—уперЁтнос.рф  

статьи:

  »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»ё ‘≈Ќќћ≈Ќј —јћќѕќ∆≈–“¬ќ¬јЌ»я ¬  ќЌ“≈ —“≈ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» –ќ——»»

√»ѕќ“≈«ј ќ √≈“≈–ќ«»—Ќќћ √≈Ќ≈«»—≈ ѕј——»ќЌј–Ќќ—“»  ј  Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ… ∆»«Ќ≈—ѕќ—ќЅЌќ—“»

¬Ћ»яЌ»≈ ѕќѕ”Ћя÷»ќЌЌќ√ќ ‘ј “ќ–ј Ќј √≈Ќ≈«»— ѕќЋ»“»„≈— »’  ќЌ‘Ћ» “ќ¬

„»—Ћќ¬ќ… јЋ√ќ–»“ћ Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј

√≈Ќ≈«»—  –»«»—ќ¬ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » —ћ”“Ќџ’ ѕ≈–»ќƒќ¬ ¬ ‘ј«≈ ѕќƒЏ≈ћј

√»ѕ≈–Ё“Ќќ— » ƒј“џ ¬ќ«Ќ» Ќќ¬≈Ќ»я Ё“Ќќ—ќ¬

’ј–ј “≈–»—“» ј ‘ј« Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«ј » ‘ј«ќ¬џ’ ѕ≈–≈’ќƒќ¬

ћј—Ў“јЅЌџ≈ ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— »≈  ќЌ‘Ћ» “џ: Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ   јЌјЋ»«” » ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»ё

ћониторинг состо€ни€ общественного пор€дка и безопасности в городе Ќабережные „елны на основе качественной оценки долей энергетических типов в структуре его населени€

 ќ√ƒј ¬ –ќ——»» ”—“јЌќ¬»“—я ѕќЋЌќ÷≈ЌЌќ≈ √–ј∆ƒјЌ— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ?

 

Ёмпирическа€ проверка числового алгоритма:

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈≈√»ѕ≈“— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ћ≈—ќѕќ“јћ— »’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« –»ћ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬»«јЌ“»…— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ƒ–≈¬Ќ≈–”—— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ¬≈Ћ» ќ–ќ——ќ¬ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я –ќ——»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« ” –ј»Ќ— ќ√ќ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« «јѕјƒЌџ’ —”ѕ≈–Ё“Ќќ—ќ¬ ¬ ѕ≈–»ќƒ »Ќ≈–÷»ќЌЌќ… ‘ј«џ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я «јѕјƒј

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« јЌ√Ћ»„јЌ » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я јЌ√Ћ»»

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈«  »“ј…— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я  »“јя

Ё“ЌќѕќЋ»“ќ√≈Ќ≈« яѕќЌ— ќ√ќ √»ѕ≈–Ё“Ќќ—ј » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я яѕќЌ»»

Ётнополитогенез древнеегипетских и древнемесопотамских этносов

статьи на другие темы:

ƒинамика политий и динамика качества населени€

ќƒ»Ќќ » Ћ» ћџ Ќј «≈ћЋ≈?

ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»≈ Ё —“–≈ћ»—“— ќ… ѕ–≈—“”ѕЌќ—“» Ќј ќ—Ќќ¬≈ Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќƒ’ќƒј

 ќЌ‘Ћ» “Ќјя ¬Ќ”“–»ѕќЋ»“»„≈— јя ƒ»Ќјћ» ј ¬ —Ўј: –≈“–ќ—ѕ≈ “»¬Ќџ… јЌјЋ»« » ѕ–ќ√Ќќ« –ј«¬»“»я Ќј ќ—Ќќ¬≈ Ѕ»ќ—ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќƒ’ќƒј

 


”ƒ  323.22, 323.28, 159.96, 355/359

  »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»ё ‘≈Ќќћ≈Ќј —јћќѕќ∆≈–“¬ќ¬јЌ»я ¬  ќЌ“≈ —“≈ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» –ќ——»»

¬ статье анализируетс€ феномен самопожертвовани€ в теори€х сли€ни€ идентичности, преданных акторов и пассионарности. —пособность к самопожертвованию рассматриваетс€ как основа дл€ концептуализации качественных характеристик общности. ѕредложен механизм формировани€ сли€ни€ идентичности. Ќа базе этого механизма анализируютс€ характерные дл€ современной американской армии процессы Ђподрыва духа самопожертвовани€ї и Ђвытеснени€ наступательного героизма оборонительнымї. –ассматриваетс€, как эти процессы могут повли€ть на безопасность –оссии.
 лючевые слова: феномен самопожертвовани€; теори€ пассионарности; безопасность –оссии.

»зучение феномена самопожертвовани€ находитс€ в центре внимани€ исследователей, св€занных, прежде всего, с силовыми структурами. ѕричина высокого интереса к нему со стороны силовиков пон€тна: героическое самопожертвование солдат €вл€етс€ их самым ценным качеством, необходимым любой вооруженной силе, котора€ надеетс€ победить в войне [45]. ≈ще большую значимость изучению феномена самопожертвовани€ придала активизаци€ терроризма. ѕрофилактика терроризма и эффективна€ борьба с ним не может быть успешной без вы€снени€ причин, побуждающих смертников жертвовать собой во врем€ совершени€ терактов.  ак пишет в этой св€зи ’. ”айтхаус, Ђобъ€снение крайнего самопожертвовани€ €вл€етс€ не только научным приоритетом, но и практической задачей, поскольку мы стремимс€ к коллективному реагированию на самоубийства, терроризм и другие крайние про€влени€ групповой враждебностиї [49].
«акономерно, что всестороннему исследованию феномена самопожертвовани€ посв€щена обширна€ литература, как в нашей стране, так и за рубежом. »зучаетс€ эволюци€ этого феномена от его возникновени€ в обществах ќсевого времени до современной эпохи [59], анализируютс€ прототипы самопожертвовани€ в традиционной культуре [54]. Ќепреход€щий интерес к этому феномену демонстрируют военные специалисты [7; 38]. Ѕольшой пласт литературы посв€щен изучению психологии поведени€ террористов-смертников. —реди этой литературы новые идеи† в понимание феномена самопожертвовани€ вносит теори€ сли€ни€ идентичности (“—»), разработанна€ социальными психологами ”. Ѕ. —ваном и Ё. √омесом. ѕобудительным мотивом дл€ ее разработки послужили террористические атаки 11 сент€бр€ 2001 г. в Ќью-…орке и взрывы поездов в ћадриде 11 марта 2004 г. [40].
¬виду наличи€ в “—» новых идей в понимании феномена самопожертвовани€ остановимс€ на этой теории подробнее. ќдно из ее основных положений состоит в том, что при сли€нии идентичности не происходит деперсонализации Ц утери личностной идентичности в пользу социальной. Ћичностна€ и социальна€ идентичности станов€тс€ дл€ человека эквивалентными и могут быть актуализированы одновременно, синергетически усилива€ друг друга. јктуализаци€ идентичностей усиливает готовность Ђслившихс€ї (сплотившихс€) членов группы к экстремальному поведению (вплоть до самопожертвовани€) во им€ защиты ее интересов. Ёкстремальному поведению способствуют ощущение собственной неу€звимости и недооценка рисков, св€занных с таким поведением [48; 39].
— “—» тесно св€зана теори€ Ђпреданных акторовї (“ѕј). ≈е основные положени€ формулируютс€ следующим образом. Ћюди готовы защищать морально важные или св€щенные ценности путем дорогосто€щих жертв и экстремальных действий, включа€ готовность к убийствам и самопожертвованию. ”словием такой готовности €вл€етс€ сли€ние самоидентификации с коллективной идентичностью и сли€ние этой идентичности со св€щенными ценност€ми 1 . ”бийства и самопожертвование часто совершаютс€ ради идеи, включа€ такие абстрактные, как Ѕог или национальна€ судьба [34]. ѕо оценкам западных военных, опора на национальные и религиозные символы способствует сплочению2 боевых подразделений [44] (там же см. истоки сплоченности в военном контексте и обзор литературы по военной сплоченности).
Ё. √омес с соавторами расширили сферу действи€ “—», распространив механизм сли€ни€ на отношени€ индивида с другим индивидом и даже животным, а также объектом или активностью [39]. »з этого перечн€ большой интерес представл€ет сли€ние индивида со своей активной де€тельностью и, как следствие этого сли€ни€, возможность самопожертвовани€ ради достижени€ ее целей. Ќапример, Ђслившийс€ї со своей научной де€тельностью ученый может пойти на самопожертвование в процессе вы€снени€ (и отстаивани€) научной истины [54, с. 106].
Ѕлизость пон€тий Ђсоциальна€ сплоченностьї и Ђпассионарностьї, допущение возможности самопожертвовани€ ради идеи или в процессе активной де€тельности сближает “—» и “ѕј с пассионарной теорией этногенеза Ћ. Ќ. √умилева. ÷ентральным в ней €вл€етс€ пон€тие пассионарности, которое рассматриваетс€ в двух аспектах: как характеристика поведени€ и как энерги€ [5, с. 498]. ѕассионарность как характеристика поведени€ и психики Ц это активность, про€вл€юща€с€ в стремлении индивида к цели и в способности к сверхнапр€жени€м 3 и жертвенности ради ее достижени€. ѕри высоких степен€х пассионарности эта цель представл€етс€ индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь [30, с. 509]. Ёто означает, что пассионарии способны преодолеть инстинкт самосохранени€. ¬еличину последнего Ћ. Ќ. √умилев прин€л равной одной условной энергетической единице (1 у.э.е.); у пассионариев величина пассионарности выше этого значени€ [5, с. 327].
—пособность пассионариев к самопожертвованию отличает их от представителей других энергетических типов Ц гармоничных людей† и субпассионариев 4 (об этих трех типах см.: [5, с. 258Ц298]; [30, с. 497, 506Ц508, 520Ц521]).
 ак отмечает  . √. ‘румкин, Ћ. Ќ. √умилев поставил вопрос о зависимости исхода исторических событий от качества участвующих в них человеческих масс и о зависимости самого этого качества от доли в этих массах того или иного человеческого типа [33, с. 19]. ѕо нашему мнению, Ћ. Ќ. √умилев мыслил более глобально, в историософском дискурсе, и видел свою исследовательскую задачу в изучении зависимости исторической динамики существовавших в истории суперэтносов от динамики их качественного состава. ¬ аналогичном ключе понимал эту зависимость ѕ. ј. —орокин: Ђ—удьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его членовЕ ¬нимательное изучение €влений расцвета и гибели целых народов показывает, что одной из основных причин их было именно резкое качественное изменение состава их населени€ в ту или другую сторонуї [31].†
ѕон€тие Ђкачество населени€ї многогранно и широко используетс€ в исследовани€х, имеющих, как правило, междисциплинарный характер: демографических (см., например: [22; 24]); социологических [18], экономических [23]; социально-психологических [46]; культурологических [29] и др. ¬ исторических исследовани€х оно примен€етс€ как характеристика способности социума адекватно отвечать на вызовы времени и преодолевать кризисы [15, с. 100Ц101], что близко к трактовке этого пон€ти€ Ћ. Ќ. √умилевым и ѕ. ј. —орокиным. ¬ данной статье пон€тие Ђкачество населени€ї будет использоватьс€† в его историософском смысле, так, как его трактовали эти ученые.
ѕо мнению отечественных исследователей, Ђмеханизм формировани€ сли€ни€ идентичности в теории практически не разработанї [56]. Ќе разработан этот механизм и в “ѕј. ¬ статье предложен возможный путь решени€ этой проблемы на основе концептуализации с привлечением пон€тийного аппарата теории пассионарности качественных характеристик общности, выражающихс€, прежде всего, в способности части ее членов к активной целенаправленной де€тельности и самопожертвованию. “акже на этой основе анализируетс€ приобретающа€ в последние годы все большую актуальность проблема Ђподрыва духа самопожертвовани€ї в американской армии (и, видимо, в арми€х других западных стран), что находит свое выражение в постепенном вытеснении Ђнаступательногої героизма Ђоборонительнымї [45]. –ассматриваетс€, как эти процессы могут повли€ть на безопасность –оссии.††††††††††††
јвторы “ѕј и “—», —. јтран и Ё. √омес, в своей совместной статье задаютс€ вопросом: Ђ„то определ€ет Ђбоевой духї, который позвол€ет одной группе комбатантов побеждать другую при прочих равных услови€х?ї [35]. ЂЌадежный и правильныйї ответ на этот вопрос позволит Ђпредсказывать, кто готов сражатьс€, а кто нетї [Ibid]. –езультат исследовани€ генезиса боевого духа представл€ет, таким образом, не только академический, но и военно-политический интерес.
Ќе случайно американские президенты Ѕ. ќбама и ƒж. Ѕайден использовали близкое боевому духу пон€тие Ђво눆 к борьбеї, констатиру€ низкую боеспособность, соответственно, иракской и афганской армий 5 . —. ј.  араганов назвал наличие у элит воли к борьбе (или Ђкуражаї6 ) главным фактором, от которого зависит мощь государств и даже цивилизаций. —реди других факторов он упом€нул качество элит и населени€ в целом [13, с. 8]. ќтсутствие воли к борьбе у элиты и населени€ свидетельствует, очевидно, об их низком качестве. »спользование этого пон€ти€ дл€ характеристики качества населени€ сближает его с пон€тием пассионарности.††
¬. ј. јртамонов определ€ет боевой дух Ђкак совокупность морально-психологических качеств воинов, определ€ющих основу их боеспособностиЕ »менно боевой дух, в основном, решает судьбу битв, войн, народов и государствї [2, с. 131]. ќн св€зывает периоды усилени€ и военные победы –оссии с пиками боевого духа, ее поражени€ Ц с его упадком [2, с. 136Ц145].
ƒругие исследователи также акцентируют внимание на том, что высокий моральный дух воинов составл€ет основу их боеспособности. “ак,†  .  лаузевиц в труде Ђќ войнеї писал, что устойчивость вооруженных сил определ€ет моральный элемент. ”ничтожение вооруженных сил противника не должно ограничиватьс€ уничтожением одних только материальных сил. ¬ажнее уничтожение его моральных сил (цит. по: [27, с. 55Ц56]). ѕо мнению ј.  окса, необходимым условием достижени€ максимальной боевой эффективности подразделени€ €вл€ютс€ его сильна€ сплоченность и высокий моральный дух. —плоченность определ€етс€ как тесный психологический союз или св€зь между членами группы. ћоральный дух Ц это та нематериальна€ сила, котора€ побуждает людей отдавать все свои силы, способности и даже жизнь дл€ достижени€ какой-то цели7 . —лива€сь воедино, моральный дух и сплоченность образуют воинский дух [38].
¬ысокий боевой дух характерен дл€ преданных своему делу участников, сплоченных на основе св€щенных ценностей. Ёто позвол€ет состо€щим из таких участников группам, наход€щимс€ в оппозиции к власти, оказывать сопротивление и часто побеждать более могущественных противников, таких, как арми€ и полици€, которые завис€т от стандартных материальных стимулов [34].
 ачественный состав участников неоднородный. ” некоторых из них €рко выраженна€ группова€ идентичность сочетаетс€ с сохранением сильной индивидуальности и способностью про€вл€ть свою личную свободу воли в форме смелых прогрупповых действий, включа€ крайнее самопожертвование [47, p. 56]. —пособность к самопожертвованию ради группы как результат про€влени€ Ђличной свободы волиї и наличие Ђсильной индивидуальностиї позвол€ет отнести этих индивидов к пассионари€м.
Ёмпирические исследовани€ показали, что примерно у половины опрошенных ливийских комбатантов Ц участников боевых действий братские чувства друг к другу, предрасполагающие к крайнему самопожертвованию, оказались сильнее прив€занности к собственным семь€м [50]. ќднако едва ли результат этих исследований можно трактовать так, что все респонденты из этой половины действительно были способны отдать свою жизнь ради своих товарищей и/или революционных идеалов.  ак отмечают в этой св€зи исследователи, при опросах людей, которые собираютс€ рисковать своей жизнью, всегда есть место дл€ обоснованных сомнений в том, что они говор€т [40]; переход от сообщений о готовности действовать к реальным действи€м при соответствующих услови€х ни в коем случае не гарантирован [36]. ¬ысказываетс€ даже мнение, что сли€ние идентичности св€зано только с за€вленной, но не с реальной готовностью умереть за группу [60].

ѕо-видимому, только сравнительно небольша€ часть респондентов из числа выражающих готовность пойти на самопожертвование действительно способна пожертвовать своей жизнью.   таковым относ€тс€ пассионарии (в пон€ти€х “—» Ђсильно сплоченныеї и волевые индивиды с Ђсильной индивидуальностьюї), а также некотора€ часть гармоничников, наход€ща€с€ под их непосредственным вли€нием, т. е. индуцированна€ ими. ≈сли же это вли€ние отсутствует, то гармоничные люди (а именно они численно преобладают в этносе, доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны [5, с. 404; 6, с. 302]) на жертвенное поведение не способны.

≈сли дл€ пассионариев характерна, как правило, четка€ и определенна€ идентичность, то у части гармоничников она может быть слабой и неопределенной, что инициирует их идентификацию с экстремальными группами. —огласно ћ. ј. ’оггу, автору теории неопределенности-идентичности, (гармоничные) люди мотивированы снижать неуверенность в себе путем групповой идентификации с высокоактивными группами с четко определенными предписывающими идентичност€ми, которые св€заны с популистской идеологией. ” этих групп есть сильное и директивное руководство и идеологические и этноцентрические системы убеждений, запрещающие инакомыслие и предписывающие групповое нормативное поведение [42; 41]. Ёто руководство состоит, очевидно, из пассионариев и приближенных к ним индуцированных гармоничников.

ѕо мнению Ћ. Ќ. √умилева, боеспособность войск зависит от их качественного состава, определ€емого соотношением в них долей различных энергетических типов. Ќаибольшей боеспособностью обладают пассионарии. »з них ЂЕформируютс€ отборные, ударные (т. е. наиболее боеспособные) части. Ќаличие пассионариев в войсках способствует подн€тию воинского духа: два-три пассионари€ могут повысить (посредством пассионарной индукции) боеспособность целой роты... ѕассионарность военного заключаетс€ в том, чтобы ценить победу больше жизниї [5, с. 276Ц277]. ѕоследний тезис Ћ. Ќ. √умилева перекликаетс€ с мнением известного русского военного теоретика ћ. ». ƒрагомирова, утверждавшего, что победа будет за той армией, в которой солдаты проникнуты решимостью добыть ее даже ценою собственной гибели (цит. по: [3, с. 21]). »наче говор€, необходимым условием победы €вл€етс€ наличие в подразделении пассионариев. »х суммарна€ пассионарность вносит существенный вклад в общую пассионарность подразделени€.  . √. ‘румкин, отождествл€€ пон€ти€ боевого духа и пассионарности, пишет, Ђчто побеждают, как правило, те, у кого выше дух, т. е. больше пассионарностьї [33, с. 69]. ”читыва€ двухкомпонентную структуру боевого духа (сплоченность и моральный дух) по ј.  оксу, едва ли можно согласитьс€ с полным отождествлением этих пон€тий, но их тесна€ взаимосв€занность не вызывает сомнений.
Ќаименьшей боеспособностью обладают субпассионарии. Ћ. Ќ. √умилев определ€ет их как Ђкатегорию людей с отрицательной пассионарностьюЕ —убпассионарии способны на нищенство или на разбой, жертвами которого становитс€ основна€ масса населени€Е ќни плохие солдатыї [5, с. 284Ц285, 433]. «начительна€ дол€ субпассионариев в войсках снижает их пассионарность, способствует падению дисциплины и боеспособности.
Ѕоеспособность гармоничных людей имеет средние значени€. ќднако, именно она, в конечном счете, оказывает решающее вли€ние на исход военных кампаний. ¬еличина пассионарности гармоничника всегда меньше таковой пассионари€. Ќо за счет того, что дол€ гармоничников в социуме как минимум на пор€док превышает долю пассионариев, суммарна€ пассионарность гармоничных людей составл€ет основную часть пассионарности войск.†††
Ћ. Ќ. √умилев раздел€ет гармоничников на два подтипа. ѕассионарность тихого обывател€, адаптированного к биоценозу ареала, равна нулю (см. рис. 4 в: [5, с. 339]). »з таких гармоничников почти целиком состоит этнический реликт, пассионарное напр€жение которого (отношение пассионарности общности к числу составл€ющих ее членов, т.е. пассионарность, приход€ща€с€ в среднем на одного индивида) равно нулю [30, с. 537].
ЂЋ. Ќ. √умилев включал в число гармоничных людей также пассионариев (sic.) с низкими степен€ми пассионарности, выражающимис€ в стремлении к успеху и благоустройству без риска дл€ жизниї [30, с. 497]. —ама формулировка ЂстремлениеЕ без риска дл€ жизниї указывает на то, что здесь имеютс€ ввиду те гармоничники, величина пассионарности которых равна (или близка) импульсу инстинкта самосохранени€ (последний, напомним, Ћ. Ќ. √умилев принимает равным 1 у.э.е.) [5, с. 327, 404]. —амосто€тельно, без индуцировани€ пассионари€ми преодолеть инстинкт самосохранени€ и пойти на самопожертвование эти индивиды не могут, поэтому пассионари€ми они не €вл€ютс€.
“аким образом, пассионарность гармоничных людей может принимать значени€ от 0 до 1 у.э.е. включительно. Ётнический реликт, состо€щий из гармоничников с нулевой пассионарностью, обладает низкой резистентностью Ц способностью сопротивл€тьс€ вторжени€м иноземцев [30, с. 515Ц516]. ¬еро€тна€ причина низкой боеспособности таких гармоничников состоит в том, что они не могут индуцироватьс€ пассионари€ми, которые Ђвстречаютс€ в реликтах в виде исключени€, но, не найд€ применени€ своим силам на родине, как правило, эмигрируютї [30, с. 537].†††
ЂЌаиболее заметно €вление пассионарной индукции во врем€ войн, когда пассионарным полководцам удаетс€ вести за собой войска, состо€щие в основном из гармоничных людейї [30, с. 508]. «десь речь идет о тех гармоничниках, величина пассионарности которых превышает нулевое значение. ѕолководцы и их пассионарные сподвижники посредством пассионарной индукции могут существенно увеличить пассионарность войск, состо€щих из таких гармоничников (по Ћ. Ќ. √умилеву, два-три пассионари€ могут повысить боеспособность целой роты), что способствует достижению победы. ћожно выделить два взаимосв€занных способа такого увеличени€: 1) в результате сплочени€ (сли€ни€), например, на основе св€щенных ценностей; 2) увеличени€ величины пассионарности гармоничника под вли€нием пассионари€, в результате которого первый приобретает способность к самопожертвованию, т.е. фактически становитс€ пассионарием. ќстановимс€ на этих способах подробнее.†††††
—огласно Ћ. Ќ. √умилеву, пассионарность есть величина векторна€ [5, с. 286]. »з векторной алгебры следует, что пассионарность какой-либо общности достигает своей максимальной величины при условии, если индивидуальные векторы пассионарности составл€ющих ее пассионариев и гармоничных людей однонаправлены, и в этой общности отсутствуют субпассионарии (отрицательна€ пассионарность субпассионариев означает, что их вектор пассионарности направлен противоположно векторам основной массы социума). — усилением разнонаправленности векторов пассионарность общности падает. ¬ случае предельно атомизированного социума, когда векторы его членов направлены во все стороны подобно иголкам свернувшегос€ в шар ежа, пассионарность общности становитс€ близкой к нулю, и она легко может стать жертвой более пассионарных соседей.
Ћ. Ќ. √умилев такой предельный случай не рассматривает, однако приводит примеры [5, с. 412Ц414] так называемого Ђраскола этнического пол€ Ц образовани€ в рамках этнической системы двух или нескольких целостностей, резко различающихс€ между собой стереотипами поведени€ и ментальностьюї [30, с. 515]. Ќа базе этих целостностей возникают военно-политические группировки, придерживающиес€ диаметрально противоположных идеологических установок. ѕротиворечи€ между ними часто привод€т к вооруженным столкновени€м. ѕри расколе на две целостности векторы пассионарности половины членов общности оказываютс€ противоположно направленными векторам другой половины, и ее результирующа€ пассионарность становитс€ близкой к нулю.†††
Ђѕассионарии, служащие источником индукции, побуждают окружающих людей действовать направленно и координированно, причем решающим €вл€етс€ момент присутстви€ пассионари€-индуктораї8 [30, с. 514]. ¬ыража€сь образно, пассионарии способны генерировать сильный Ђвоздушный потокї, выстраивающий Ђфлюгерыї (векторы пассионарности) членов группы в одном направлении. “аким образом, €вление пассионарной индукции по своим результатам во многом противоположно феномену раскола этнического пол€ и состоит, во-первых, в сплочении (например, на основе св€щенных ценностей) членов группы. ћатематически его можно описать как достижение однонаправленности или, по крайней мере, сонаправленности их векторов пассионарности. ¬ результате этого могут возникнуть группы, пассионарность которых в несколько раз превышает пассионарность соседних общностей, несмотр€ на то, что эти группы многократно уступают им по численности. “аковыми группами могут быть политические движени€, новые религиозные конфессии и ереси, они могут образоватьс€ в результате крупных миграций и завоеваний [30, с. 508]. ¬ военном деле достижение однонаправленности векторов солдат в разы увеличивает пассионарность подразделени€,† дела€ возможным достижение, казалось бы, невыполнимой цели, например, разгром многократно превосход€щего по численности противника.
¬о-вторых, Ђпассионари€м удаетс€ сообщать окружающим люд€м повышенную активность и энтузиазм, которые от природы им не присущи. ќни начинают вести себ€ так, как если бы они были пассионарны. Ќо, как только достаточное рассто€ние отдел€ет этих людей от пассионариев, они обретают свой природный поведенческий и психический обликї [30, с. 508]. »наче говор€, пассионари€м удаетс€ на некоторое врем€ увеличить величину пассионарности тех членов группы, которые наход€тс€ под их непосредственным вли€нием. ¬ результате у гармоничника, пассионарность которого была равна, например, 1 у.э.е. (около 1 у.э.е.), она начинает превышать эту величину, и он превращаетс€ в пассионари€, т. е. приобретает способность к самопожертвованию. ћеханизм этого вли€ни€ может быть св€зан с эмоциональной энергией (историко-социологический анализ этого пон€ти€ см.: [21]).††
Ёто пон€тие имеет, на наш взгл€д, много точек соприкосновени€ с пассионарностью. —огласно –.  оллинзу, эмоциональна€ энерги€ схожа с психологическим пон€тием Ђнапораї, Ђдрайваї. ќна подраздел€етс€ на несколько уровней. ¬ерхний уровень характеризуетс€ энтузиазмом, хорошим самочувствием, средний Ц это уровень обычной нормальности, дл€ нижнего характерны подавленность, отсутствие инициативы и плохое самочувствие [37, p. 108]. Ќапрашиваетс€ сопоставление уровней эмоциональной энергии с градацией пассионарности. Ёнтузиазм, хорошее самочувствие характерны дл€ пассионариев, Ђобычна€ нормальностьї Ц дл€ гармоничников, подавленность, отсутствие инициативы Ц дл€ субпассионариев. Ђ”ровень эмоциональной энергии св€зан с интерактивной активностью индивида, чем она выше, тем более мотивирован индивид к последующим интеракци€м и тем более активную роль он в них играетї [20, с. 66]. ¬ысока€ активность присуща именно пассионари€м.
Ёмоциональна€ энерги€ возникает в результате взаимодействи€ в группе путем участи€ ее членов в интерактивных ритуалах (о теории этих ритуалов –.  оллинза см.: [20]). ќна Ђзар€жаетї их участников энтузиазмом и сохран€етс€ в ситуации, когда они наход€тс€ в одиночестве. „ерез какое-то врем€ эмоциональна€ энерги€ угасает; дл€ ее возобновлени€ индивиды вновь возвращаютс€ к ритуальному участию, чтобы Ђподзар€дитьї себ€ [16, с. 69]. —огласно Ћ. Ќ. √умилеву, €вление пассионарной индукции возможно только в присутствии пассионари€-индуктора и полностью прекращаетс€ при его удалении. Ќапротив, эмоциональна€ энерги€ сохран€етс€ на некоторое врем€ в ситуации, когда участники интерактивных ритуалов наход€тс€ в одиночестве. Ќа наш взгл€д, это положение верно и в отношении пассионарной индукции: индуцированный гармоничник сохран€ет на некоторое достаточно продолжительное врем€ полученный от индуктора Ђзар€дї и в его отсутствии.
ѕассионарий-индуктор (спа€нна€ группа таких пассионариев) в ходе интерактивных ритуалов Ђзар€жаетї членов группы энтузиазмом и сплачивает группу (например, на основе св€щенных ценностей), то есть, соответственно, увеличивает их индивидуальную пассионарность и результирующую пассионарность группы. ”величение индивидуальной пассионарности, по-видимому, субъективно переживаетс€ индуцируемыми гармоничниками как ощущение собственной неу€звимости, что способствует актам самопожертвовани€. Ђѕодзар€дкаї энтузиазмом обеспечивает им также хорошее самочувствие.
¬се это позвол€ет объ€снить, почему, по ћ. ј. ’оггу, Ђнеуверенные в себеї гармоничники стрем€тс€ идентифицировать себ€ с радикальными группами. ¬ этих группах об€зательно наличествуют пассионарии-индукторы, регул€рно провод€щие интерактивные ритуалы, в ходе которых их члены индуцируютс€, получа€ зар€д положительных эмоций. ѕоэтому дл€ борьбы с этими группами необходимо, прежде всего, изолировать индукторов от их Ђпаствыї. ¬ частности, будучи осужденными, они должны отбывать наказание в одиночных камерах, свод€щих к минимуму (в идеальном случае Ц полностью исключающих) контакты со своими сподвижниками.
»так, механизм сли€ни€ идентичности с позиции теории пассионарности можно описать следующим образом. Ќосител€ми и проводниками св€щенных ценностей в группе, готовыми самосто€тельно пойти ради них на самопожертвование, €вл€ютс€ пассионарии Ц индивиды с €рко выраженной групповой и сильной индивидуальной идентичност€ми. ќни способны индуцировать гармоничных членов группы путем нав€зывани€ им базирующейс€ на св€щенных ценност€х групповой идентичности и Ђподзар€дкиї эмоциональной энергией. Ѕлагодар€ этому гармоничные члены группы также приобретают способность к самопожертвованию из-за увеличени€ индивидуальной величины их пассионарности до уровн€ пассионариев. ѕо этой причине, а также в результате сплочени€ на основе св€щенных ценностей пассионарность группы значительно возрастает. Ёто делает возможным эффективную борьбу с другими, более многочисленными группами, в том числе, представл€ющими государство. ƒл€ гармоничных членов группы одним из важнейших побудительных мотивов членства в ней €вл€етс€ получение положительных эмоций в ходе регул€рно проводимых пассионари€ми-индукторами интерактивных ритуалов. ѕоэтому дл€ эффективной борьбы с радикальными группами необходимо, прежде всего, надежно изолировать индукторов от гармоничных членов группы.†††
ѕредложенное объ€снение свидетельствует о несомненно имеющемс€ у теории Ћ. Ќ. √умилева объ€снительном потенциале. ќн не используетс€ в должной мере в обществоведческих науках из-за острокритического отношени€ к теории многих исследователей (обзор критики теории пассионарности и ее основные направлени€ см.: [17]). ќсобенно критикуетс€ (надо признать, небезосновательно) гипотеза Ћ. Ќ. √умилева о мутационном генезисе пассионарности. —уть этой гипотезы состоит в следующем утверждении: пассионарный признак возникает в попул€ции в результате воздействи€ на нее космического излучени€, вызывающего мутацию Ђгена пассионарностиї [30, с. 510Ц512]. ƒл€ придани€ большей научной обоснованности и убедительности теории Ћ. Ќ. √умилева нами была предложена гипотеза о гетерозисном генезисе пассионарности (о ней см.: [26]).
 онцептуализаци€ на основе теории пассионарности феномена самопожертвовани€ как качественной характеристики общности дает ключ к пониманию феномена Ђподрыва духа самопожертвовани€ї в американской армии, наход€щим свое выражение в постепенном вытеснении Ђнаступательногої героизма Ђоборонительнымї. ѕервый выражаетс€ в действи€х по уничтожению вражеских солдат и тем самым обеспечению успеха на поле бо€, второй Ц в действи€х по спасению жизни однополчан или эвакуации тел погибших товарищей [45]. јвторы прогнозируют, что наращивание усилий по минимизации американских военных потерь будет стимулировать широкое использование вооруженными силами (¬—) —Ўј беспилотных летательных аппаратов и других беспилотных систем вооружений в будущих войнах, и американские солдаты больше не будут подвергать опасности свою жизнь. ќни констатируют, что переориентаци€ главной цели ¬— —Ўј от победы над врагами на защиту жизней солдат вызвала сужение доступной военным тактики и породила проблемы дл€ военных стратегов. »х способность решить эти проблемы определит степень, в которой —Ўј смогут использовать военные средства дл€ поддержани€ своей гегемонии [45].
ѕровал военной миссии —Ўј в јфганистане свидетельствует о том, что эти проблемы далеки от разрешени€. ’от€ в последние годы предпринимаютс€ определенные усили€ по их разрешению (о чем подробнее будет сказано ниже), едва ли их удастс€ решить в ближайшем будущем. »бо корень этих проблем кроетс€ в катастрофическом снижении пассионарности североамериканского суперэтноса, вызванным, как нарастающим расколом 9 этнического пол€, так и снижением его пассионарного напр€жени€ из-за значительного уменьшени€ доли пассионариев и увеличени€ доли субпассионариев.
Ётот вывод базируетс€ на анализе этнополитогенеза североамериканского суперэтноса. ≈го государствообразующий американский этнос (WASP-ы) в насто€щее врем€ находитс€ в начале так называемого Ђфазового перехода10 подъем-акматикаї, другие группы западноевропейского происхождени€ Ц в фазовом переходе инерци€-обскураци€ (подробнее об этом см.: [25]). Ђƒл€ каждой фазы этногенеза характерна полоса оптимальных значений, в пределах которых колеблютс€ доли пассионариев и субпассионариев. — началом фазового перехода дол€ пассионариев (наиболее боеспособных членов социума) становитс€ меньше оптимальных значений, а дол€ субпассионариев (наименее боеспособных), наоборот, больше. ”меньшение доли пассионариев и увеличение доли субпассионариев ведут к резкому снижению боеспособности армии. ѕо этой причине начало фазового перехода часто про€вл€етс€ поражением в войнеї [25, с. 118Ц119].
–азгул радикального феминизма (движение ЂMe tooї) и черного расизма (движение ЂBlack Lives Matteї) [10; 19] подводит к выводу, что катастрофическое падение пассионарности затронуло, прежде всего, белых мужчин, составл€вших два-три дес€тилети€ тому назад основную массу пассионариев американского суперэтноса. »з их числа в основном рекрутировалась элита. Ќе удивительно, что Ђсплоченные боевые отр€ды меньшинств обладают преимуществом (выражающимс€ в большей пассионарности их групп. Ц –. —.) в борьбе со старой, морально разложенной (и расколотой. Ц –.—.) элитойї [10, с. 173].
–аскол и снижение пассионарности коснулись и ¬—. “ак, согласно результатам опроса Times среди военнослужащих, проход€щих военную службу, более трех четвертей опрошенных считают, что в последние годы ¬— стали более политически пол€ризованными [61]. ќтличительной чертой пассионариев €вл€етс€ способность к сверхнапр€жени€м, иначе говор€, высока€ стрессоустойчивость. ¬ американской армии этот показатель демонстрирует €рко выраженную тенденцию к снижению на прот€жении нескольких дес€тилетий, что свидетельствует о снижении ее пассионарного напр€жени€. “ак, среди американских военнослужащих, участвовавших в боевых действи€х в јфганистане и »раке, процент лиц с посттравматическим стрессовым расстройством составл€ет более 20%. Ёто в два раза превышает уровень психотравматизации американских военнослужащих в боевых действи€х в  орее (1950Ц1953 гг.) и во ¬ьетнаме (1965Ц1973 гг.). –астет количество самоубийств, среди солдат катастрофически широкое распространение получили различного рода Ђпсихиатрические на≠ркотикиї [14, с. 66Ц67].   самоубийствам и употреблению наркотиков склонны в основном субпассионарии и гармоничники с пассионарностью, близкой к нулю.†††
¬ свете падени€ пассионарности ¬— —Ўј и американского суперэтноса в целом симптоматичным €вл€етс€ прин€тие военным руководством —Ўј новейшей концепции Ђмногосферных (многодоменных) операцийї11 (Multi-Domain Operation). ќна была опубликована в окт€бре 2017 года в брошюре Ђћногодоменна€ битва: эволюци€ действий общевойсковых группировок вооруженных сил в XXI веке, 2025Ц2040 гг.ї (ЂMulti-Domain Battle: Evolution of Combined Arms for the 21st Century 2025-2040ї). Ђ онцепци€ Ђмногосферной операцииї воплощает взгл€ды военного руководства —Ўј на проведение бесконтактной войны с применением высокоточного оружи€, предполагающей отсутствие людских потерь со стороны нападающегоЕ ћассовое применение ЅЋј дл€ выполнени€ основных задач и окончательный разгром противника пилотируемой авиацией позвол€ет сократить людские потери агрессора до минимумаї [53, с. 45Ц46].
»з цитированного можно сделать вывод, что, по сути, концепци€ Ђмногосферных операцийї представл€ет собой попытку обновлен舆 военной стратегии и тактики в Ђконтексте военной культуры, котора€ поклон€етс€ св€тости американской жизниї [45]. ≈е цель состоит в сведении к минимуму негативных последствий дл€ боеспособности современной американской армии Ђподрыва духа самопожертвовани€ї и Ђвытеснени€ наступательного героизма оборонительнымї.
Ђѕротиводействие меропри€ти€м Ђмногосферностиї потребует скоординированных действий государства во всех сферах противоборства в рамках стратегии активной обороны, котора€ с учетом оборонительного характера ¬оенной доктрины –‘ должна предусматривать проведение комплекса мер по упреждающей нейтрализации угроз безопасности государстваї [11, с. 39]. ¬ рамках Ђупреждающей нейтрализацииї военные специалисты обосновывают Ђнеобходимость комплексного авиационного поражени€ важных объектов с целью срыва начального этапа планируемого к проведению в рамках Ђмногосферной операцииї противника интегрированного массированного воздушного удараї [55, с. 29].
ќднако едва ли превентивный авиационный удар может привести к успеху, учитыва€, что Ђобщий авиапарк стран Ќј“ќ и японии обладает почти четырехкратным превосходством над намиї [28]. ќценив возможный состав задействованных в воздушной наступательной операции сил,  . ¬. —ивков сформулировал вывод, что Ђпротив такой мощи наши ¬¬— просто в количественном отношении высто€ть не смогут. ѕоэтому российской ¬оенной доктриной предусмотрено, что при угрозе разгрома наших ¬— и утраты суверенитета и территориальной целостности страны мы можем перейти к применению €дерного оружи€ 12 как тактического, так и стратегического, чтобы остановить агрессиюї [28]. 
¬ случае применени€ –оссией стратегического €дерного оружи€ удары в первую очередь будут нанесены по Ђцентрам прин€ти€ решенийї, т. е. по пунктам государственного и военного управлени€ —Ўј и других стран Ќј“ќ Ц участниц агрессии, а также по объектам их —я— (стратегических €дерных сил). Ёто приведет к ответным ударам по территории –оссии и по объектам ее —я—. Ђќценки гипотетического сценари€, в котором –осси€ нанесла бы разоружающий удар по стратегическим силам —Ўј, показывают, что пор€дка 10 % ћЅ– (межконтинентальных баллистических ракет) Ђћинитмен-3ї и 60Ц70 % американских Ѕ–ѕЋ (баллистических ракет подводных лодок) Ђ“райдент-2ї, наход€щихс€ в море, могли бы быть применены в ответном ударе (примерно 750 боезар€дов)ї [8, с. 68].   этому числу следует добавить не менее двухсот французских (из общего числа более 450 13 ) и около ста английских (из общего числа более 200) боезар€дов.†
„резвычайно важным €вл€етс€ ответ на вопрос, возможно ли кардинально (на пор€док) снизить масштаб ответного удара и избежать катастрофических последствий дл€ страны (такое снижение означало бы, что из примерно 950 нацеленных на –оссию натовских боезар€дов на ее территории взорветс€ около 10 %, т.е. около ста боезар€дов). ћожно выделить два услови€, выполнение которых может способствовать такому снижению. ѕервое из этих условий состоит в том, что удастс€ оперативно Ђдезорганизовать системы управлени€ противника путем уничтожени€ наземной инфраструктуры, обеспечивающей действи€ космических сил и средств. ѕо мнению отечественных военных экспертов, это одно из самых у€звимых мест —Ўј и Ќј“ќї [11, с. 41]. –ешение этой задачи может быть обеспечено применением гиперзвуковых систем, а также Ђударных сил и средств космического базировани€ї [11, с. 41].
¬торое условие состоит в том, что Ђподрыв духа самопожертвовани€ї и Ђвытеснение наступательного героизма оборонительнымї, а также вызванна€ расколом этнического пол€ политическа€ пол€ризаци€ затронули —я— —Ўј, а также ¬еликобритании и ‘ранции. ќ степени его релевантности можно будет судить после проведени€ тщательного исследовани€ и оценки морально-психологического состо€ни€ личного состава —я— Ќј“ќ. ќни могут проводитьс€ как путем изучени€ открытых источников (например, публикаций в журнале ЂMilitary Psychologisї14 (Ђ¬оенна€ психологи€ї)), так и на основе мер разведывательного характера. ≈сли оценка покажет, что неготовность к самопожертвованию и Ђоборонительный героизмї, а также пол€ризаци€ характерны и дл€ большинства подразделений —я—, то это может привести к существенному снижению мощи ответного удара Ќј“ќ.
ќдной из основных задач, решаемых ¬ћ‘ –оссии, €вл€етс€ поиск и обнаружение атомных подводных ракетоносцев веро€тного противника. ¬ случае начала войны они станут одними из первоочередных целей дл€ поражени€. —огласно ¬. ƒворкину, в ответном ударе примут участие две трети американских Ѕ–ѕЋ Ђ“райдент-2ї, наход€щихс€ в море. Ёто возможно в том случае, если их носители Ц американские ракетоносцы типа Ђќгайої не будут своевременно обнаружены и уничтожены средствами противолодочной обороны ¬ћ‘ –оссии. Ќо они обнаружат себ€ в случае пуска ракет, что значительно увеличит веро€тность их уничтожени€. ѕоэтому экипажи натовских ракетоносцев должны быть готовы пожертвовать своими жизн€ми ради выполнени€ боевой задачи. ќднако, если их пассионарность окажетс€ ниже некого критического уровн€, она не будет выполнена. ƒекларируема€ на официальном уровне Ђпоклон€юща€с€ св€тости американской жизни военна€ культураї может подвигнуть командиров ракетоносцев не выполнить приказ о пуске ракет, в особенности, если он будет исходить не от уполномоченных на то структур (если уполномоченные структуры будут уничтожены). Ѕоева€ задача может оказатьс€ невыполненной и в случае, если дл€ офицерского корпуса ракетоносцев будет характерна высока€ степень политической пол€ризации. Ќапример, если офицеры американского ракетоносца раздел€тс€ на два лагер€: консерваторов (трампистов) и леволиберальных демократов (прогрессистов). ѕриказ, отданный от имени президента-республиканца, может вызвать непри€тие у офицеров Ц сторонников демократов, и наоборот.†
Ќизкий боевой дух личного состава, обслуживающего шахтные пусковые установки американских ћЅ– Ђћинитмен-3ї, а также экипажей американских стратегических бомбардировщиков может привести к тому, что часть личного состава и членов экипажей в предвоенной ситуации дезертирует, чтобы спасти свои жизни. Ёто может привести к срыву пусков уцелевших ћЅ– и к невозможности вылета бомбардировщиков или выполнени€ ими боевых задач.
ѕриведенные рассуждени€ нос€т во многом умозрительный характер. ќценка морально-психологического состо€ни€ подразделений натовских —я— поможет про€снить степень реальности описанных выше сценариев. Ќо даже при подтверждении нашего вывода об их в целом низкой готовности к самопожертвованию, веро€тнее всего, будет крайне трудно количественно оценить долю тех подразделений —я—, которые останутс€ верны прис€ге и будут готовы выполнить боевую задачу ценой собственной жизни. ¬полне веро€тны значительные ошибки в ту или другую сторону. ¬ случае если оценка окажетс€ существенно заниженной, это приведет к неприемлемому ущербу дл€ –оссии.
Ёто подводит к выводу, что стратеги€, направленна€ на снижение конфронтации и недопущение масштабного военного конфликта между €дерными державами (ее придерживаетс€ политическое и военное руководство –оссии) €вл€етс€ безальтернативной. ќднако конфронтационна€ политика, проводима€ руководством €дерных стран «апада, прежде всего —Ўј и ¬еликобритании, всел€ет большие сомнени€ в возможность ее реализации. »з-за прогрессирующего снижени€ пассионарности западных элит степень неадекватности этой политики со временем, скорее всего, будет только усиливатьс€, вызыва€ увеличение веро€тности начала военного конфликта. ѕадение интеллектуального качества западных элит [13, с. 15] как одно из следствий снижени€ их пассионарности увеличивает риск прин€ти€ самоубийственных решений. ¬ частности, американска€ элита дл€ выхода из кризиса, чреватого дальнейшим расколом общества и распадом страны, может начать войну Ц традиционное дл€ —Ўј решение, учитыва€ опыт двух мировых войн [12, с. 22]. ƒопускает возможность войны с западными Ђпартнерамиї ¬. Ѕ. «арудницкий [11, с. 35]. ѕо мнению —. ј.  араганова, Ђкрайне высока угроза случайного или непреднамеренного разв€зывани€ войныї [13, с. 17]. ќна может начатьс€ из-за выхода из-под контрол€ региональных конфликтов в силу утраты культуры эскалации нынешними политическими элитами «апада [9, с. 18].
ѕо нашему мнению, риск начала войны резко возрастет в случае, если раскол этнического пол€ североамериканского суперэтноса будет нарастать и приведет к началу гражданской войны в —Ўј [25]. Ёто чревато потерей централизованного контрол€ над американским стратегическим €дерным арсеналом с возможностью его задействовани€ как во внутреннем конфликте, так и нанесени€ ударов по территории других стран (в том числе, по территории –оссии), обвиненных в поддержке одной из противоборствующих сторон.
“аким образом, угроза начала масштабной войны и ее перерастани€ в мировую €дерную войну в насто€щее врем€ достаточно высока и, веро€тнее всего, будет возрастать в ближайшем будущем. ¬ этих услови€х в рамках Ђупреждающей нейтрализации угроз безопасности государстваї необходимо уходить от оборонительной со стороны –оссии стратегии информационного противоборства, цель которого определ€етс€ как Ђразрушение общечеловеческих, государственных, идеологических и культурных основ подвергшейс€ нападению страныї [11, с. 36].  ак показывает успешный опыт де€тельности телеканала RT на западном медиарынке, а также прогрессирующее саморазрушение Ђобщечеловеческих, идеологических и культурных основї западного общества, наступательна€ стратеги€ –оссии в информационном противоборстве с «ападом имеет все шансы на успех.
Ќаступательный характер должна приобрести и психологическа€ борьба, направленна€ на Ђманипулирование социумом, культурной средой, национальным менталитетом и алгоритмами поведени€ населени€ с использованием приемов рефлексивного управлени€ї [11, с. 38]. ќчевидно, в первоочередном пор€дке психологическое воздействие должно быть направлено на личный состав ¬— стран Ќј“ќ с целью упрочение установок на непри€тие самопожертвовани€ и Ђнаступательного героизмаї. Ёта цель не противоречит положени€м новейшей военной доктрины —Ўј, что увеличивает веро€тность ее достижени€.
¬ последние годы возросла веро€тность военного столкновени€ —Ўј с  итаем. Ќачало войны может спровоцировать блокада  итаем “айван€. ¬в€зывание в конфликт —Ўј приведет к эскалации военных действий и к возможному обмену €дерными ударами между —Ўј и  итаем. ѕри реализации этого сценари€ ¬— —Ўј, скорее всего, понесут т€желые потери и будут деморализованы. ¬ случае, если война заденет территорию –оссии, деморализаци€ ¬— —Ўј создаст благопри€тные услови€ дл€ превентивного €дерного удара –оссии по оставшимс€ объектам —я— —Ўј, а также по —я— ¬еликобритании.††††††

¬ заключение можно сформулировать следующие выводы. ћеханизм формировани€ сли€ни€ идентичности можно объ€снить как результат индуцировани€ пассионари€ми гармоничников, в результате которого последние приобретают способность к самопожертвованию. ’арактерные дл€ американской армии и, видимо, армий других западных стран Ђподрыв духа самопожертвовани€ї и вытеснение Ђнаступательногої героизма Ђоборонительнымї €вл€ютс€ следствием падени€ пассионарности западного суперэтноса. Ётот процесс затронул западные элиты и выражаетс€ в их прогрессирующей деградации. Ќеадекватность западных элит €рко про€вл€етс€ в их ставке на усиление конфронтации с –оссией и  итаем, что может привести к агрессии Ќј“ќ против –оссии или к войне —Ўј с  итаем. Ќаступательна€ информационна€ и психологическа€ война –оссии против «апада, продолжающеес€ снижение его пассионарности, †морально-психологический слом —Ўј в результате возможной войны с  итаем дают основание полагать, что превентивный €дерный удар –оссии в ответ на агрессию Ќј“ќ приведет к полному разгрому агрессора и позволит минимизировать мощь ответного удара и избежать неприемлемого ущерба дл€ страны.†

 

—писок литературы
1. јлексеев ». Ћ., —ырейщикова ј. ј. Ќекоторые тенденции изучени€ наследи€ »бн ’алдуна в современной историографии // ¬естник –√√”. —ери€: ѕолитологи€. »стори€. ћеждународные отношени€. «арубежное регионоведение. ¬остоковедение. 2009. є 13. —. 195Ц218.
2. јртамонов ¬.ј. Ѕоевой дух русской армии XVЦXX веков // ¬оенно-историческа€ антропологи€. 2002. — 131Ц147.
3. ¬игоросность и инновации (человеческий фактор как основа модернизации) / ѕод ред. ћ. ѕ.  арпенко. ћ. : »зд-во —√”. 242 с.
4. √арбузов ¬. Ќ. √рани американского раскола // ¬естник –оссийской академии наук. 2021. “. 91. є 7. —. 627Ц632.
5. √умилев Ћ. Ќ. Ётногенез и биосфера «емли. Ћ. : √идрометеоиздат, 1990. 528 с.
6. √умилев Ћ. Ќ., »ванов  . ѕ. Ётносфера и  осмос. ћатериалы ¬торого ¬сесоюзного совещани€ по космической антропоэкологии // √умилев Ћ. Ќ. Ётносфера: истори€ людей и истори€ природы. ћ. : Ёкопрос, 1993. —. 299Ц314.
7. ƒанильченко —. ј. ќтношение к смерти и бессмертию на войне: монографи€ / —. ј. ƒанильченко, –. ¬.  адыров, ¬. ≈.  улешов. ¬ладивосток : “ќ¬ћ», 2007. 113 с.
8. ƒворкин ¬. —окращение наступательных вооружений // ѕолицентричный €дерный мир: вызовы и новые возможности / ѕод ред. ј. јрбатова, ¬. ƒворкина; ћосковский ÷ентр  арнеги. ћ. : ѕолитическа€ энциклопеди€, 2017. —. 54Ц74.
9. ≈встафьев ƒ., »льницкий ј. ѕ€ть гипотез о будущем мире // ћеждународна€ жизнь. 2020. є 8. —. 14Ц23.
10. ∆ежко-Ѕраун ». ¬. Ќовый высший класс: революционна€ смена элит в —Ўј // »деи и идеалы. 2020. “. 12. є 4. „. 1. —. 162Ц190.
11. «арудницкий ¬. Ѕ. ’арактер и содержание военных конфликтов в современных услови€х и обозримой перспективе // ¬оенна€ мысль. 2021. є 1. —. 34Ц44.
12. »льницкий ј. ћ. ћентальна€ война –оссии // ¬оенна€ мысль. 2021. є 8. —. 19Ц33.
13.  араганов —. ј. ”ход военного превосходства «апада и геоэкономика // ѕќЋ»—. 2019. є 6. —. 8Ц21.
14.  ара€ни ј. √.,  ара€ни ё. ћ., «инченко ё. ѕ. јмериканска€ военна€ психологи€ как область специальной практики // Ќациональный психологический журнал. 2014. є 1. —. 65Ц73.
15.  ислый ј. ≈. ƒемоэкономический анализ населени€ катакомбных культур с учетом некоторых исторических закономерностей развити€ //  раткие сообщени€ института јрхеологии –јЌ. ¬ыпуск 225. ћ. : языки слав€нской культуры, 2011. —. 100Ц108.
16.  оллинз –. —оциологи€ философий. √лобальна€ теори€ интеллектуального изменени€. Ќовосибирск: —ибирский хронограф, 2002. 1282 с.
17.  орен€ко ¬. ј.   критике концепции Ћ.Ќ. √умилева // Ётнографическое обозрение. 2006. є 6. —. 22Ц35.
18. Ћокосов ¬. ¬., –юмина ≈. ¬., ”ль€нов ¬. ¬.  ачество населени€ и региональна€ экономика: пр€мые и обратные св€зи // Ёкономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. “. 11. є 1. —. 32Ц42.
19. Ћукин ј. ¬. ѕраво на безумие // –осси€ в глобальной политике. 2021. “. 19. є 5. —. 172Ц192.
20. ѕрозорова ё. ј. “еори€ интерактивных ритуалов –.  оллинза: от микроинтеракции к макроструктуре // ∆урнал социологии и социальной антропологии. 2007. “. 10. є 1. —. 57Ц73.
21. –озов Ќ. —. Ёмоциональна€ энерги€. »сторико-социологический анализ // —оц»с. 2011. є 2. —. 12Ц23.
22. –убин я. ».  ачество населени€. ќ сущности и структуре пон€ти€ // —оц»с. 1998. є 9. —. 87Ц91.
23. –юмина ≈. ¬.  ачество жизни как фактор вли€ни€ на качественные характеристики населени€ // Ёкономика и бизнес: теори€ и практика. 2019. є 7. —. 134Ц139.
24. —аградов ј. ј. “еори€ и методы изучени€ качества населени€. јвтореф. дис. д-ра экон. наук. ћ., 1995. 49 с.
25. —айфуллин –. √. ¬нутриполитическа€ динамика —Ўј: ретроспективный анализ и прогноз развити€ на основе биосоциального подхода // »стори€ и современность. 2018. є 1Ч2. —. 111Ч135.
26. —айфуллин –. √. √ипотеза о гетерозисном генезисе пассионарности как биосоциальной жизнеспособности // ћатериалы III ћеждународной научно-практической конференции Ђ—овременное состо€ние и перспективы развити€ психологии труда и организационной психологииї / ќтв. ред. ј. ј. √рачев, ј. Ћ. ∆уравлев, ј. Ќ. «анковский. ћ.: »зд-во Ђ»нститут психологии –јЌї, 2021. —. 766Ц788; URL: http://суперэтнос.рф/gepotiza_o_geterezisnom_genezise.html
27. —ержантов ј. ¬. “рансформаци€ содержани€ войны: от прошлого к современному // ¬оенна€ мысль. 2021. є 1. —. 45Ц56.
28. —ивков  . ¬. Ќебесные бастионы. ¬¬— –оссии могут достойно выступить лишь в локальной войне // ¬оенно-промышленный курьер. 2019. є 6 (769).
29. —имакина ћ. ј.  ультура в оценке качества населени€ // ƒемографический потенциал стран ≈јЁ—: VIII ”ральский демографический форум. “ом II. ≈катеринбург : »нститут экономики ”рќ –јЌ, 2017. —. 210Ц215.
30. —ловарь пон€тий и терминов теории этногенеза Ћ. Ќ. √умилева // √умилев Ћ. Ќ. Ётносфера: истори€ людей и истори€ природы / сост. ¬. ј. ћичурин, под ред. Ћ. Ќ. √умилева. ћ. : Ёкопрос, 1993. —. 493Ч542.
31. —орокин ѕ. ј. —овременное состо€ние –оссии. ѕрага, 1922.
32. “урчин ѕ. ¬. »сторическа€ динамика. Ќа пути к теоретической истории: ѕер. с англ. ћ. : »зд-во Ћ », 2007. 368 с.
33. ‘румкин  . √. ѕассионарность: приключени€ одной идеи. ћ. : »зд-во Ћ », 2008. 224 с.
34. Atran S. The Devoted Actor: Unconditional Commitment and Intractable Conflict across Cultures // Current Anthropology. 2016. Volume 57, Supplement 13. Pp. S192ЦS203.
35. Atran S., Sheikh H. and Gomez A. Devoted Actors Sacrifice for Close Comrades and Sacred Cause // PNAS. 2014. є 111 (50). Pp. 17702Ц17703.
36. Atran S., Sheikh H. and Gomez A. For Cause and Comrade: Devoted Actors and Willingness to Fight // Cliodynamics: The Journal of Quantitative History and Cultural Evolution. 2014. Volume 5, Issue 1. Pp. 41Ц57.
37. Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton & Oxford, Princeton University Press. 2004. 439 p.
38. Cox A. A. Unit Cohesion and Morale in Combat: Survival in a Culturally and Racially Heterogeneous Environment. Kansas: School of Advanced Military Studies United States Army Command and General Staff College Fort Leavenworth, 1995.
39. Gomez A., Brooks M. L., Swann W. B. et al. On the Nature of Identity Fusion: Insights into the Construct and a New Measure // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. є 100 (5). Pp. 918Ц933.
40. Gomez A., Chinchilla J., Vazquez A. et al. Recent Advances, Misconceptions, Untested Assumptions, and Future Research Agenda for Identity Fusion Theory // Soc. Pers. Psychol. Compass. 2020. є 14. Pp. 1Ц10.
41. Hogg M. A. From Uncertainty to Extremism: Social Categorization and Identity processes // Current Directions in Psychological Science. 2014. є 23. Pp. 338Ц342.
42. Hogg M. A. Uncertain Self in a Changing World: A Foundation for Radicalisation, Populism, and Autocratic Leadership // European Review of Social Psychology. 2020. є 32 (3). Pp. 1Ц34.
43. Ibn Khaldun. ТAbd al-Rahman the Muqaddimah: An Introduction to History. NY : Pantheon Books, 1958.
44. Kaihko I. Introduction to the Armed Forces & Society Forum on Broadening the Perspective on Military Cohesion // Armed Forces & Society. 2018. є 44 (4). Pp. 563Ц570.
45. Lachmann R. and Stivers A. The Culture of Sacrifice in Conscript and Volunteer Militaries: The US Medal of Honor from the Civil War to Iraq, 1861Ц2014 // American Journal of Cultural Sociology. 2016. є 4. Pp. 323Ц358.
46. Obschonka M., Stuetzer M., Audretsch D. B. et al. Macropsychological Factors Predict Regional Economic Resilience during a Major Economic Crisis // Social Psychological and Personality Science. 2016. V. 7 (2). Pp. 95Ц104.
47. Swann W. B. and Buhrmester M. D. Identity Fusion // Current Directions in Psychological Science. 2015. Vol. 24 (1). Pp. 52Ц57.
48. Swann W. B., Gomez A., Seyle D. C. et al. Identity Fusion: the Interplay of Personal and Social Identities in Extreme Group Behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. є 96 (5). Pp. 995Ц1011.
49. Whitehouse H. Dying for the Group: Towards a General Theory of Extreme Self-sacrifice // Behav. Brain Sci. 2018. є 41. Pp. 1Ц10.
50. Whitehouse H., Mc Quinn B., Buhrmester M. D., Swann W. B. Brothers in Arms: Libyan Revolutionaries Bond Like Family // PNAS. 2014. є 111 (20). Pp. 17783Ц17785.
51. Ѕайден объ€снил бегство американских войск из јфганистана. 2021. URL: https://ria.ru/20210816/bayden-1746009167.html (дата обращени€: 29.10.2021).
52.  авинова ». ѕ. ѕсихическа€ эпидеми€ как социальный феномен // √уманитарный вестник. 2018. є 9 (71). [Ёлектронный ресурс]. UPL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskaya-epidemiya-kak-sotsialnyy-fenomen (дата обращени€: 29.10.2021).
53. ћихайлов ƒ. ¬. ¬ойна будущего: возможный пор€док нанесени€ удара средствами воздушного нападени€ —Ўј в многосферной операции на рубеже 2025Ц2030 годов // ¬оздушно-космические силы. “еори€ и практика. 2019. є 12. —. 44Ц52. [Ёлектронный ресурс]. UPL: https://vva.mil.ru/upload/site21/QnbzgbJfny.pdf (дата обращени€: 29.10.2021).
54. —ериков ј. ≈. —мыслы самопожертвовани€ и его прототипы в традиционной культуре // ћеждународный журнал исследований культуры. 2017. є 4 (29). —. 104Ц112. URL: http://www.intelros.ru/pdf/isl_kult/2017_04/11.pdf (дата обращени€: 29.10.2021).
55. —тучинский ¬. ».,  орольков ћ. ¬. ќбоснование боевого применени€ авиации дл€ срыва интегрированного массированного воздушного удара в многосферной операции противника // ¬оздушно-космические силы. “еори€ и практика. 2020. є 16. —. 29Ц36. [Ёлектронный ресурс]. URL: https://vva.mil.ru/upload/site21/Ndz0E2BEpk.pdf (дата обращени€: 29.10.2021).
56. “хостов ј. Ў., –ассказова ≈. ». »дентичность как психологический конструкт: возможности и ограничени€ междисциплинарного подхода // ѕсихологические исследовани€. 2012. “. 5, є 26. —. 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/771-rasskazova26.html (дата обращени€: 29.10.2021).
57. ”каз ѕрезидента –‘ є 355 от 02.06.2020 Ђќб ќсновах государственной политики –‘ в области €дерного сдерживани€ї. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006020040?index=4&rangeSize=1 (дата обращени€: 29.10.2021).
58. ядерна€ программа ‘ранции. —правка // –»ј Ќовости. 12.02.2010. URL: https://ria.ru/20100213/208867767.html (дата обращени€: 29.10.2021).
59. Gil-Gimeno J. аnd Capdequi C. S. The Persistence of Sacrifice as Self-Sacrifice and Its Contemporary Embodiment in the 9/11 Rescuers and COVID-19 Healthcare Professionals // Religions. 2021. є 12 (5), 323. URL: https://www.academia.edu/47894847/The_Persistence_of_Sacrifice_as_Self_Sacrifice_and_Its_Contemporary_Embodiment_in_the_9_11_Rescuers_and_COVID_19_Healthcare_Professionals (дата обращени€: 29.10.2021).
60. Lankford A. Strength in numbers: A Survival Strategy that Helps Explain Social Bonding and Commitment // Behavioral and Brain Sciences. 2018. є 41. e208. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/behavioral-and-brain-sciences/article/abs/strength-in-numbers-a-survival-strategy-that-helps-explain-social-bonding-and-commitment/C3EE122BA242DE5C618519DA35885291 (дата обращени€: 29.10.2021).
61. Shane L. Troops See Rising Political Tension in the Ranks, Poll Shows. 2018. URL: https://www.militarytimes.com/news/pentagon-congress/2018/10/17/troops-see-rising-political-tension-in-the-ranks-poll-shows/ (дата обращени€: 29.10.2021).

ѕримечани€

1. Ѕлизкую идею сформулировал еще в 2002 г. отечественный историк ¬. ј. јртамонов: Ђ—оедин€€сь с ¬ысшим »деалом, воины станов€тс€ подвижниками и считают за счастье умереть за великие идеиї [2, с. 132].

2 —редневековый арабский мыслитель »бн ’алдун ввел пон€тие Ђасаби€ї, характеризующее качество групп [43]. ѕ. ¬. “урчин отмечает его близкую св€занность с пон€ти€ми Ђсоциальна€ сплоченностьї и Ђколлективна€ солидарностьї и определ€ет асабию как способность группы защищать себ€ и свои ресурсы (например, территорию), а также† расшир€ть свою власть на другие группы и их ресурсы [32, с. 89].  ак Ђвоинственную сплоченностьї трактует асабию Ќ. —. –озов [21], как Ђплеменную солидарностьї Ц ». Ћ. јлексеев  и ј. ј. —ырейщикова. ѕо их мнению, стержень этого пон€ти€ составл€ет иде€ приверженности интересам и чести той группы, с которой идентифицирует себ€ человек, и готовность отстаивать их любой ценой вплоть до самопожертвовани€. Ќа этом основании эти авторы считают наиболее адекватным русским аналогом асабии пон€тие Ђпассионарностьї [1, с. 217], что позвол€ет говорить о его близости пон€ти€м Ђсоциальна€ сплоченностьї и Ђколлективна€ солидарностьї.†

3 —пособность к сверхнапр€жени€м означает, по-видимому, способность выдерживать психоэмоциональные перегрузки. »наче говор€, она означает высокую стрессоустойчивость.††††

4 √армоничные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себ€ подобно им [5, с. 276], в том числе, станов€тс€ способны на самопожертвование. Ёто €вление Ћ. Ќ. √умилев назвал Ђпассионарной индукциейї (о ней подробнее см.: [30, с. 508]).††††

5 ¬ысказывание Ѕ. ќбамы о боеспособности иракской армии см. в: [38]. ƒж. Ѕайден в своем обращении к нации по вопросу вывода войск из јфганистана сказал: Ђћы дали афганским союзникам все возможности дл€ того, чтобы определить свое собственное будущее, но мы не смогли дать им волю к борьбе за это будущееї [51].

6 —инонимичное куражу психологическое пон€тие Ђдрайвї, схоже, по мнению –.  оллинза, с пон€тием Ђэмоциональна€ энерги€ї [37, p. 108].

7 “рактовка морального духа ј.  оксом практически идентична пониманию Ћ. Ќ. √умилевым пассионарности как характеристики поведени€.

8 явление пассионарной индукции и роль в нем пассионари€-индуктора сходны, на первый взгл€д, с так называемым Ђиндуцированным психозомї Ц €влением, лежащим в основе† психических эпидемий. ќднако, несмотр€ на некоторое внешнее сходство, эти €влени€ кардинально различаютс€ между собой. √лавное отличие состоит в том, что участниками индуцированного психоза Ц провокатором-индуктором и индуцируемым им реципиентами €вл€ютс€ лица† с неуравновешенной† психикой либо даже с выраженными психическими расстройствами [52]. “огда как пассионарий и абсолютное большинство индуцируемых им гармоничников Ц это психически здоровые люди.

9 –аскол и св€занный с ним острый кризис западного (прежде всего, американского) общества констатируют исследователи разных направлений: политологи [4], социальные философы [10], военные [12] и др.†

10 ќ кризисных периодах фазовых переходов, характерным признаком которых €вл€ютс€ внутренние смуты и крупные военные поражени€, см.: [5, с. 385Ц386].

11 Ќа развитие принципа Ђмногосферностиї в военном деле, когда Ђна смену традиционным военным действи€м, строго распределенным по физическим сферам, приход€т объемные, проводимые одновременно во всех сферах противоборстваї, указывает начальник ¬оенной академии √енерального штаба ¬. Ѕ. «арудницкий [11, с. 38].

12 —огласно п. 17 ”каза ѕрезидента –‘ є 355 от 02.06.2020 Ђќб ќсновах государственной политики –‘ в области €дерного сдерживани€ї, Ђ–‘ оставл€ет за собой право применить €дерное оружиеЕ в случае агрессии против –‘ с применением обычного оружи€, когда под угрозу поставлено само существование государстваї [57].†

13 ¬ начале XXI века на вооружении ‘ранции имелось 384 стратегических боезар€дов на подводных лодках и 80 единиц тактического €дерного оружи€ авиационного базировани€ [58].

14 ќдна из функций военной психоло≠гии в ¬— —Ўј состоит в сохранении психологической упругости (англ. Ђresilienceї Ц пон€тие, имеющее много общего с пон€тием Ђпассионарностьї (подробнее см.: [26]) и боевой активности. Ёта функци€ реализуетс€ посредством осу≠ществлени€ психологического отбора лиц, готовых к участию в боевых действи≠€х, несмотр€ на угро≠зу ранени€ или смерти [14, с. 69].