процесс упрочения власти императора и столичных правительственных ведомств. Византия возобновила духовную экспансию посредством приобщения языческих славянских народов к христианству. Основателю Македонской династии Василию I (867-886) удалось еще более упрочить международное положение империи. Был отражен натиск арабов.
В империи процветали ремесленное производство и торговля. Их подъем начался в столице с середины IX века, в провинциальных городах – со второй половины IX века. Возобновилось строительство роскошных дворцов знати, многочисленных богато украшенных церквей. Невиданным для иноземцев великолепием отличались императорские дворцы. Возобновились широкие внешнеторговые связи. Возросло количество денег в обращении. Золотая византийская номисма была желанной монетой на рынках Европы и Азии. Самым крупным и многолюдным городом всего европейского средневековья оставался Константинополь (см.: Литаврин 2003: 151, 158, 160).
8. Первый кризис инерционной фазы: 901 - ок. 940 гг. (возраст: 910 – ок. 950 лет).
«В 893-896 и 913-919 гг. Византии пришлось выдержать тяжелейшие войны с царем Болгарии Симеоном, посягавшим на византийский престол» (Там же: 160). Видимо, не очень удачному для византийцев течению военной кампании 893-896 гг. способствовал локальный раскол этнического поля, возникший из-за вступления в социальную жизнь второго поколения пассионариев новых субэтносов, отпочковавшихся в 852 г. (902 - 50 = 852; 893 - 852 = 41; напомним, что византийский суперэтнос отпочковывался на протяжении следующего векового цикла: 50-9-32 гг.).
Крупные военные неудачи начались в самом начале Х века, когда византийцы вошли в первый кризис инерционной фазы (напомним, что этот кризис чаще начинается в возрасте около 910 лет из-за выхода доли субпассионариев за пределы верхней грани спектра оптимальных значений инерционной фазы). В это время арабы  овладели городом Региумом, на итальянском берегу Мессинского пролива, а в 904 г. взяли и разграбили Фессалонику. Примерно тогда же арабы овладели почти всей Сицилией, позднее захватили Кипр и угрожали владениям империи в Южной Италии.
 О гораздо более масштабном расколе этнического поля свидетельствовало мощное восстание под предводительством Василия по прозвищу Медная Рука, вспыхнувшее в 932 г. в феме Опсикий (см.: История Востока 1995: 136). Можно думать, что активными участниками этого восстания были пассионарии второго поколения новых субэтносов, отпочковавшихся в 893 г. (902 - 9 = 893; 932 - 893 = 39). Видимо, после подавления восстания доли пассионариев и субпассионариев вошли в спектр оптимальных значений инерционной фазы, наступил второй период инерционной фазы, в котором империя возобновила успешные военные действия.
9. Второй период инерционной фазы: ок. 940 - 1025 гг. (возраст: ок. 950 лет – 1034 года).
Во второй период инерционной фазы империя находилась на вершине своего могущества. Согласно А.А. Васильеву, после трех столетий обороны империя начала наступление и стала побеждать с 40-х гг. Х века. Борьба на востоке и на севере с арабами, болгарами и русскими увенчалась блистательным успехом византийского оружия во второй половине Х и в начале XI века. Этот триумф Византийской империи был особенно велик при Никифоре II Фоке и Иоанне Цимисхии. Он достиг своей высшей точки во время царствования Василия II (976-1025). Г.Г. Литаврин также пишет, что международное положение империи стало улучшаться с середины Х века, чему способствовали военная реформа Никифора II Фоки (963-969), а также ослабление Болгарии и распад Багдадского халифата. Византия отвоевала у арабов Крит, Кипр, а затем и Северную Месопотамию, часть Малой Азии и значительную часть Сирии и утвердила свое влияние на Армению и Грузию. Пользуясь передышкой на восточных границах, Византия начала войны за подчинение Болгарии и вела их с невиданной жестокостью. В 1018 г. Болгария была завоевана, а сербы и хорваты признали зависимость от империи. Снова весь Балканский полуостров до Дуная оказался под властью Византийской империи (см.: Литаврин 2003: 160).
С последней четверти Х века имел место локальный раскол этнического поля, связанный с попыткой малоазийских военачальников лишить власти юного Василия II. Причинной этого раскола был выход на авансцену истории пассионариев второго поколения новых субэтносов, отпочковавшихся в 934 г. (32 + 902 = 934; 976 - 934 = 42). Узурпатор Варда Фока был разбит в 988 г. при помощи отряда, присланного киевским князем Владимиром. 
10. Второй кризис инерционной фазы: 1025 - 1091 гг. (возраст: 1034 года – 1100 лет).  
У третьего суперэтноса второй кризис инерционной фазы начинается в возрасте 1025-1040 лет из-за выхода доли субпассионариев за пределы верхней грани спектра оптимальных значений инерционной фазы. Согласно А.А. Васильеву, после смерти Василия II в 1025 г. империя вошла в период частых дворцовых переворотов и анархии.   
Наступивший с 30-х гг. XI века упадок центральной власти и военных сил империи был связан с борьбой внутри господствующей верхушки Византии, а также начавшимся спадом ремесленного производства и торговли. Население городов поднимало восстания, требуя снизить налоги. Крупнейшим было восстание в Константинополе в 1042 г., завершившееся свержением Михаила V. В середине ХI века Византию охватили ожесточенные междоусобицы. Мятежи военной знати следовали один за другим. Обострилась борьба различных групп за престол. С 30-х до начала 80-х годов ХI века на престоле сменилось 10 императоров, 6 из которых были свергнуты. Империя на всех границах перешла к глухой обороне. Болгары, стремясь восстановить свое государство, поднимали грозные восстания. Особенно крупными были восстания болгар в 1040-41 и 1072 гг. Сербия в 1042 г. освободилась от византийской зависимости. Все это привело к ослаблению Византийского государства. Его внешнеполитическое положение ухудшилось. На восточные границы наступали турки-сельджуки, на Балканы из причерноморских степей вторгались полчища кочевников-печенегов. В 1043 г. норманны начали захват Южной Италии. В 1071 г. в битве при Манцикерте сельджукские войска нанесли сокрушительное поражение византийской армии. Был захвачен в плен император Роман IV Диоген. Сельджуки овладели почти всей Арменией и Малой Азией, основав в центре полуострова, на земле империи, свое государство – Иконийский султанат. В том же 1071 г. норманнами был захвачен последний оплот византийцев в Италии – город Бари. В начале 80-х гг. норманны, переправившись из Италии на Адриатическое побережье Балкан, овладели стратегическим городом-крепостью Диррахием и разорили, разбив войска империи, Эпир, Македонию и Фессалию. Лишь с приходом к власти в 1081 г. ставленника провинциальной служилой землевладельческой знати Алексея I Комнина внутриполитическое положение в Византии начало стабилизироваться. В 1085 г. с помощью Венеции, купцам которой были предоставлены права беспошлинной торговли в империи, норманнов удалось вытеснить с Балкан. В 1086 г. в Византию вторглись печенеги. В Болгарии развернулось народное движение, возглавляемое богомилами. Восставшие заключили союз с печенегами и в 1086 г. нанесли поражение византийским войскам. Дунайская Болгария фактически стала независимой от византийского правительства. В 1088 г. в битве при Доростоле Алексей Комнин потерпел тяжелое поражение от печенегов. Печенеги заняли Филиппополь и вторглись во Фракию. Сельджуки вступили с печенегами в переговоры о совместном нападении на Константинополь. Алексею Комнину удалось привлечь на свою сторону половцев, которые раньше действовали совместно с печенегами. Весной 1091 г. печенежская орда была почти полностью уничтожена с помощью половцев во Фракии, возвращены Никея, северо-запад Малой Азии и южное побережье Черного моря (см.: Литаврин 2003: 160-164; Всемирная история 1996в: 170-171).
Масштабные смуты начались в империи в середине 30-х гг. XI века: в 1034 г. был убит в результате заговора император Роман III Аргир, в 1034-1035 гг. восстало население Антиохии (см.: История Византии 1967: 263-264). Началу смут способствовал раскол этнического поля, возникший из-за вступления в социальную жизнь первого поколения пассионариев в 1016 г.: 1066 - 50 = 1016; 1034 - 1016 = 18 (видимо, новых субэтносов в 1016 г. отпочковалось особенно много). Можно думать, что второе поколение пассионариев этих субэтносов возвело на трон в 1057 г. «представителя малоазийской военной знати Исаака Комнина» (см.: там же: 273), который, однако, власть удержать не смог (видимо, значительная часть провинциальных пассионариев осела в столице и поддерживала столичную бюрократию). Окончательно чаша весов склонилась в пользу провинциальной военной знати, когда в 1081 г. на авансцену истории вышло первое поколение пассионариев новых субэтносов, отпочковавшихся в 1057 г. (1066 - 9 = 1057; 1081 - 1057 = 24).
Завершающим событием второго кризиса инерционной фазы было восстание Псевдо-Льва, вспыхнувшее в начале 90-х гг. XI века (см.: там же: 307).    
11. Третий период инерционной фазы: 1091 - 1176 гг. (возраст: 1100 – 1185 лет).
При преемниках Алексея I империя продолжала успешную территориальную экспансию и достигла последнего пика своего могущества. Иоанн II Комнин (1118-1143) в 1122 г. разгромил печенегов, снова вторгнувшихся во Фракию и Македонию, и навсегда устранил опасность с их стороны. У сельджуков было отвоевано южное побережье Малой Азии. Империя боролась с крестоносцами за Сирию и Палестину. Прочной была власть Византии в Северной Сирии. Последний взлет могущества Византии связан с императором Мануилом I (1143-1180). Империя отразила новый натиск сицилийских норманнов на Адриатическое побережье, Южную Грецию и острова Эгейского моря. Затем империя утвердила свою власть в Сербии, вернула Далмацию и поставила в вассальную зависимость королевство Венгрию (см.: Литаврин 2003: 170).
В это время росло сельскохозяйственное производство, успешно развивались ремесла и торговля, расцвела культура. «По уровню развития ремесла и торговли в XI века Византия была выше многих стран Западной Европы... До XIII века духовная культура Византии превосходила западноевропейскую» (Всемирная история 1996в: 169, 173).
Однако во второй половине XII века появились первые признаки скорого наступления третьего кризиса инерционной фазы. Начался процесс «варваризации» госаппарата и армии. Так, согласно А.А. Васильеву, при Мануиле I при византийском дворе появилось громадное число западноевропейских выходцев, и в их руки стали переходить наиболее выгодные и ответственные места в империи. Появились признаки ослабления центральной власти. «Во второй половине XII века укрепилась крупная вотчина, в которой не только процветал податный иммунитет (налоги собирал сам феодал в свою пользу), но и возник судебный иммунитет: сбор судебных пошлин и право суда стало принадлежать феодалу» (История Востока 1995: 134). Некоторые магнаты располагали крупными отрядами воинов из многочисленной челяди и наемников. Власть магнатов стала распространяться и на территорию округи, часто далеко за пределы их собственных владений. Это вызвало нарастание центробежных тенденций (см.: Литаврин 2003: 167-168).
12. Третий кризис инерционной фазы: 1176 - 1261 гг. (возраст: 1185 лет – 1270 лет). 
Третий кризис инерционной фазы начинается из-за выхода доли субпассионариев за пределы верхней грани спектра оптимальных значений инерционной фазы, что часто ведет к поражению в войнах. Эта закономерность была характерна и для византийцев. В конце правления Мануила усилившийся Иконийский султанат турок-сельджуков возобновил давление на восточные границы империи. В 1176 г. сельджуки наголову разгромили армию Мануила при Мариокефале» (см.: там же: 170).
Внутриполитическая обстановка в империи резко обострилась после смерти Мануила I в 1180 г. Властью овладела придворная камарилья во главе с регентшей при малолетнем Алексее II Марией Антиохийской. Казна расхищалась. В 1182 г. в столице вспыхнуло восстание. Повстанцы расправились с обитателями богатых итальянских кварталов, обратив их в руины. Мария, а затем Алексей II были убиты.
Пришедший к власти на гребне восстания Андроник I Комнин жестоко подавлял сопротивление былых соратников Мануила. Ухудшалось международное положение империи: в 1183 г. венгры овладели Далмацией, в 1184 г. отложился Кипр. Опальные вельможи обратились за помощью к норманнам, и те вторглись на Балканы в 1185 г., захватили и подвергли беспощадному разгрому Фессалоники. В результате заговора Андроник был убит.
В правление династии Ангелов (1185-1204) процесс разложения центральной власти быстро прогрессировал. К концу ХII века ряд магнатов Пелопоннеса, Южной Македонии, Фессалии, Малой Азии, утвердили свою власть в целых регионах и отказали в повиновении центральной власти. В Малой Азии и на Балканах появилось много мелких независимых правителей. В 1186 г. освободились и получили независимость Болгария, а в 1190 г. - Сербия, отделился Трапезунд.
Ослабленная Византия стала легкой добычей рыцарей 4-го крестового похода, направленных Венецией, Германской империей и папством к стенам Константинополя, который был взят ими 13 апреля 1204 г. После взятия крестоносцами Константинополя начался распад Византийской империи. На ее развалинах возникли три греческих государства - Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство. Крестоносцы овладели значительной частью Греции, районами Македонии и Фракии, островами Эгейского моря и северо-западной частью Малой Азии. На этих территориях они образовали Латинскую империю с центром в Константинополе и несколько номинально зависевших от нее государств(см.: Литаврин 2003: 170-171; История Востока 1995: 132, 505).
Борьбу с завоевателями возглавили Эпир и Никея - бывшие провинциальные окраины империи, на территории которых в 1180 г. отпочковались новые субэтносы (1230 - 50 = 1180). Второе поколение пассионариев этих субэтносов приняло активное участие в борьбе с Латинсой империей и Болгарией (1225 - 1180 = 45). Эпирский правитель Феодор Ангел в 1225 г. захватил Фессалоникийское королевство. В течение нескольких лет территория Эпирского царства за счет завоевания Южной Македонии и Фракии, принадлежавших Болгарии и латинянам, увеличилась более чем вдвое. Однако в 1230 г. Эпир был разгромлен болгарами, а в 40-50-х гг. ХIII века - никейцами и вышел из борьбы за восстановление Византии.
Успех в изгнании латинян из Константинополя выпал на долю Никейской империи, сложившейся в 1205 г. в Вифинии. Никейская империя оказалась наиболее централизованным и сильным в военно-экономическом отношении греческим государством. Она сумела вытеснить латинян из Малой Азии, Фракии и Македонии и победить своих соперников (Эпир, Трапезунд и Болгарию) в борьбе за восстановление Византии. В 1259 г. в битве при Пелагонии никейские войска разгромили союзную армию эпирских правителей и морейского князя, наиболее сильного из государей Латинской Романии. В 1261 г. почти без сопротивления отряды никейского императора Михаила VIII Палеолога заняли Константинополь.  Латинская империя прекратила свое существование» (здесь и далее см.: Карпов 2003: 499-503; История Востока 1995: 508-513). Видимо, число отпочковавшихся в 1221 г. в Никее новых субэтносов (1230 - 9 = 1221) было гораздо больше в сравнении с числом субэтносов, отпочковавшихся в этом же году в Эпире. Надо полагать, второе поколение пассионариев новых никейских субэтносов приняло самое активное в разгроме эпирских и морейских войск (1259 - 1221 = 38), а через два года – в освобождении Константинополя.
13. Заключительный период инерционной фазы: 1261 - 1306 гг. (возраст: 1270 – 1315 лет). 
Восстановленная Византийская империя значительно уступала по своим размерам государству, существовавшему до 1204 г. Теперь она включала только северо-запад Малой Азии, часть Фракии и Македонии, ряд городов на Пелопоннесе. Трапезундская империя и Эпирское царство сохраняли самостоятельность.
Византийский суперэтнос относился к третьему суперэтносу греческого гиперэтноса. Поэтому его пассионарность в конце инерционной фазы была сравнительно невелика, и он с трудом противостоял своим более пассионарным противникам. «На западе возникла враждебная Византии коалиция во главе с сицилийским королем Карлом I Анжуйским, который в 1272 г. завоевал Албанию и Эпир. На востоке росла турецкая угроза, на севере империю теснили болгары и сербы. В 1274 г. Михаил VIII Палеолог пошел на заключение унии с папством и ему удалось расколоть западную коалицию. Византийцы начали наступление в Эпире, Фессалии, Эвбее и Ахайе. В 1281 г. они одержали победу над Карлом Анжуйским при Берате. Однако из-за непопулярности униатской политики Михаила VIII у греческого населения резко выросла внутренняя оппозиция императору. Византийское общество было расколото. Андроник II (1282-1328), придя к власти, встал на сторону православной партии, и по существу, уния была отвергнута.
В начале XIV века начала нарастать турецкая угроза. К этому времени турки завоевали большую часть Малой Азии. Попытка отразить их с помощью наемного каталонского войска в 1303-1305 гг. закончилась провалом».
14. Фазовый переход инерция-обскурация: 1306 - 1453 гг. (возраст: 1315 лет – 1462 года).
С началом фазового перехода инерция-обскурация процессы распада и гибели суперэтноса становятся необратимыми. Резкое увеличение доли субпассионариев ведет к стремительному нарастанию раскола этнического поля и к началу смут, продолжающихся с перерывами до его гибели. Смуты подрывают экономику, доходы казны падают, центральная власть слабеет и становится объектом борьбы различных военно-политических группировок. Агонизирующий суперэтнос, почти полностью утративший свою резистентность, в период этого фазового перехода часто становится жертвой более пассионарных соседей, которые создают на его территории «варварские» государства.
Начало фазового перехода инерция-обскурация часто проявляется военными поражениями, что было характерно и для византийцев. «Пытаясь создать собственное княжество на территории Византии, каталонцы восстали и в 1306-1307 гг. разграбили Фракию, Фессалию и Южную Македонию, а в 1311 г. захватили Афинское герцогство» (Карпов 2003: 503). Едва ли численность каталонского войска превышала 10 тыс. человек. Неспособность византийцев организовать эффективное сопротивление каталонцам говорит сама за себя.
 Раскол этнического поля стал стремительно нарастать в конце второго десятилетия ХIV века. «В 1320-1328 гг. в Византии вспыхнула междоусобная война между императором Андроником II и его внуком Андроником III, стремившимся захватить престол. Победа Андроника III еще более усилила феодальную знать и силы децентрализации» (Там же).
Начало второй пассионарной волны фазового перехода проявилось гражданской войной 1341-1349 гг., для которой были характерны как ожесточенная борьба двух группировок правящего класса, так и восстания субпассионарного плебса, возглавляемые пассионарным субэтносом зилотов.
«После смерти Андроника III в 1341 г. власть в империи оказалась в руках  регента его малолетнего сына Иоанна V – знатного и богатого землевладельца из Фракии Иоанна Кантакузина. Оппозиционные ему силы – чиновно-служилая знать, торгово-ремесленные круги столицы, поддержанные городскими низами, – взяли власть в столице в свои руки. Имущество Кантакузина и его сторонников было разграблено или конфисковано, сам он был лишен должностей. Феодалы провинции в ответ провозгласили Кантакузина императором. Против феодалов и ростовщиков восстало население Андрианополя и окрестных деревень. В 1342 г. власть во втором по значению городе империи Фессалонике перешла к зилотам («ревнителям»). К 1347 г. перевес перешел на сторону Кантакузина, который использовал для борьбы с противниками иноземные, прежде всего турецкие отряды, опустошавшие византийские земли. В 1347 г. император Иоанн VI Кантакузин овладел Константинополем. В движении зилотов произошел раскол. В 1349 г. Фессалоника пала, восстание зилотов было подавлено» (Там же: 503-505).
Вероятно предположение, что как стоявшие за Кантакузином группировки провинциальной феодальной знати, так и зилоты, представляли собой новые дочерние субэтносы, отпочковавшиеся от материнского византийского суперэтноса в 1221 г. В начале 40-х гг. XIV века, в возрасте 120 лет, они образовали свои социально-политические институты, которые начали борьбу между собой за контроль над агонизирующим материнским суперэтносом. Пассионарии новых субэтносов должны были противопоставить себя византийцам и в идеологическом плане. Вероятно, к их числу принадлежал основатель учения исихазма, «видный теоретик византийского мистического богословия, причисленный позднее церковью к лику святых, архиепископ Фессалоникский Григорий Палама. Исихастское богословие было признано на соборе 1351 г. в качестве канонического, а его противники осуждены» (Там же: 505).
 Агонизирующая империя стала легкой добычей для турок-османов, которые в результате своего наступления захватили всю Фракию. «Чтобы спасти империю, византийский император Иоанн V Палеолог отправился на Запад и пытался найти поддержку папства, Венгрии и других государств в организации отпора османам, однако его миссия не привела к успеху. Византия была вынуждена признать вассальную зависимость от османов, платить им дань и даже принимать участие в османских завоевательных походах.
В 1394-1402 гг. турецкий султан Баязид I с перерывами блокировал и осаждал Константинополь, надеясь покончить с Византией. Антиосманский крестовый поход, возглавленный королем Венгрии Жигмондом, окончился страшным поражением крестоносцев в битве при Никополе в 1396 г. Однако в 1402 г. в битве при Анкаре османы были наголову разгромлены войсками Тимура. Внутренние смуты, раскол Османской державы после этого события отсрочили гибель Византии.
В 1422 г. османы вновь осадили Константинополь, а в 1430 г. взяли Фессалонику. Чтобы обеспечить помощь Запада в условиях нового роста османской угрозы, правительство пошло на заключение унии между римско-католической и православной церквами в 1439 г. на папских условиях. После заключения унии был предпринят новый крестовый поход против турок. Но несмотря на первоначальные успехи, он, как и предыдущий, закончился поражением: в 1444 г. в битве при Варне армия крестоносцев была уничтожена османами.
Уния вызвала раскол в византийском обществе. Ни одна из образовавшихся группировок – латинофилы, сторонники сближения с османами и сторонники наиболее влиятельного православного течения – не смогла возглавить патриотическое движение, которое могло бы спасти Византию. Таких социальных сил уже не существовало. После длительной осады Константинополь был взят штурмом войсками султана Мехмеда II 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать. В 1460 г. турки покорили Морею, в 1461 г. – Трапезундскую империю» (Там же: 506-507).
Как можно видеть, византийский суперэтнос является далеко не «идеальным» суперэтносом. Тем не менее, его история в целом соответствует числовому алгоритму этнической истории.

Литература

Васильев А.А. Васильев А.А. История Византийской империи: http://www.buzantium.ru.
Всемирная история 1996а – Всемирная история: В 24 т. Т. 6: Римский период / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др.  Минск, 1996.
Всемирная история 1996 б – Всемирная история: В 24 т. Т. 7: Раннее средневековье / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др.  Минск, 1996.
Всемирная история 1996в – Всемирная история: В 24 т. Т. 8: Крестоносцы и монголы / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др.  Минск, 1996.
Гумилев 1990 – Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
Гумилев 1992 – Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.
Гумилев 1993 – Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии // Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.
Гумилев 1994 – Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.
История Византии 1967 – История Византии: В 3 т. Т. 2 / Отв. ред. С.Д. Сказкин. М., 1967.
История Востока 1995 – История Востока. Т. 2. Восток в средние века. М., 1995.
Карпов 2003 – Карпов С.П. Византия в XIII-ХV вв. // История средних веков: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.П. Карпова. М., 2003.
Кузищин 2000– Кузищин В.И. Возникновение и становление христианства (I–II вв.) // История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000.
Литаврин 2003 – Литаврин Г.Г. Византия в IV-XII вв. // История средних веков: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.П. Карпова. М., 2003.
Сайфуллин 2000 – Сайфуллин Р.Г. Процессы этногенеза во всемирной истории. – Набережные Челны, 2000.
Словарь понятий 1993 – Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева. Составитель В.А. Мичурин. Под ред. Л.Н. Гумилева // Л.Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. С. 493-542.
Христианство 1994 – Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994.


ЭТНОПОЛИТОГЕНЕЗ ВИЗАНТИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА